Родился 8 мая 1939 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1967), аспирантуру там же (1970). С 1970 на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, с 1984 – проф. В 1986-1992 гг. зав. кафедрой истории отечественной философии. В 1980 г. защитил докторскую диссертацию «Религиозный идеализм в России эпохи империализма». В 1986-1992 гг. гл. ред. журнала «Вестник МГУ. Философия». С 1996 г. гл. ред. журнала «Здравый смысл». Составитель, редактор и автор предисловий к изданиям на русском языке сочинений Дж. Лоллера, Говарда Парсонса, Пола Куртца. Специалист по истории русской философии. Трактует мировоззрение В. И. Ленина как теоретическую прак тику с уже объективно данной теорией. Вводимое в этой связи понятие «посттеоретическое» имеет целью подчеркнуть «вторичный» характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристскую теорию практики. Специальное внимание уделено специфике ленинизма как особенного понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным. Его оригинальность усматривается в метатеоретическом (структурном, функциональном и общетеоретическом) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера. Рассматривая марксизм как теоретический объект, погруженный в общественную жизнь, Ленин выявил ряд детерминаций и закономерностей его исторического развития, социального функционирования и теоретического роста. Однако его восприятие как строгой нормальной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих социально-политическим идеалам и целям большевизма. Один из лидеров светского гуманизма и методологического скептицизма. Проанализировал экзистенциальные, психологические, нравственные и правовые основы гуманизма, дал интерпретацию происхождения, смысла и перспектив человека, определил параметры гуманистического стиля мышления и образа жизни. Мир истолкован как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия (природы), общества и человека; развивается концепция транссубстанциальных коммуникаций, в которых человек предстает как генетически связанная, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной взаимоинтегрированности с другими субстанциальными реальностями. Уделил внимание третьей субстанциальной действительности – неизвестности, показана ее связь с действительностями бытия и ничто, артикулированы гносеологический, психологический и «онтологический» ее аспекты. Специальное внимание уделено взаимодействиям человека и неизвестности, а также экспликации субстанциальных начал человека как уникального генетически данного единства бытия, ничто и неизвестности, реализующего проект созиданием себя в качестве четвертой субстанции мира через творческий разрыв и новый уровень коммуникаций с исходными первоосновами природы. Предпринял опыт соединения анализа философских проблем (истина, заблуждение, неизвестность, рациональность, формирование этических суждений, совершенствование) с описанием современных практик повседневности, связанных с различными формами информационного воздействия, особенно с манипулятивными, перверсивными и мошенническими технологиями, несущими угрозы свободе, достоинству и здоровью человека.
Основные публикации: Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975; Марксистская философская мысль в США. М., 1980; Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980; Философия Вл. Соловьева. М., 1988; Что такое философия? М., 1989; Мировоззрение В.И. Ленина. М., 1990; Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990. № 2, 3; Бремя настоящего... // Вестник МГУ. Философия. 1990. № 2; Разговор с собой о смысле // Там же. 1991. № 2; Личная метафизика надежды и удивления. М., 1993; Гуманизм в России: возможность или действительность? // Здравый смысл. 1996. № 1; По какую сторону добра и зла? // Там же. 1998. № 6; Базовые характеристики гуманистического мировоззрения // Там же. Спец. вып. 1998; Россия, гуманизм и открытое общество // На пути к открытому обществу. М., 1998; Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.; СПб., 1998; Российское гуманистическое общество // Здравый смысл. 2000. № 16; Международное гуманистическое движение и «Гуманистический манифест 2000» // Современный гуманизм: Материалы и исследования. М., 2000. В соавт.; Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. № 4; Основы современного гуманизма. М., 2002. В соавт.; Человечность человека. Основы современного гуманизма. М., 2005. В соавт.; Мыслители России. М., 2006; Неизвестность. М.; Ижевск, 2006. В соавт.; Научное мировоззрение и гуманизм // Вестник МГУ. Философия». 2006. № 4; Не дай себя обмануть. Введение в практическое мышление. М., 2007; Стать собой. М., 2010; Личность и просвещение: от постмодернизма к неомодернизму. М., 2011; Непостижимое Семена Франка: Эссе о неизвестности. М., 2014.
КУВАКИН Валерий Александрович
КУВАКИН Валерий Александрович
Источник: Философы современной России. 2015 г.
КУВАКИН Валерий Александрович
(р. 8.5.1939) — спец. по истории филос; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1967), асп. того же ф-та (1970). С 1970 работает на филос. ф-те МГУ, с 1984 - проф. В 1986-92 - зав. кафедрой истории филос. народов СССР (ныне кафедра истории рус. филос). Докт. дисс. — «Религиозный идеализм в России эпохи империализма» (1980). Гл. ред. (до 1992) ж. «Вестник МГУ. Сер. "Философия"». Гл. ред. ежеквартальника «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» (с 1966). Сост., ред. и автор предисловия изд.: «Дж. Лоллер. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм» (М., 1982); «Г. Парсонс. Человек в современном мире» (М., 1985); автор предисловия к кн. «Пол Куртц. Запретный плод. Этика гуманизма» (М., 1993); общая ред. и автор предисловия к кн. «Пол Куртц. Искушение потусторонним. Гуманистический анализ религии и паранормального» (М., 1999). «Пол Куртц. Мужество стать: Добродетели гуманизма» (М., 2000). «Пол Куртц. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание» (М., 2005). «Пол Куртц. Утверждения» (М., 2005). Ред. и один из авторов кн. «История русской философии» (Т. I, И. Буффало, 1994, на англ. яз.). К. трактует мировоззрение В. И. Ленина как теор. практику с уже объективно данной теорией. Вводимое в этой связи понятие «посттеоретическое» имеет целью подчеркнуть «вторичный» характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристскую теорию практики. Специальное внимание уделено специфике ленинизма как особенного понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным. Его оригинальность усматривается в метатеоретическом (структурном, функциональном и общетеоретическом) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера. Установлено, что дефакто Ленин был не просто марке, методологом и социологом, но и методологом и социологом марксизма как единого теор.-практич. ист. феномена. Рассматривая марксизм как теор. объект, погруженный в обществ, жизнь, Ленин выявил ряд детерминаций и закономерностей его ист. развития, соц. функционирования и теор. роста. Однако его восприятие как строгой нормальной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих соц.-полит. идеалам и целям большевизма. К. выдвигает идею трехмерной интерпретационной модели филос, ее понимания как единого и динамичного социоист.-теор. феномена и обосновывает в этой связи интеграционную концепцию историологии, социол. и теориологии филос. (1989). Дается экспозиция метафизики бытия и ничто как реальности нечеловеческой, фиксируется авт. опыт опознания неизвестности (1993). С начала 1990-х гг. науч. интересы К. смещаются в обл. этики, культурол., психол., антропологии и неометафизики, чему способствовал мировоззренческий сдвиг от марксизма и религ. экзистенционализма к светскому гуманизму, пробабилизму и селективному (методол.) скептицизму (1996, 1998). Систематическое изложение проблематики этого периода дано в кн. 1998. Здесь представлено целостное изложение принципов и ценностей совр. светского гуманизма, проанализированы экзист., психол., нравств. и правовые основы гуманизма, дана интерпретация происхождения, смысла и перспектив человека, определены параметры гуманистического стиля мышления и образа жизни. Получает дальнейшее развитие представление новой метафизики, намеченное в 1993: мир истолкован как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия (природы), об-ва и человека; развивается концепция транссубстанциальных коммуникаций, в к-рых человек предстает как генетически связанная, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной взаимоинтегрированности с др. субстанциальными реальностями; предлагается гуманистический, пробабилистический и креационистский сценарий происхождения и перспектив человека. В дальнейшем К. продолжает совмещать иссл. в обл. истории рус. филос. (Мыслители России, 2006) с метафиз. изысканиями (Неизвестность, 2006). В этой работе впервые в истории метафиз. аналитики специальное внимание уделено третьей, по его определению, субстанциальной действительности — неизвестности, показана ее связь с действительностями бытия и ничто, артикулированы гносеол., психол. и «онтологический» ее аспекты. Специальное внимание уделено взаимодействиям человека и неизвестности, а также экспликации субстанциальных начал человека как уникального генетически данного единства бытия, ничто и неизвестности, реализующего проект созиданием себя в качестве четвертой субстанции мира через творческий разрыв и новый уровень коммуникаций с исходными первоосновами природы — бесконечной, всеохватывающей, творческой, открытой и плюральной Действительности. Новой областью научных интересов отмечена работа 2007 г. В ней представлен опыт соединения анализа филос. проблем (истина, заблуждение, неизвестность, рациональность, формирование этич. суждений, совершенствование) с описанием совр. практик повседневности, связанных с разл. формами информац. воздействия, особенно с манипулятивными, перверсивными и мошенническими технологиями, несущими угрозы свободе, достоинству и здоровью человека.
Соч.: Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975; Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980; Философия Вл. Соловьева. М., 1988; Что такое философия? М., 1989; Мировоззрение В. И. Ленина. М., 1990; Опровержения и предположения Льва Шестова // ФН. 1990. № 2,3; Бремя настоящего... // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 2; Разговор с собой о смысле // Там же. 1991. № 2; Личная метафизика надежды и удивления. М., 1993; Гуманизм в России: возможность или действительность? // Здравый смысл. 1996. № 1; По какую сторону добра и зла? // Там же. 1998. № 6; Базовые характеристики гуманистического мировоззрения // Там же. Спец. вып. 1998; Россия, гуманизм и открытое общество // На пути к открытому обществу. М., 1998; Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.; СПб., 1998; Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16; Международное гуманистическое движение и «Гуманистический манифест 2000» // Современный гуманизм: Материалы и исследования. (В соавт.). М., 2000; Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. № 4; Основы современного гуманизма. (В соавт.). М., 2002; Человечность человека. Основы современного гуманизма. (В соавт.). М., 2005; Мыслители России. М., 2006; Неизвестность. (В соавт.). М.; Ижевск, 2006; Не дай себя обмануть. Введение в практическое мышление. М., 2007; Научное мировоззрение и гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 4; статьи: Экзистенциализм (в России), Туган-Барановский М. И. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007; In search of Our Humanity. Amherst, USA, 2003.
Соч.: Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975; Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980; Философия Вл. Соловьева. М., 1988; Что такое философия? М., 1989; Мировоззрение В. И. Ленина. М., 1990; Опровержения и предположения Льва Шестова // ФН. 1990. № 2,3; Бремя настоящего... // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 2; Разговор с собой о смысле // Там же. 1991. № 2; Личная метафизика надежды и удивления. М., 1993; Гуманизм в России: возможность или действительность? // Здравый смысл. 1996. № 1; По какую сторону добра и зла? // Там же. 1998. № 6; Базовые характеристики гуманистического мировоззрения // Там же. Спец. вып. 1998; Россия, гуманизм и открытое общество // На пути к открытому обществу. М., 1998; Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.; СПб., 1998; Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16; Международное гуманистическое движение и «Гуманистический манифест 2000» // Современный гуманизм: Материалы и исследования. (В соавт.). М., 2000; Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. № 4; Основы современного гуманизма. (В соавт.). М., 2002; Человечность человека. Основы современного гуманизма. (В соавт.). М., 2005; Мыслители России. М., 2006; Неизвестность. (В соавт.). М.; Ижевск, 2006; Не дай себя обмануть. Введение в практическое мышление. М., 2007; Научное мировоззрение и гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 4; статьи: Экзистенциализм (в России), Туган-Барановский М. И. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007; In search of Our Humanity. Amherst, USA, 2003.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009