КУРАЕВ Вячеслав Иванович

Найдено 1 определение
КУРАЕВ Вячеслав Иванович
(р. 15.2.1939) — спец. по проблемам теории познания, логики и методол. науки; к. филос. н., доц. Р. в Саратове. Окончил филос. ф-т МГУ (1963). Работал мл. н. с. ИФ АН СССР (до 1967), ред.-консультантом ж. «ВФ» (до 1973), ред.консультантом ж. «Проблемы мира и социализма» (1973-78). В 1978-88 ученый секретарь Президиума АН СССР по обществ, наукам, зав. отделом ИНИОН АН СССР. Затем зав. редакцией литературы по филос. Политиздата. С 1993 — ст. н. с. ИФ РАН. Одновременно (196692) преподавал филос. в ряде вузов Москвы. Канд. дисс. — «Взаимоотношение содержательного и формального в научном познании» (1970). Принимал участие в подготовке и изд. трудов видных заруб, и отеч. мыслителей XIXXX вв., уч. пос. и справочных изд. по филос, социол. и психол. В 1980-91 — член науч. советов АН СССР по филос. и соц. проблемам науки и техники, по совр. заруб, идеологическим течениям. Круг науч. интересов К.: категории содержания, формы и структуры; предпосылки и механизмы формирования нового знания в науке; гносеол. и методол. проблемы формализации и математизации науч. знания, точности науч. знания; проблема истины; история теоретико-познавательных учений и идей, в частности рус. философов. В иссл. этого круга проблем К. исходит из представлений о том, что расчленение познания на содержание и форму — одна из наиболее фундаментальных и плодотворных абстракций, сформировавшихся в истории филос. и логики. С одной стороны, понятия содержания и формы мышления явились теми концепт, средствами, с помощью к-рых и в к-рых исторически сформировались и закрепились принципиально новые представления (по сравнению с натуралистическими и эмп.) о природе познания, особенно науч., его структуре и типологии, предпосылках и механизмах формирования нового знания, исходящие из представлений о соц. природе познания и его культурно-ист. обусловленности. Под этим углом зр. на широком ист.-науч. фоне ставятся и анализируются проблемы историзма логич. культуры мышления, соотношения относительного и абсолютного, прерывного и непрерывного, объективного и субъективного в познании, природы науч. революций, социол. познания и др. С др. стороны, понятия содержания и формы (и производное от них понятие содержательного и формального) являются ключевыми в филос. осмыслении всего круга проблем, порожденных формализацией и математизацией совр. науч. знания. Акцент здесь делается на сложном взаимодействии и взаимодополнении содержательных и формальных методов иссл., при вед. роли первых, специфике взаимосвязи формализованных теорий с действительностью, познавательных достоинствах и внутр. ограниченности методов иссл., лежащих в основе формализации науч. знания. В работах, посвященных проблеме точности знания, предложена типология видов точности — метрическая, логико-матем., семантическая и гносеол. Выявляется взаимосвязь точности и адекватности в науч. теориях, место и роль методов уточнения знания в движении науки к новым результатам. С начала 1990-х. круг иссл. интересов К. концентрируется вокруг изучения истории рус. теоретико-познавательной мысли, специфики религ. опыта и религ. веры как гносеол. феномена, взаимоотношений веры и знания.
Соч.: Философ волевой идеи (И. А. Ильин) // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1992; Религиозная вера и рациональность. Гносеологический аспект. (В соавт.) // Исторические типы рациональности. Вып. 1. М., 1996; статьи: Всеединство, Теория познания, Ильин И. А., Франк С. Л. // Русская философия. Словарь-справочник. М., 1996; Философия духовного опыта И. А. Ильина, Система теокосмического всеединства С. Л. Франка // История русской философии М., 1998; статьи: Формализация теории, Точность знания, Форма превращенная, Иррационализм, Плюрализм, Прогресс и регресс и др. // Философский словарь. М., 1998; Русская религиозная гносеология XIX-XX вв. М., 1999; Что такое философия? Философия и религия, Философия в современном мире. Вместо заключения // Философия. Уч. для вузов. М., 2005; Вера религиозная, опыт религиозный и др. // Эпистемология и философские науки. Словарь. М., 2007; статьи: Онтология, Теория познания, Теория познания в России, Философия религии, Вера, Всеединство, Цельность, Аверинцев С. С, Мамардашвили М. К., Франк С. Л. и др. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009