КУМУЛЯТИВИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КУМУЛЯТИВИЗМ
концепция, согласно которой знание лишь прирастает, но не изменяется по своему концептуальному содержанию и не проходит стадии революционных преобразований.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Кумулятивизм
модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося, а в старом знании обладают ценностью только те элементы, которые соответствуют современным теориям – более точным и адекватным по сравнению с предшествующими.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Кумулятивизм
(от лат. cumulatio – увеличение, скопление) – методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путём постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается расширением эмпирического содержания науки, а новые теории касаются исключительно фактов, которые ранее не были известны.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

КУМУЛЯТИВИЗМ
от лат. cumulatio - увеличение, скопление) - установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания. Эпистемологическую основу К. составляют фундаментализм, идея непрерывности познавательного опыта и понимание заблуждения как чисто субъективного момента познания. Существуют два основных вида К. Его эмпиристская версия отождествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, с постоянной кумуляцией раз и навсегда установленных фактов, рационалистическая - трактует развитие знания как такую последовательность теоретических систем, в которой каждая последующая включает предыдущую в качестве своего частного случая. Большинство концепций современной философии науки отрицает К. в его строгом понимании и предлагает некумулятивистские модели развития науки.

Источник: Современная западная философия: словарь

КУМУЛЯТИВИЗМ
истолкование процесса научного познания как состоящего только в последовательном накоплении все новых и новых истин путем совершенствования методов наблюдения и эксперимента (эмпирический уровень науки) и все более общих научных теорий (теоретический уровень науки). Такое истолкование динамики науки не соответствует ее реальной истории как в прошлом, так в и настоящем. Наряду с ростом научной (эмпирической и теоретической) информации в науке постоянно происходил и происходит также отказ от устаревших «истин» или их существенный пересмотр, что неизбежно связано и с некоторой потерей накопленных «фактов» и их «интерпретаций», отказом от них (возможно, навсегда) как ложных, неточных или односторонних утверждений. Отрицание кумулятивного характера развития науки вовсе не означает отрицание преемственности в развитии научного знания. Однако преемственность эта имеет отнюдь не механический (как в концепции кумулятивизма), а диалектический характер, включающий в себя не только сохранение некоторых истин, но и отказ от их значительной части как устаревших или просто ложных. Кумулятивизм есть следствие классической прогрессистской идеологии науки, согласно которой научное познание в отличие от других видов когнитивной деятельности (обыденное познание, философия, литература, религия) развивается только прогрессивно, от одних истин к другим, от менее общих истин к более общим, от менее фундаментальных теорий к более фундаментальным, от относительной истины к абсолютной и т. п. С точки зрения современной философии науки кумулятивизм является слишком простой и наивной концепцией, чтобы быть истинной. (См. принцип соответствия, развитие науки, научная революция).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

КУМУЛЯТИВИЗМ
от лат. cumulatio — увеличение, совершенствование) — основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания. При этом возникшее новое не представляет собой изменения ранее приобретенного знания, а является лишь приращением и добавлением к нему. Т. о., открытые в прошлом истины составляют неотъемлемую часть современной науки. Открытие новых истин и доказательство их абсолютной истинности (неопровержимости) гарантировалось правильным применением научного метода—логики открытия и логики обоснования. Гносеологической основой кумулятивизма явились описательное естествознание (минералогия, ботаника и т. д.) и математика. В истории философии и науки кумулятивизм представлен двумя основными ветвями, берущими начало в учениях Декарта и Бэкона. Оба эти направления (рационализм и эмпиризм) при всем их различии имеют две общие черты: 1) отрицание предшествующей традиции и 2) замещение ее новой традицией, основанной на подлинном методе. Картезианцы изображали рост науки как следствие развития определенных истин, лежащих в основании научного знания. Индуктивистский вариант кумулятивизма, представленный Бэконом и его последователями, сводился к открытию бесспорных фактов и сделанных на их основе правильных обобщений. Поскольку кумулятивизм идентифицировал науку с доказанным знанием, постольку заблуждения не рассматривались в качестве необходимой составной части ее прогресса. Это Обстоятельство оказало негативное влияние на историографию науки, которая вплоть до недавнего времени не учитывала сложную диалектику истины и заблуждения, отводя последнему роль второстепенного психологического фактора. Кумулятивизм был поставлен под сомнение в начале 20 в. в связи с появлением некумулятивных концепций, основанных на отрицании классического понятия истины (инструментализм, конвенционализм, верификационизм, конфирмационизм). Важную роль в вытеснении кумулятивизма сыграли разработанные философами и историками науки концепции научных революций. Кумулятивизм следует отличать от эволюционного подхода, восходящего к Лейбницу, который не разрывает с традицией, идушей от античности, а рисует современное состояние науки как историческое завершение ее предшествующих состояний. В то же время эволюционная модель не сводится лишь к непрерывному наращиванию только истинного знания, а включает в себя также вероятное (правдоподобное) знание и заблуждения, которые постепенно преодолеваются методом истор1гческой критики. В отличие от кумулятивизма эволюционизм представляет прогресс наук как исторический процесс.
В. С. Черняк

Источник: Новая философская энциклопедия

кумулятивизм
методологическая позиция в истории науки, согласно которой наука развивается линейно-поступательным и «накопительным» образом. Раз открытые истины никуда не исчезают из корпуса научного знания, заблуждения же, неточности, преувеличения и т.д. Отбрасываются после их обнаружения раз и навсегда. Объем истинного знания о мире постоянно увеличивается, в том числе и экстенсивным образом. На каждом новом витке развития науки она постигает мир лучше, глубже, точнее, чем на предыдущих этапах. Наивный, «буквалистский» вариант к. Разработали позитивисты на базе своей доктрины верификации как подлинного критерия научности. В фальсификационистской (см. Фальсификация), антииндуктивистской (и, как таковой, антипозитивистской) методологии науки поппера и лакатоса принцип к. Модернизируется. Каждая новая теория (или научно-исследовательская программа), приходя на смену старой после обнаружения ее эмпирической несостоятельности (т.е., фактически, ложности), тоже является объективно более совершенной, чем отброшенная (у нее больше эмпирическое содержание, она прошла проверку фактами, которой не выдержала ни одна из прошлых теорий, она лучше и эффективнее всех предыдущих объясняет результаты эмпирических наблюдений и экспериментов и т.д.). Кроме того, в данной традиции (этот тезис защищают как позитивисты, так и фальсификационисты) сами критерии научности, их содержание, мыслятся как носящие чисто логико-методологический и в силу этого универсальный характер, не меняющийся со временем. Доктрина к. В методологии науки была подвергнута резкой критике со стороны т. Куна в его работе «структура научных революций», ставшей библией антикумулятивизма. По куну, история науки есть история господства и смены т. Наз. Парадигм – образов науки, ее принципов и постулатов, в рамках которых (парадигм) разрабатываются соответствующие модели мира. Парадигма – это определенный способ видения и представления мира, способ получения, анализа, интерпретации и систематизации фактов. Парадигмы несоизмеримы, так как не описывают один и тот же «объективный» мир, а, фактически, конструируют его своими средствами, которые признаются в парадигме допустимыми. Не факты судят теорию (парадигму научности), а теория сама определяет, что и как она будет рассматривать как эмпирический факт. Таким образом, кун переходит на позиции последовательного антикумулятивизма – знание имеет ценность только в рамках парадигмы, в которой оно было получено, и отбрасывается после утверждения другой парадигмы (в ходе научной революции). Парадигмы объясняют мир не лучше или хуже, они объясняют его каждая по-своему, каждая на своем «языке наблюдения и интерпретации». В сущности, идеи куна были конкретно-историческим и социально-психологическим переосмыслением в духе релятивизма общей трансцендентальной методологии канта (мы видим как факт, как эмпирический объект лишь то, что вообще позволяет нам увидеть используемая нами сетка описания действительности, см. Коперниканский переворот). Многие «релятивистские» идеи куна подхватил и развил п. Фейерабенд в своей концепции «методологического анархизма», особенно в тезисе, признающем необходимость равноправия альтернативных форм знания (от науки до магии) и «пролиферации» (размножения) научных и прочих теорий мироздания. Познание мира есть творчество; следование методу (даже вообще признание примата научных, рациональных методов как таковых над вненаучными и внерациональными методами и формами освоения действительности) и творческое мышление несовместимы, поэтому должно быть «дозволено все».

Источник: Краткий философский глоссарий

кумулятивизм
КУМУЛЯТИВИЗМ (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) — основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания. При этом возникшее новое не представляет собою изменения ранее приобретенного знания, а является лишь приращением и добавлением к нему. Таким образом, открытые в прошлом истины, составляют неотъемлемую часть современной науки. Открытие новых истин и доказательство их абсолютной истинности (неопровержимости) гарантировалось правильным применением научного метода: логики открытия и логики обоснования. Гносеологической основой К. явилось описательное естествознание (минералогия, ботаника и т.д.) и математика.         В истории философии и науки, К. представлен двумя основными ветвями, берущими начало в учениях Р. Декарта и Ф. Бэкона. Оба этиих направления при всем их различии имеют две общие черты: 1) отрицание предшествующей традиции (наука Нового времени началась с нуля); 2) замещение ее новой традицией, основанной на подлинном методе.         Картезианцы изображали рост науки как следствие развития определенных истин, лежащих в основании научного знания. Индуктивистский вариант К., представленный Ф. Бэконом и его последователями, сводился к открытию бесспорных фактов и сделанных из них правильных обобщений. В целом эпистемологический постулат, что результаты научного познания должны быть вечными и неопровергаемыми истинами, является фактически лейтмотивом рационалистической философии 19 в. Кумулятивистскую концепцию эволюции науки в том или ином варианте развивали и сторонники эмпирического направления. Но, в отличие, от рационализма, абсолютную значимость они приписывали результатам опытного, а не теоретического познания. Поскольку К. идентифицировал науку с доказанным знанием, заблуждения не рассматривались в качестве необходимой составной части ее прогресса. Это обстоятельство оказало негативное влияние на историографию науки, которая вплоть до недавнего времени не учитывала сложную диалектику истины и заблуждения, отводя последнему роль второстепенного психологического фактора.         К. был поставлен под сомнение в начале 20 в. в связи с появлением некумулятивных концепций, основанных на отрицании классического понятия истины (инструментализм, конвенционализм, верификационизм, конфирмационализм). Широкое распространение позитивизма в период революционных преобразований в физике было следствием кризиса классического рационализма, т.е. гносеологического постулата о неизменности и бесспорности принципов теоретического знания. Кризис классического рационализма не означал, однако, крушения классической эпистемологии, поскольку под сомнение не ставился эмпирический базис науки. Когда выяснилось, что язык наблюдения или измерения так или иначе «нагружен» теоретическим или, во всяком случае, концептуальным смыслом, то стала очевидной и методологическая несостоятельность неопозитивизма как последней опоры К. Важную роль в вытеснении К. сыграли концепции научных революций, разработанные философами и историками науки.         К. следует отличать от эволюционного подхода (их нередко смешивают), восходящего к Лейбницу, который не разрывает с традицией, идущей от античности, а рисует современное состояние науки как историческое завершение ее предшествующих состояний. В то же время эволюционная модель не сводится лишь к непрерывному наращиванию только истинного знания и включает в себя также вероятное (правдоподобное) знание и заблуждения, которые постепенно преодолеваются методом исторической критики. Более жесткой версией эволюционного подхода является так называемая «история предшественников», которая доводит до предела континцализм в истории науки. Новизна здесь присутствует как почти незаметное совершенствование идеи в рамках определенной традиции. В отличие от К., эволюционизм представляет прогресс наук как исторический процесс.         B.C. Черняк

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
136.11 кб

Кумулятивное развитие человека в феномене

Николина Ольга Ивановна, Николин Виктор Владимирович
Между инстинктом и сознанием мы предполагаем существование феномена. Он предвосхищает потребность и удовлетворяет ее до активизации. Это развитие человека в феномене имеет кумулятивный характер.

Похожие термины:

  • Кумулятивное знание

    от лат. cumulo - собираю, накапливаю) - общее, совместно накопленное знание; социальный запас знания.
  • КУМУЛЯТИВНОСТЬ

    (от лат. cumulatio — накапливать) — способность накапливать и сохранять к.-л. свойства и качества в результате внешн. воздействия или внутр. изменения. Понятие применимо как к разл. природным системам, а
  • Кумулятивные теории научного прогресса

    теории, рассматривающие развитие науки как процесс количественного увеличения объема научных знаний, теорий, гипотез и т.д., который не сопровождается изменениями оснований науки и не приводит к
  • Кумулятивный

    постепенно концентрирующийся, суммативно накапливаемый со временем, содержащий в себе все свое историческое прошлое.