ЛАЛО Шарль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЛАЛО (Lab) Шарль
род. 1877, Перигю - ум. 1 апр. 1953) - франц. эстетик. Его эстетическое учение имеет ярко выраженную социологическую направленность. Кроме социологии в качестве вспомогательных использует также и др. науки, особенно психологию. Осн. произв.: "Introduction д l&esthetique", 1912; "L Art et la vie sociale", 1921; "L&Expression de la vie dans 1&art", 1933; "Esthetique du rire", 1949.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАЛО Шарль
французский эстетик; p. 24. 2. 1877 (Перигю) — ум. 1. 4. 1953; его эстетическое учение имеет ярко выраженную социологическую направленность, кроме социологии в качестве вспомогательных использует также другие науки, включая математику, физиологию и особенно психологию. Осн. соч.: Introduction à l’ésthétique, 1912, 1925 (рус. пер.: Введение в эстетику, 1915); L’art et la vie sociale, 1921; L’expression de la vie dans l’art, 1933; Esthétique du rire, 1949; Notions d’esthétique, 1952.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАЛО Шарль

(1877 – 1 апр. 1953) – франц. эстетик, позитивист, председатель Франц. общества эстетики (Soci?t? franсaise d´esthetique). С позиций позитивистской "формальной эстетики" Л. выступал против иррационализма (Бергсон, Кроче) и субъективизма в эстетике, в частности против т.н. теории вчувствования ("Эстетич. чувства" – "Les sentiments esth?tiques", 1910). В ранних своих работах под влиянием Гельмгольца стремился построить муз. эстетику на экспериментальной основе. В последующем разрабатывал и более общие вопросы эстетики: о связи искусства с обществ. жизнью ("Искусство и социальная жизнь" – "L´art et la vie sociale", 1921; "Выражение жизни в искусстве" – "L´expression de la vie dans l´art", 1933), с моралью ("Искусство и мораль" – "L´art et la morale", 1922), с половым инстинктом ("Прекрасное и половой инстинкт" – "La beaut? et l´instinct sexuel", 1922). В соч. "Введение в эстетику" ("Introduction ? l´esth?tique", 1912, рус. пер. 1915) Л. вслед за Гюйо развивал положение о том, что иск-во есть игра, однако считал, что оно имеет социальный характер, т.к. восстанавливает "полноту гармонии жизни". Согласно Л., иск-во является не отражением жизни, а лишь эстетич. реакцией на различные ее явления. В 30-х гг. Л. снова возвращается к теории музыки и к проблемам структуры художеств. произведений, приближаясь к распространенному на Западе "структурализму". Соч.: L´esth?tique exp?rimentale contemporaine, P., 1908; Esquisse d´une esth?tique musicale scientifique, P., 1908; 2 ?d., ?l?ments d´une esth?tique musicale scientifique, P., [1939 ]; La faillite de la beaut?, P., 1923 (совм. с А.-М. Lalo); Notions d´esth?tiques, P., 1925. И. М?ца. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАЛО (Lalo) Шарль
1877—1953) — фр. эстетик. Будучи сторонником позитивизма в философии, Л. тем не менее выступил против экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнера, а также (как и Сурьо) против эстетических идей Бергсона, что послужило поводом квалифицировать его взгляды, как «антибергсоновскую реакцию» во фр. эстетике 20-х гг. Сторонник эстетики, основанной на научном знании, Л. считал, что она должна учитывать не только субъективные (психологизация), но и объективные факторы (уровень техники, политическая и религиозная жизнь об-ва, быт и т. д.), использовать в своих исследованиях достижения др. наук, в т. ч. математики, социологии, механики, физиологии, психологии. Рассматривая отношения об-ва и художника, Л. утверждал, что в зависимости от особенностей психики последнего его творчество может развиваться в одной из трех форм: иск-во вблизи жизни, искусство для искусства, иск-во вдали от жизни. Считая первую и третью форму крайностями, Л. только в средней усматривал наиболее естественную и плодотворную для иск-ва форму бытия, когда художник занят прежде всего созданием эстетически значимого произв. Гл. в худож. произв., согласно Л., является его структура, возникающая в результате полифонической (Полифония) организации эстетических и внеэстетических элементов и обеспечивающая его гармоничность. В методологии Л. получили отражение его занятия музыкальной эстетикой. Утверждая автономию иск-ва по отношению к социальной жизни и отказывая ему в возможности познания объективной реальности, Л. теоретически закреплял формалистические устремления буржуазного иск-ва первой половины XX в. (Формализм). Осн. работы: «Современная экспериментальная эстетика» (1908), «Набросок научной музыкальной эстетики» (1908), «Эстетические чувства» (1910), «Введение в эстетику» (1912), «Искусство и общественная жизнь» (1921), «Понятие эстетики» (1925).

Источник: Эстетика: Словарь