Лакцы (106,2 тыс. чел. 1989) мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христ-во из соседней Кавказской Албании и Грузии (4–5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8–9 вв.) и были активными его проводниками среди др. народов. Аул Кумух был одним из центров мусульманской учености, здесь жил шейх Джамалуддин муршид трех имамов Дагестана: Гази-Ма-гомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Лакцы, хотя и не вошли в состав имамата, активно помогали Шамилю в его борьбе. Суфизм (накшбандийская ветвь) сыграл большую роль в том, что ре лиг. традиции не были растеряны при советской власти. В то же время мн. рядовые верующие отошли от исполнения осн. релит, обязанностей. Исламские традиции, в т. ч. и мусульманская ученость, сохранили суфийские шейхи и их мюриды. Сегодня наблюдается возрождение ре лиг. жизни; служителями культа ведется активная проповедническая деятельность. Однако все еще мало мечетей, а те, что имеются, слабо посещаются верующими. Даже в знаменитом Кумухе порой не собирается того кол-ва верующих (40 чел.), к-рое необходимо по канонам шафиитского толка, чтобы пятничная молитва считалась действительной. Ситуация может измениться, если в аулы придут молодые муллы, обучающиеся сегодня в исламских вузах и медресе Дагестана, России, зарубежных стран. С 1992 действует религ. общество «Нурданул чирах» («Светоч веры»). У лакцев имеется свое Духовное управление.
Сохраняются нек-рые элементы домонотеистических верований, характерные в целом для народов Нагорного Дагестана (аварцев, даргинцев и др.). Известен персонаж типа албасты. Последние годы среди лакцев активно пропагандируются ваххабитские идеи (см. Ваххабизм).