КУСЖАНОВА Ажар Жалелевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КУСЖАНОВА Ажар Жалелевна
(р. 16.10.1954) — спец. по методол. науч. познания, соц. филос, филос. образования; д. филос. н., проф. Р. в Семипалатинске Казахской ССР. Окончила филос. ф-т МГУ (1981), асп. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ (1985). С 1986 работала на кафедре филос. (асе, ст. преп., доц., проф.) Оренбургского политехнического ин-та (с 1994 — гос. техн. ун-т, с 1996 — гос. ун-т). В наст, вр.- проф. Северо-Западного филиала Рос. таможенной академии (СПб.). Канд. дисс. — «Генезис научной революции (на примере Коперниканской революции)» (1986). Докт. дисс. — «Взаимодействие общества, личности и гос-ва в сфере образования» (1996). Д. ч. РАЕН и Международной академии исследований будущего. С 2001 зав. кафедрой теории и истории гос-ва и права Петерб. филиала Рос. таможенной академии. Осн. направление ее иссл. — соц. детерминация деятельности обществ, субъекта, соц.-ист. обусловленность возникновения значимых явлений обществ, жизни и состоятельности конкретно-ист. практики. К. интерпретирует деятельность как сложный комплекс соц., соц.-психол., индивидуальных факторов, имеющих конкретную соц. и ист. специфику. Теор. разработки тесно связывает с социол. иссл.
Соч.: Образование как социальная и научная проблема // Credo. 1997. № 1; Проблема выявления социальной сущности образования и ее практическое значение // Там же. 1997. № 2; Молодежь и политика. (В соавт.) // Социология власти. 1997. № 4-5; Проблема самоидентификации российской молодежи. (В соавт.) // Там же. 1998. № 2-3; Исторические типы образования // Credo. 1998. № 2, 3, 6; 1999. № 6; Проблема интереса в сфере образования // Там же. 2000. № 2,3,4,5; Социально-философские проблемы теории образования. СПб., 2003; Специфика социального субъекта в современности // Credo new. 2003. № 1; 2004. № 2. СПб., 2003, 2004; Единство сущности и цели в развитии образования // Перспектива. СПб., 2005.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

КУСЖАНОВА Ажар Жалелевна
Родилась 16 октября 1954 г. в Семипалатинске. Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1981), аспирантуру кафедры философии естественных факультетов там же (1985). С 1986 г. ассистент, ст.преп., доц., проф., зав. кафедрой философии Оренбургского государственного технического университета. C 2000 г. проф., зав. кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. С 2010 г. профессор кафедры философии и культурологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Петербург). В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию «Генезис научной революции (на примере Коперниканской революции)». В 1996 г. защитила докторскую диссертацию «Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования». Основное направление исследований: социальная детерминация деятельности обществ. субъекта, социально-историческая обусловленность возникновения значимых явлений общественной жизни, условия состоятельности и эффективности конкретно-исторической практики. Интерпретирует деятельность как сложный комплекс социальных, социально-психологических, индивидуальных факторов, имеющих конкретную социальную и историческую специфику. В теории образования с позиции цивилизационного и социокультурного подходов проводит взгляд на образование как на широкий социальный процесс и вид социальной деятельности, являющиеся механизмом обеспечения социальноисторической наследственности, формирования, трансляции и наследования «социального генофонда». В этом качестве образование тесно связано с конкретным обществом и его культурой, обеспечивая его выживание и развитие, сохраняя и воспроизводя его социокультурную идентичность в новых поколениях.
Основные публикации: К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993; Размышления о российском менталитете // Россия-ХХI. 1994. № 11-12. В соавт.; Традиция и образование в модернизационном потенциале современного японского общества // Там же. 1995. № 3-4. В соавт.; Социализация молодежи как ресурс регионального развития. Оренбург, 1998. В соавт.; Социально-философские проблемы теории образования. СПб., 2003; Специфика социального субъекта в современности // Сredo new. 2003. № 4, 2004. № 1. В соавт.; Молодежь в глобальном мире // Там же. 2005. № 4. В соавт.; Молодежь и государство: инновационные подходы (на материалах Оренбургской области). Оренбург, 2009. В соавт.; Возможности самореализации молодежи в условиях социальных трансформаций. Оренбург, 2012. В соавт.; Важнейшие факторы самоидентификации и социализации молодежи во взаимосвязи поколений // Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений. М., 2012. В соавт.; Молодежь Оренбуржья: тенденции изменения и развития. Оренбург, 2013. В соавт.; Молодежь Оренбуржья: динамика позиций. Оренбург, 2014. В соавт.

Источник: Философы современной России. 2015 г.