(р. 15.2.1963) — спец. по христианской филос; к. филос. н., канд. богословия, проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1984), Моск. Духовную академию (1992). Канд. дисс — «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» (1994). Канд. богословия — за кн. «Традиция. Догмат. Обряд» (1995). Проф. СвятоТихоновского православного богословского ин-та (с 1996) и МДА (с 2004). Полагает, что зап. об-во (включая Россию) переживает сейчас конец просветительски-рационалистической эпохи. Рост оккультно-магических увлечений особенно впечатляющ в России, где за годы гос. атеизма была сокрушена традиция религ. мысли и религ. инстинкт начал проявлять себя в самых примитивных формах. К. подчеркивает, что богословие есть модус присутствия рациональности в иррациональном мире религии. Он убежден, что «абсурдность» и «антиномичность» христианства сильно преувеличены как его критиками, так и некоторыми его проповедниками. Вера не есть отказ от разума: вера — это личностная реакция человека на знание. Там, где некая информация перестает быть аксиологиче ски нейтральной, где она усилием воли с периферии сознания передвигается в центр жизни, где знанию разрешается влиять на судьбу — там действует вера. Поскольку же вера работает со знанием и с разумом, а не отвергает их и не противостоит им, К. настаивает на том, что «входя в храм, надо снимать шляпу, но не голову». Задача богословия в том, чтобы усилием мысли, призывом к дисциплинированной ответственности сдерживать мифотворческий инстинкт. «Демифологизация» необходима для отличения собственно православия от мифов о нем. Часть этих мифов родом из атеистич. пропаганды. Часть — из мира протестантизма. Часть псевдоправославных мифов рождается в среде приходского фольклора (см. «Оккультизм в православии»). Часть мифов о православии расходится из оккультных кружков (прежде всего — от теософов). Хотя в богословии не все знание получается научным путем, все же методы научно-гуманит. работы в богословии и в сравнительном религиоведении вполне уместны. Ссылки на «видения» и «махатм» не должны заменять работы с реальными текстами, включающей в себя их поиск, подбор и герменевтику. Именно введение разума в мир мистических, сердечных переживаний понуждает проводить ясные границы между религ. течениями — поскольку разум всегда ищет большей отчетливости и ясности и этим своим стремлением преодолевает туманную неопределенность мистических ощущений. Поэтому, с т. зр. К., именно синкретические и экуменические проекты «примирения религий» являются плодом нерассуждающей веры, в то время как православное богословие призывает к сознательной рефлексии над мистическим опытом и к такой работе разума, к-рая ищет фиксации даже оттенков обретенного и пережитого смысла. К. считает, что для христ. богословия с самого его зарождения было естественным развиваться в полемике, поэтому и сам придерживается острополемического стиля. Хотя Бог как высший предмет богословия непостижим и невыразим, богословское усилие в состоянии опознать формулы, слишком профанно говорящие о Боге и о человеке, и найти аргументы для отторжения слишком односторонних моделей (каковые в истории теологии обычно и получают именование «ересей»). Свою работу К. характеризует как работу «коммуникатора», к-рый стоит на границе Церкви и светской культуры и переводит реалии церк. веры и жизни на язык, понятный нецерковным людям. Свою задачу он видит в уменьшении страхов: чтобы люди церковные меньше боялись событий, происходящих в светской жизни, а люди светские менее страшились церковной ортодоксии.
Соч.: О вере и знании — без антиномий // ВФ. 1992. № 7; Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии. Т. I. Религия без Бога. Т. 2. Христианство без оккультизма. М., 1997: Христианская философия и пантеизм. М., 1997; Православие и право. Церковь в светском государстве. М., 1997; Протестантам о Православии. М., 1997: Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., 1997; Вызов экуменизма. М., 1997: Оккультизм в православии. М., 1998: Раннее христианство и переселение душ. М., 1998; Кто послал Блаватскую? Ростов н/Д., 2000; Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? М., 2001; Уроки сектоведения. СПб., 2002; Христианство на пределе истории. О нашем поражении. Ростов н/Д., 2003; Школьное богословие. М., 2004; Женщина в Церкви. М., 2004; Как относиться к исламу после Беслана? М., 2004; Неамериканский миссионер. Саратов, 2005; «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2006; Как делают антисемитом. М., 2006; Церковь в мире людей. М., 2006; Может ли православный быть эволюционистом? Клин, 2006; Почему православные такие упертые? М., 2006; Фантазии и правда «Кода да Винчи». М., 2006; Диспут с атеистом. М., 2007.
КУРАЕВ Андрей Вячеславович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009