лаборатория

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЛАБОРАТОРИЯ
[ср.-век. лат. laboratorium от лат. laboro работаю] – 1) помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами; 2) самостоятельное учреждение или отдел, подразделение в составе научного учреждения, министерства, предприятия, учебного заведения, проводящее научные, производственно-контрольные эксперименты или учебные занятия, одна из форм организации научно-педагогических коллективов по исследованию какой-л. актуальной научной проблеме, напр. лаборатория педагогической инноватики и др.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

лаборатория
ЛАБОРАТОРИЯ — элемент социальной структуры науки и место производства научного результата. Термины «Л.» и «лаборант» восходят к Р. Бойлю, организатору одной из первых научных лабораторий в современном смысле слова. Социологи науки наиболее влиятельной в середине 20 в. школы Р. Мертона четко различают две функции Л.: Л. как социальное образование, позволяющее осуществить связь ученых с др. подразделениями социального института науки и с обществом в целом; Л. как место проведения научных исследований и профессионального общения ученых. В первом случае в Л. предполагается иерархический тип отношений: начальник — подчиненный, старший научный сотрудник — младший; а также разделение труда: администратор — ученый, теоретик — экспериментатор, генератор идей — исполнитель. Во втором случае имеется в виду профессиональное общение ученых по решению научных проблем, когда успех не зависит от положения члена коллектива на социальной лестнице: генератором идей может быть и младший научный сотрудник. Основная идея такого подхода к пониманию Л. состоит в разделении социального и логического; функционирование социального института науки не влияет на логику научного мышления, научные идеи в любом случае развиваются по своим законам и остаются вне поля зрения социолога.         Во второй половине 20 в. в контексте антропологии науки, или микросоциологии. (К. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар), позиция исследователей меняется. Доминирующей становится идея социального конструирования научного знания; социология претендует на решение проблем, традиционно принадлежавших философии науки. Отсюда и соответствующий взгляд на Л. Не существует никакой рациональности, специфичной именно для научной деятельности, утверждают социологи, и нет никакой разницы между научным и повседневным рассуждением. Ученый — это практический мыслитель, и противоположность социального и когнитивного в его деятельности стирается. Отвергается традиционное представление о том, что ученый изучает природу. Реальность, с которой имеют дело ученые, в значительной степени предварительно переконструирована, а то и полностью воссоздана человеком. Соответственно меняется и взгляд на Л. В ней нет природы, Л. — это скопление инструментов, приборов, химической посуды, экспериментального материала. Поскольку результаты научной деятельности несут на себе печать индивидуальных, случайных особенностей познавательного процесса, ставится под вопрос возможность их воспроизведения в др. Л.         Коль скоро в Л. нет природы, утверждает Кнорр-Цетина, то нет, соответственно, и истины. Язык ученых содержит многочисленные высказывания относительно того, что является истинным и что таковым не является. Но эти высказывания ничем не отличаются от нашего повседневного использования слова «истинный» и имеют мало общего с эпистемологическим понятием истины. Если и существует стимул, который может побудить ученых в Л. к деятельности, то это их стремление заставить вещи «работать», что связано с желанием добиться, скорее,успеха, чем истины. В Л. не следует проводить жесткое разделение между учеными и неучеными; здесь доминирующими являются не профессиональные, а социальные связи. Именно поэтому, считает Кнорр-Цетина, более плодотворным является понятие научной Л., а не научного сообщества.         В научном познании присутствуют два полюса: познающий субъект и предмет его деятельности. К середине 20 в. развитие позитивистского понимания науки в лице логического позитивизма привело к устранению из концепций науки не только субъекта, но и предмета: наука — это язык и ничего более. В конце 20 в. социологические интерпретации науки, в которых все внимание сконцентрировано именно на субъекте, несмотря на всю, вроде бы, их противоположность позитивизму, пришли к аналогичному выводу. Устранение из концепций науки на этот раз предмета изучения, природы как независимой от человека, приводит в конце концов к устранению и субъекта: в лаборатории нет разницы между ученым и неученым, субъект-предметное отношение перестает играть свою первостепенную роль.         Л.А. Маркова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Лаборатория онтологических понятий: антоний Сирект и Антонио Тромбетта - скотисты XV в

Вдовина Галина Владимировна
В статье рассмотрены «Трактат о формальностях» парижского францисканца Антония Сиректа и комментарии к нему итальянского францисканца Антонио Тромбетты. Оба автора принадлежат к так наз. формалистской традиции XV в.
Читать PDF
0.00 байт

«Теоретическая лаборатория» современного либерализма

Каменская Галина Валентиновна
В статье обосновывается идея принципиального различия между классической либеральной теорией и постклассическим либерализмом.
Читать PDF
0.00 байт

«Лабораторно-онтологический эксперимент» событий войны и экзистенция свободы выбора: Ж. -П. Сартр и

Хусаинова Айсылу Хамзеевна
Рассматривается онтология войны и проблема существования человека в философии экзистенциализма и свобода его выбора.
Читать PDF
0.00 байт

Технонаука и перспективы улучшения человека: "я уже вижу наш мир, который покрыт паутиной лаборатори

Брызгалина Е.В.
Рассматриваются две особенности технонауки, которые значимы для изучения перспектив проектов улучшения человека. Первая особенность предмет ее исследования является искусственным по своему происхождению, т.е. создан ным человеком.
Читать PDF
0.00 байт

2018.04.031. КАРДУЛЛО П., КИЧИН Р., ФЕЛИЧАНТОНИО Ч. ЖИВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И СВОБОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В НЕО

Пястолов С.М.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ЦЕНТР)

    лаборатория, в том числе лаборатория государственных органов, проводящая испытания продукции на соответствие требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации.
  • ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛЕВАЯ

    наиболее распространенная и оправдавшая себя на практике форма проведения полевого исследования. Основные задачи полевой лаборатории – обеспечение соблюдения инструкций, определяющих основны
  • ЛАБОРАТОРИЯ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА

    подразделение научной либо учебной организации, оснащенное реальным учебным, исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

    разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются сл
  • ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

    учебное либо научное издание, позволяющее имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер и
  • ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

    1) часть исследовательской деятельности, выполненная непосредственно в лаборатории; 2) форма организации учебно-исследовательского процесса, направленная на получение навыков практической деяте
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

    разновидность практического учебного занятия. Само значение слов лаборатория, лабораторный происходит от лат. labor – труд, работа, трудность; laboro – трудиться, стараться, хлопотать, заботиться, прео