КУРАШОВ Владимир Игнатьевич

Найдено 1 определение
КУРАШОВ Владимир Игнатьевич
(р. 1.12.1951) — спец. в обл. филос. и методол. науки, теории познания; д. филос. н., проф. Р. в Казани. Окончил физ. ф-т Казанского гос. ун-та (1974); канд. хим. наук, д. филос. н. Докт. дисс. — «Взаимодействие химии и смежных областей науч. знания. Философско-методологическое исследование» (1992). Проф., зав. кафедрой филос. Казанского гос. технологического ун-та; по совм. проф. по курсу «История философии» Казанской Дух. семинарии и по курсу «Философия и методологии науки» Казанского гос. ун-та. Лауреат международной премии фонда Дж. М. Темплтона (1995). Заслуж. деятель науки Республики Татарстан. Разрабатываемые темы: взаимодействие наук и динамика науч. знаний в интердисциплинарных областях; взаимосвязь и сферы функционирования принципов редукции и целостности, а также сформулированного К. принципа контрредукции; пределы науч. познания; взаимосвязь уровней организации природы и эволюц. процессов. Науч. интересы К. имеют полидисциплинарный характер. Он провел фундаментальное иссл. взаимодействий физики, химии, биологии, геологии и сформулировал концепцию новой дисциплины — гносеодинамики, изучающей трансдисциплинарно-историч. прогресс научного знания. Им введено понятие «внутринаучная идеология», в ключе к-рого раскрыты специфические пути становления научных знаний; предложена классификация экспериментальных естественнонаучных методов по природе «первичного взаимодействия»; предложен общеметодологический «принцип контрредукции», позволяющий выявить характеристики объекта как части большей системы и получить знание о его «метацелостных свойствах»; выделено четыре рода свойств объектов (субцелостные, целостные, метацелостные и ad hoc целостные); выявлены пределы науч. познания; выдвинута идея взаимосвязи экологии и эсхатологии как синтеза научных, филос. и религ. учений. К предложил модель реконструкции истории филос. как волнообразного процесса с периодической сменой доминирующих предметных и познавательных установок; исследовал особенности рос. ментальности, провел уникальный анализ филос. смыслов рус. волшебной сказки, предложил своеобразные интерпретации филос. любви (в частности, дал определение метафизики ревности) и философии счастья; разработал типологию «ситуации кризиса»; высказал разл. идеи по философии образования.
Соч.: Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний. М., 1995; Философия и российская ментальность. Философская мысль России на пороге XXI века. Казань, 1999; Философия: Познание мира и феномены технологии. Казань, 2001; Философия: Человек и смысл его жизни. Казань, 2001; Начала философии. Казань, 2003; Начала прагматической антропологии. Казань, 2003; Начала философии науки. Казань, 2004; Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении. Казань, 2004.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009