(20.7.1932-27.3.2007) - спец. в обл. филос. антропологии и социол. личности, этики и эстетики; д. филос. н., проф. Р. в г. Новая Ладога Ленингр. обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1955) и асп. того же ф-та (1965). С 1956 — преп., доц. Кишиневского с.-х. ин-та. В 1967-83 — инструктор, консультант Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС. С 1983 по 1987 — нач. Гл. управления преподавания обществ, наук Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. С 1987 — проф. кафедры филос. АОН, с 1992 зав. кафедрой филос. Гос. ун-та управления. Канд. дисс. — «Коммунистический идеал и его роль в воспитании трудящихся» (1965). Докт. дисс. — «Диалектика развития личности в социалистическом обществе» (1985). Акад. Международной академии наук высшей школы (1997). В 1993-99 — вице-президент РФО. В трудах К. разрабатывается концепция подлинного человеческого бытия как основание филос. универсального гуманизма. Бытие предстает как многосторонний непрерывный процесс дух.-практич. производства, интенсивного воспроизводства человеческой жизни, самореализации личности, ценностно ориентированной на достижение вершин ее целостного развития; свободы. Он требует ее значительных интеллектуальных, моральных, эмоционально-эстетич. и волевых усилий; самоорганизации, утверждения соответствий соц.-нравств. инфраструктур, воспитательных методов. Свобода — сущностный атрибут бытия, завоевывается в восходящем движении к универсальности потребностей и способностей субъекта, опираясь на творч. деяния. Культура как путь к свободе служит ее высокой технологией, реализуясь через дух. труд, рост эрудиции, образованности, самосознания, способствует преодолению отчуждения. Диалектич. подход к становлению личностной и соц. гармонии раскрывается в иерархии стратегий, целей и средств конструктивной деятельности гармонизации. Среди ее предварительных условий и предпосылок — разрешение жизненных противоречий и конфликтов, ликвидация деформаций, установление элементарного порядка, сознательной самодисциплины, обеспечение безопасности, стабильности, оптимальности функционирования ин-тов, эффективности соц., экон., культурной политики, утверждение принципов и норм демократии. К. исследовал целостную систему идеалов как критериев процесса возвышения личности, типологию ее культурного развития в позитивных и негативных аспектах, в контексте формирования ноосферной цивилизации — перспективы совр. России, человечества.
Соч.: Диалектика развития личности в социалистическом обществе. М., 1985; Красота — свобода — человеческое богатство: проблемы эстетического развития личности // Эстетическое воспитание в техническом вузе. М., 1991; Целостность как диалектическая парадигма социального управления // Социальное управление: философские, психологические, организационные и экономические проблемы. М., 1994; Философская концепция культуры: сотрудничество светского мировоззрения и религии // Культура и религия: линии сопряжения. М., 1994; Этическое основание человеческого бытия в аспекте диалектики гуманизма // Человек — Философия — Гуманизм. Т. 6. Философия культуры. СПб., 1997; Гуманистическая светская духовная культура: понятие, ценностное содержание, мировоззренческий статус // Наука и здравый смысл в России. М., 1998; Фило софские проблемы гуманистического мировоззрения в канун третьего тысячелетия новой эры // Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития. Казань, 1999; Воспитание как социально-культурный процесс // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М., 2001.
КВАСОВ Григорий Григорьевич
КВАСОВ Григорий Григорьевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009