КУРАБЦЕВ Василий Леонидович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КУРАБЦЕВ Василий Леонидович
Родился 24 августа 1950 г. в д. Курцы Симферопольского района Крыма. Окончил Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова (1987), С 1988 г. преп. в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана и др. вузах Москвы. Проф. кафедры философии Московского государственного открытого университета. В 2006 г. в Российском государственном гуманитарном университете защитил докторскую диссертацию «Философия Льва Шестова в контексте европейской Религиозно-философской традиции». Область научных исследований: история русской идеалистической философии конца XIX – первой половины XX в. Предложил трактовку философии Шестова как особой разновидности иррационалистического религиозно-экзистенциального мировосприятия, а также новое филос. понятие применительно к концепции Шестова: «Бытие-в-душе». Особое место в исследованиях занимают проблемы современного истолкования истолкования сущности русского религиозного ренессанса начала XX в. (богоискательство, «новое религиозное сознание»).
Основные публикации: Иерусалим Льва Шестова // Вестник МГУ. Философия. 1991. № 5; По ту сторону Ничто (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном учении Льва Шестова) // Историко-философский ежегодник. 1993. М., 1994. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М., 2005; Розанов и Бердяев // Василий Васильевич Розанов. М., 2012; Розанов и Шестов // Там же.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

КУРАБЦЕВ Василий Леонидович
(р. 24.8.1950) — спец. по истории филос, к. филос. н., доц. Р. в Крыму. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1987), в 1992 - асп. при кафедре истории рус. филос. филос ф-та МГУ (1992). С 1988 преподавал в моек, вузах. С 2004 — доц. кафедры филос. Рос. гос. социального ин-та (РГСУ). Канд. дисс. — «Проблема человека в философии Льва Шестова» (1992); докт. дисс. — «Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции» (2006). Осн. интересы — история филос, история рус. филос, антропология, этика. С 2000 по 2006 разрабатывал историко-филос. «диалогический» метод, суть к-рого в иссл. взаимодействия философа и его учения с теми мыслителями и учениями, с к-рыми философ вступал в филос. диалог, дискуссию. Др. апробировавшийся метод — особый герменевтический подход, направленный на акцентированное понимание косвенных и как бы случайных фактов биографии философа и такой же специфики исследуемого учения с целью эзотерического прочтения личности философа и его филос. Этой же цели послужило выдвижение нового термина «Бытие-в-душе» мыслителя. Помимо этого К. велась работа над концептуальным иссл. многообразных и по своей сути бесконечных возможностей человека с обращением к филос. наследию как классич., так и неклассич. мыслителей и к филос. интерпретации православной антропологии. Также была предложена концепция нового подхода к истории рус. филос. с трех позиций: с позиции «Афин» (иссл. меры, объема, ценностного отношения рус. мыслителя к античной и зап. филос); с позиции «Иерусалима» (иссл. меры, объема, ценностного отношения к Библии и особенно Новому Завету, к православной вере) и с позиции «Москвы» (иссл. отношения рус. мыслителя к нац. культурно-ист. ценностям). Предложен новый подход к пониманию сущности и путей развития как отд. человека, так и семьи, сообщества, нации, человечества — с дифференцированным обращением к фундаментальным составляющим и их интенциям (биопсихической, социокультурной и духовной). С позиций, созвучных филос. жизни, религ. экзистенциализму и отчасти прагматизму, К. размышляет над «философией самореализации» (максимальной светлой самореализации человека); она же — филос. жизненной эффективности. «Воля к власти» (Ницше), т. е. непрерывное стремление к успеху, к первенству, к развитию, у К. дополняется «волей к лучшему», или постоянным стремлением выжить и наполнить любой промежуток времени яркими событиями, деятельностью и творч. В качестве историка филос. К. проявляет особый интерес к творч. Ф. Ницше, Г. В. Ф. Гегеля, М. Хайдеггера, Ф. М. Достоевского, Л. Шестова и стремится познать их метафиз. глубины.
Соч.: Иерусалим Льва Шестова // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1991. № 5; По ту сторону Ничто // Историко-филос. ежегодник-93. М., 1994; статьи: Человекобог, Антиномизм и др. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; статьи: Шестов Лев, «Столп и Утверждение Истины» П. Флоренского, Стыд, Исихазм и др. // Русская философия. Словарь. М., 1995; Размышления и афоризмы (Фрагменты из кн. «Хижина в джунглях») // ФН. 1998. № 1; «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...» (Библия и Лев Шестов) // Историко-филос. ежегодник-97. М., 1999; Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Швейцер) // Западная философия XX века. М., 1999; Хижина в джунглях. Философские размышления и афоризмы. Симферополь, 2000; Рождение трагедии из духа музыки (Ранний период творчества Ф. Ницше) // Историко-филос. ежегодник-98. М., 2000; Мудрейшие из людей (Лев Шестов и античная философия) // ВФ. 2000. № 1 1 ; Extra verba et imagines (Лев Шестов и герменевтика) // История философии и герменевтика. М., 2002; Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф. М. Достоевского) // Вестник МГУ. № 4. 2003; Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам») // ВФ. 2004. № 12; Миры свободы и чудес Льва Шестова. Жизнь мыслителя, «странствования по душам», философия. М., 2005; Философская биография Льва Шестова и особенности его философии // ВФ. № 4. 2006; статьи: Онтологизм (в истории рус. филос), Антиномизм, Антрополатрия, Антроподицея, Благоговение, Исихазм, Ничто (в истории рус. филос), Транснациональность, Шестов Л. и др. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009