КУН ФУ-ЦЗЫ

Найдено 1 определение
КУН ФУ-ЦЗЫ
(Кун-цзы, Конфуций) — китайский философ, социальный политик и государственный деятель; р. 552 (Цзоу, княжество Лу, теперешняя провинция Шаньдун) — ум. 479 до н. э. (княжество Лу). Его философия морали связана религиозным освящением. В 213 до н. э. при Цинь Шихуане, по совету верховного администратора Ли-сы, в качестве меры против политических интриг конфуцианских ученых были сожжены все конфуцианские книги. Реабилитированное при основателе династии Хань Гао-цзу (202—195 до н. э.), конфуцианство пережило в I в. до н. э. свой первый расцвет. Для последователей Кун Фу-цзы «дао» не абсолютное бытие (см. Лао-цзы), а мировой закон, нравственный порядок, неизменная соразмерность в природе; «де» есть формирование нравственности, «добродетель». С 1530 Кун Фуцзы религиозно почитается государством. Кун Фуцзы не выступал с собственным учением, но он собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произведений Древнего Китая. По всей вероятности, самому Кун Фу-цзы принадлежат лишь комментарии к «Книге Весны и Осени», истории царства Лу. Кроме того, приписываемые ему молвой сочинения «Великое учение» и «Учение о середине» также лишь пересказаны им. Их основное содержание составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в созвучии с законами природы и являющихся основными условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость; 2) доброта; 3) верность; 4) почитание старших; 5) мужество, которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны; практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, правда, лишь избранные и полноценные люди, в то же время простое нагромождение законов не может быть признано. Практическому самопознанию должно теоретически содействовать «исправление наименований», чтобы благодаря этому мог возникнуть построенный на разуме общественный порядок, который дает возможность отдельному человеку как самому становиться совершеннее, так и исполнять свое назначение в действиях для всех. В IX в. конфуцианство окончательно одержало верх над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун. Примерно с 1600 можно констатировать окостенение конфуцианской ортодоксии и уменьшение влияния Кун Фу-цзы. Тексты: Kungfutse, Gespräche, 1910. (На рус. яз.: Древнекитайская философия. T. 1, 1972; Луньюй [ Изречения] // Конфуций: Я верю в древность, 1995.)
R. Wilhelm. Kung-Tse. Leben u. Werk, 1925; R. Wilhelm. Kung-Tse und der Konfuzianismus, 1928; Wu-Chi Liu. Confucius. New York, 1955; Tu Weiming. Humanity and SelfCultivation. Essays in Confucian Thought. Berkeley. Calif., 1979; H. Schleichert. Klassische chines. Philos., 1980; R. Dawson. Confucius. Oxford; Toronto; Melbourne, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961