(1823, Бегей, Жирода, – 1903, Париж) – представитель позитивизма, ученик О. Конта. Учился в Бордо, сначала в частной школе, затем в лицее. Преподавал математику в Париже, с 1892 возглавлял кафедру общей истории наук в Коллеж де Франс. После смерти Конта стал президентом Позитивистского общества. Л. различал первую и вторую философию. Первая охватывает совокупность общих законов, вторая – законы, свойственные отдельным группам явлений, упорядоченным, по степени их сложности, различными науками (от математики до морали). Выделяя два главных предмета первой философии – человека и мир, – Л. подробно анализирует законы, действие которых относит к области человеческого рассудка (например, внутренние образы всегда имеют менее живой характер, чем внешние впечатления) и мира в целом (например, всегда существует эквивалентность между действием и противодействием). При этом истинная философия, по Л., должна отказаться от бесплодных попыток исследования первоначал бытия. Принимая учение Конта о трех стадиях эволюции человечества, Л. заявлял, что политика должна основываться на знании истории. Социальные явления подчинены неизменным законам; будущее можно научно предвидеть, если опираться на философский анализ прошлого. «Окончательным» политическим режимом, к которому движется человечество, Л. считал социократию, отличающуюся прежде всего мирным и индустриальным характером. Будущий общественный строй не упраздняет социальных различий: как и Конт, Л. считал неизбежным деление людей на «предпринимателей» и «пролетариев». Позитивная политика, по Л., означает централизованное управление «интеллектуальными силами» людей: социократия устраняет «метафизическую догму» о самостоятельности индивидуального разума и предполагает «позитивную религию» человечества и «доказуемую веру», которые приходят на смену устаревшим теолого-метафизическим воззрениям. Возникновение социократии, считал Л., должно быть следствием систематического улучшения существующего общества, а не его революционного преобразования.
Соч.: Cours philosophique sur l’histoire générale de l’humanité. P., 1859; Les grands types de l’humanité. V. 1–2. P., 1875–1876; Le positivisme et l’économie politique. P., 1876; La révolution française (1789–1815). P., 1880; Cours de philosophie première. V. 1–2. P., 1889–1890. A.A. Кротов