КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ
понятие, определяющее характерные особенности влияния западного мира и западного типа цивилизации на страны, на протяжении ХХ в. освободившиеся от колониального владычества. Понятие К. и. подчеркивает стремление высокоразвитых стран сохранить подчиненное положение бывших колоний, несмотря на обретенную ими государственную независимость. В этом термине заключено отрицательное отношение освободившихся стран к навязыванию им иностранных форм культуры, норм и ценностей в ущерб развитию самобытной национальной культуры. Особое место в К. и. занимает распространение массовой культуры западного образца, которая стремится к монополизации культурного пространства. Чаще всего внедрение и пропаганда иностранной культуры сопровождается экономическим и политическим давлением. В современной отечественной культурологии принято выделять некоторые наиболее характерные черты К. и.: внедрение образа жизни и потребительских ориентаций, присущих западному обществу, насаждение западной культуры как универсальной и единственно возможной, стремление через культуру добиться политических и идеологических целей, односторонний поток информации от западного «центра» к «периферии» развивающейся страны, развитие индустрии развлечений, рекламного дела и средств массовой информации под эгидой западного капитала, формирование прозападной социально-культурной элиты (Б.С. Ерасов). Отдельные черты К. и. характеризуют политику высокоразвитых стран (особенно США) в отношении тех стран, которые включаются в так называемую зону стратегических жизненных интересов западного мира.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Культурный империализм и джингоизм в современной культурной политике

Лавлинский С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Роман как манифестация культурного империализма в концепции Э. Саида

Гудов Валерий Александрович, Гудова Юлия Валерьевна
Рассматривается жанр романа как способ воплощения и репрезентации культурного империализма. Следуя концепции Э. Саида, авторы связывают выразительные возможности романа с изображением различных имперских пространств.