рукописи, обнаруженные в пещерах в местности Вади-Кумран в районе Мертвого моря в Иордании. Первые находки относятся к 1947. К наст. вр. открыто ок. 40 тыс. фрагментов, гл. обр. на др.-евр. и арамейск. языках. Рукописи принадлежали религ. группе, не признававшей ортодокс, иудаизма, жившей в этом районе во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. (см. Кумрани-ты). К. р. можно условно разделить на 3 группы: тексты Ветхого завета на др.-евр. языке, а также в переводе на греч. и арамейск.; в.-з. апокрифы на др.-евр. и арамейск. языках; соч. собственно кумранитов. К. р. содержат разные версии в.-з. книг, в т. ч. и не совпадающие с канонич. (масоретским) текстом. Мн. тексты - тождественны тем, к-рые послужили оригиналом для Септуа-гчнты - перевода Библии на греч. язык. Из в.-з. апокрифов обнаружены фрагменты Бен-Сиры, книги Товит, фрагменты книги Еноха на др.-евр. и арамейск. языках (до этого были известны только фрагменты на греч. и переводы на ста-рославян. и эфиопский языки), «завещания» отд. патриархов и др. К произведениям самих кумранитов относятся Устав общины, Свиток войны. Свиток гимнов, комментарии на пророчества и ряд др. В Уставе речь идет о целях общины, порядке приема членов, их обязанностях. Проводится идея о борьбе царства света и праведности с царством тьмы и зла. В Свитке войны изображена последняя схватка между ними. Комментарии расшифровывают пророчества, к-рые, по мнению кумранитов, содержатся в Библии, о судьбе их общины. В комментарии к Аввакуму упоминается основатель общины, «учитель праведности», к-рого преследовал «нечестивый жрец». Нек-рые исследователи склонны видеть в «учителе праведности» прообраз Иисуса Христа.
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ
Источник: Атеистический словарь
Кумранские рукописи
условное наименование (по месту нахождения) древ. рукописей, обнаруженных на сев.-зап. побережье Мертвого моря в пещерах Вади-Кумран, Вади-Мураббаат, Айн-Фашхи и Масады. Первые свитки были найдены в 1947 г. в одной из пещер Кумрана. Впоследствии археологи обследовали в районе Кумрана 200 пещер, в 11 из них нашли около 40 тыс. различной величины фрагментов рукописей, преимущественно написанных на древн,-евр. и арамейском языках. Они являются остатками древн. рукописной библиотеки, насчитывавшей примерно 600 книг, из к-рых только 11 сохранились почти полностью. До последнего времени издана лишь часть К. р. Наукой установлено, что начиная со 2 в. до н. э. по первую треть 2 в. н. э. в Кумранах проживала иудейская секта, вероятнее всего эссенов, к-рой принадлежала вышеупомянутая библиотека. По своему содержанию К. р. подразделяются на библейские книги (две версии книги Исайи, книги Иова, Псалмов, Иезекииля, Левит), сочинения самой секты (Устав, Война сынов света против сынов тьмы, Гимны, Комментарии на книги Аввакума, Наума, Осии и др.) и деловые документы (письма руководителей восстания против Рима в 132 – 135 гг. Бар-Кохбы, его записки и др.). Изучение К. р. дает возможность исследовать эволюцию текстов и идей Ветхого завета и историю его канонизации, орг-цию и быт секты, являющейся промежуточным звеном между иудаизмом и ранним христианством. К. р. содержат богатый материал о социальной и религ. истории Иудеи 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. Они пронизаны мессианскими и эсхатологическими идеями, выразившими отчаяние народных масс Иудеи в борьбе за переустройство мира на началах справедливости, их веру в приход посланца бога для наказания нечестивцев и спасения праведных. Много внимания в сочинениях кумранитов уделено «учителю праведности», избраннику божьему, к-рый якобы преследовался неким нечестивым жрецом. Несомненно, что евангельский Иисус имеет родственные черты с кумранитским «учителем праведности» и что верования кумранитов оказались одним из многих источников мифа об Иисусе Христе. Несомненно и то, что идеи кумранитов оказали влияние на формирование социальных, этических и религиозных воззрений авторов Нового завета.
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ
свитки Мёртвого моря - общее наименование большой группы письм. документов в основном религ. содержания, обнаруженных в 1947 и последующие годы в пещерах Иудейской пустыни - в местностях Кумран, Айн Фешха и Вади Мураббаат, на сев.-зап. побережье Мертвого м. Здесь найдено несколько десятков тысяч фрагментов кожаных свитков с текстами преимущественно на др.евр. и арамейском яз. Эти фрагменты относятся примерно к 600 экз. рукописей, среди к-рых полностью или почти полностью сохранилось 11. До сих пор издана лишь часть К. р. Получ. данные показывают, что в Кумране со II в. до п. э. по вторую иол. I в. п. э. находился организац. центр одной из иудейских сект, располагавшей значит. количеством переписчиков. К. р. по содержанию подразделяются на три большие группы: библ. тексты, писания кумранской секты и деловые документы. К первой принадлежат фрагменты всех книг Ветхого завета, кроме кн. «Эсфирь». Нек-рые из них, напр. Кн. Исайи, представлены полностью, притом в неск. экз. Значение этой группы рукописей состоит в том, что они на тысячелетие старше наиболее ранних из имевшихся до того рукописей др.-евр. текста Библии и позволяют с большей надежностью установить первонач. текст мн. мест Ветхого завета, что особенно важно в случаях расхождений между «Масоретским списком» Библии (см. Масореты) и греч. ее переводом - « Септу агинтой».
Промежут. позицию между ветхозав. и собственно кумранскими писаниями занимают комментарии к пророкам и апокрифич. сочинения. В комментариях к кн. Хабаккука, Наума, Осии и др. пророков приводятся отрывки, фразы из текста того или иного пророка, а затем их толкования кумранцами. Много внимания в комментарии к Хабаккуку уделено «наставнику (учителю) праведности», к-рый, возможно, был основателем кумрапской секты. Упоминание «киттиим», под к-рыми, очевидно, подразумеваются римляне, а также сирийских царей-Селевкидов Антиоха и Деметрия позволяют считать, что в комментарии получили отзвук события сер. I в. до н. э. Обнаружены на языке оригинала отрывки из таких апокрифов, как «Кн. Юбилеев», «Кн. Еноха», «Завещание 12 патриархов» и др., к-рые были до сих пор известны только по поздним переводам. Распространенность этих апокрифов в кумранской секте весьма показательна, т. к. они служат одним из важнейших промежуточных звеньев между иудаизмом и ранним христианством. Особый интерес исследователей привлекла группа К. р., являющихся писаниями самой секты. Среди них можно всего выделяется «Устав» общины (ок. 300 строк), дающий довольно ясное представление о структуре и идеологии кумранской общины. В рукописи «Войны сынов света против сынов тьмы» - произведения апокалиптического - изображается сорокалетняя схватка сил добра и зла. В отличие от др. апокалипсисов («откровений», «видений»), в «Войне сынов света» верующие представлены активными участниками схватки, организованными в войсковые отряды под командованием жрецов. Возможно, в этом сочинении нашла превратное, религ. отражение борьба евреев против селевкидского ига. К чисто кумранским сочинениям относится и собрание «Благодарств. гимнов», состоящее из 35 псалмов, близких по форме и содержанию канонизир. псалмам. Перечисл. писания были обнаружены в непосредств. близости к Кумрану и датируются временем до Иудейской войны (66—73), в годы к-рой Кумран был полностью разгромлен римлянами. К первой трети II в. относится третья группа рукописей - деловые документы из Вади Мураббаат (южнее Кумрана, в 18 км от него) Из них опубликована только часть материала, в т. ч. два письма БарКохбы, руководителя восстания евреев против римского владычества в 132-135. Комплексное изучение данных археол. раскопок и «Устава» позволило установить осн. черты орг-ции и быта кумранской общины. Жизнь ее членов была строго регламентирована вплоть до мелочей. Верховная власть принадлежала жрецам. Новые члены принимались лишь после двухлетнего испытательного стажа. Входящие в общипу передавали ей все свое имущество, община снабжала своих членов продовольствием и одеждой. Кумранцы трудились от зари до зари под руководством особых должностных лиц. «Устав» предписывал соблюдение множества ритуальных обрядов, прежде всего омовений. В общем режим жизни в общине был близок к монастырскому. Кумранцы резко обособляли себя как «праведников», избравших «путь света», от прочих соплеменников, к-рых они считали погрязшими в пороках. Решительно осуждали кумранцы иерусалимское жречество и офиц. иудаизм. Их идеология была проникнута дуалистич. представлениями о постоянной борьбе сил света и мрака, причем борьба эта, по учению кумранцев, должна была завершиться во время ожидаемого ими скорого пришествия мессии (см. Мессианизм). О «наставнике праведности» в К. р. говорится, что он избранник божий и его преследовал «нечестивый жрец». В течение сорокалетия со времени казни «наставник» должен был, как считали кумранцы, вернуться на землю для суда по поручению бога над всеми народами. Очевидно, что у «наставника праведности» и еванг. Иисуса имеются явно родств. черты. Вероятно, верования кумранцев оказались одним из источников еванг. мифа об Иисусе Христе.
По всей видимости, кумранская община принадлежала к секте ессеев. Плиний Старший считал, что центр ессеев был вблизи Кумрана. Сообщения Плиния, Филона и Иосифа Флавия об ессеях указывают на отсутствие у них частной собственности, на их совместный труд, ритуальные омовения, увлечение изучением «свищ, писаний» и т. д. Все эти черты характерны и для кумранцев. Более сложен вопрос, существовали ли генетич. связи между кумранцами и первонач. христ. общинами. Неоспоримо влияние круга представлений кумранцев на авторов нек-рых раннехрист. писаний. Однако строго регламентир. и замкнутый образ жизни кумранцев резко отличался от орг-ции и быта древнейших христ. общип, известных нам по «Откровению Иоанна» и «Дидахе».
Промежут. позицию между ветхозав. и собственно кумранскими писаниями занимают комментарии к пророкам и апокрифич. сочинения. В комментариях к кн. Хабаккука, Наума, Осии и др. пророков приводятся отрывки, фразы из текста того или иного пророка, а затем их толкования кумранцами. Много внимания в комментарии к Хабаккуку уделено «наставнику (учителю) праведности», к-рый, возможно, был основателем кумрапской секты. Упоминание «киттиим», под к-рыми, очевидно, подразумеваются римляне, а также сирийских царей-Селевкидов Антиоха и Деметрия позволяют считать, что в комментарии получили отзвук события сер. I в. до н. э. Обнаружены на языке оригинала отрывки из таких апокрифов, как «Кн. Юбилеев», «Кн. Еноха», «Завещание 12 патриархов» и др., к-рые были до сих пор известны только по поздним переводам. Распространенность этих апокрифов в кумранской секте весьма показательна, т. к. они служат одним из важнейших промежуточных звеньев между иудаизмом и ранним христианством. Особый интерес исследователей привлекла группа К. р., являющихся писаниями самой секты. Среди них можно всего выделяется «Устав» общины (ок. 300 строк), дающий довольно ясное представление о структуре и идеологии кумранской общины. В рукописи «Войны сынов света против сынов тьмы» - произведения апокалиптического - изображается сорокалетняя схватка сил добра и зла. В отличие от др. апокалипсисов («откровений», «видений»), в «Войне сынов света» верующие представлены активными участниками схватки, организованными в войсковые отряды под командованием жрецов. Возможно, в этом сочинении нашла превратное, религ. отражение борьба евреев против селевкидского ига. К чисто кумранским сочинениям относится и собрание «Благодарств. гимнов», состоящее из 35 псалмов, близких по форме и содержанию канонизир. псалмам. Перечисл. писания были обнаружены в непосредств. близости к Кумрану и датируются временем до Иудейской войны (66—73), в годы к-рой Кумран был полностью разгромлен римлянами. К первой трети II в. относится третья группа рукописей - деловые документы из Вади Мураббаат (южнее Кумрана, в 18 км от него) Из них опубликована только часть материала, в т. ч. два письма БарКохбы, руководителя восстания евреев против римского владычества в 132-135. Комплексное изучение данных археол. раскопок и «Устава» позволило установить осн. черты орг-ции и быта кумранской общины. Жизнь ее членов была строго регламентирована вплоть до мелочей. Верховная власть принадлежала жрецам. Новые члены принимались лишь после двухлетнего испытательного стажа. Входящие в общипу передавали ей все свое имущество, община снабжала своих членов продовольствием и одеждой. Кумранцы трудились от зари до зари под руководством особых должностных лиц. «Устав» предписывал соблюдение множества ритуальных обрядов, прежде всего омовений. В общем режим жизни в общине был близок к монастырскому. Кумранцы резко обособляли себя как «праведников», избравших «путь света», от прочих соплеменников, к-рых они считали погрязшими в пороках. Решительно осуждали кумранцы иерусалимское жречество и офиц. иудаизм. Их идеология была проникнута дуалистич. представлениями о постоянной борьбе сил света и мрака, причем борьба эта, по учению кумранцев, должна была завершиться во время ожидаемого ими скорого пришествия мессии (см. Мессианизм). О «наставнике праведности» в К. р. говорится, что он избранник божий и его преследовал «нечестивый жрец». В течение сорокалетия со времени казни «наставник» должен был, как считали кумранцы, вернуться на землю для суда по поручению бога над всеми народами. Очевидно, что у «наставника праведности» и еванг. Иисуса имеются явно родств. черты. Вероятно, верования кумранцев оказались одним из источников еванг. мифа об Иисусе Христе.
По всей видимости, кумранская община принадлежала к секте ессеев. Плиний Старший считал, что центр ессеев был вблизи Кумрана. Сообщения Плиния, Филона и Иосифа Флавия об ессеях указывают на отсутствие у них частной собственности, на их совместный труд, ритуальные омовения, увлечение изучением «свищ, писаний» и т. д. Все эти черты характерны и для кумранцев. Более сложен вопрос, существовали ли генетич. связи между кумранцами и первонач. христ. общинами. Неоспоримо влияние круга представлений кумранцев на авторов нек-рых раннехрист. писаний. Однако строго регламентир. и замкнутый образ жизни кумранцев резко отличался от орг-ции и быта древнейших христ. общип, известных нам по «Откровению Иоанна» и «Дидахе».