КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
мифологический персонаж, который добывает или впервые создает для людей огонь, орудия труда, культурные растения и др. предметы культуры, учит их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы, праздники и т. д.
Культурному герою приписывается также участие в мироустройстве: вылавливание земли из океана мирового, установление небесных светил, регулирование смены дня и ночи, времен года и пр.
В версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, К. г. добывает готовые блага культуры, иногда — элементы природы путем простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки царства мертвых, у небесных богов, у духов-хозяев). Например, похищение огня Мауи, Вороном и др. Параллельно или стадиально позднее возникают мифы об изготовлении природных и культурных объектов К. г.— демиургом с помощью гончарных, кузнечных и др. орудий.
В архаических мифологиях представления о первопредках — демиургах — К. г. синкретически не расчленимы. Связь с тотемными предками объясняет звериные имена и атрибуты, частичную зооморфность многих Культурных героев (ворон, норка, кролик, койот — у индейцев Северной Америки, хамелеон, паук, антилопа, муравей — у многих народов Африки, ср. Цагн).
Культурный герой иногда выступает борцом со стихийными природными силами (чудовищами, хтоническими демонами и др.), которые пытаются смести установленный порядок. Мотивы борьбы с чудовищами встречаются у северо-восточных, палеоазиатов, обских угров (Мир-суснэ-хум), у полинезийцев (Мауи), микронезийцев и др.; в греческой мифологии (Геракл, Персей, Тесей).
К. г. не обязательно сакрализованы и соотносятся с некоторыми категориями духов и выдающимися историческими личностями прошлого (Чингисхан, Александр Македонский и т. п.). Таким образом, они отличаются от настоящих богов, но при этом подчеркивается их магическая сила. На более высокой ступени развития К. г. может эволюционировать к богу-творцу, но может развиваться в сторону сказочного (Иван Дурак) или эпического (Рама, Гесер и др.) героя. Архаические черты К. г. обнаруживаются у различных богов (Энки, Энлилъ, Один, Осирис и др.). С выделением пантеона высших небесных богов К. г. иногда превращается в помощника, посланца верховного творца, исполнителя воли последнего, но возможен конфликт К. г. с богами (богоборчество Прометея).
К. г. часто являются братья-близнецы — положительный, которому подражает Отрицательный (Кабикана и Карвуву, Прометей и Эпиметей и др.). Когда у К. г. нет брата, то часто ему приписываются различные проделки, некоторые из них являются пародийным переосмыслением его же собственных серьезных деяний (Койот, Манавоао). Демонически-комический дублер К. г. наделяется чертами трикстера.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
432.65 кб

Герой как культурное означающее

Рягузова Елена Владимировна
Представлен теоретический анализ роли Героя на личностном, социальном и культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения о
Читать PDF
666.78 кб

Культурный герой: динамика развития

Березовская Софья Сергеевна
Реконструируется динамический процесс развития Культурного героя. В модусе метафизики он проходит путь от эмпирического типа рациональности (Трикстер) к оформленной теоретичности (Конкистадор).
Читать PDF
74.29 кб

Эпос «Гэсэриада» и его культурный герой

Сун Гуйцзюань
Статья посвящена исследованию вопроса о происхождении героического эпоса «Гэсэриада», его тибетским, монгольским, бурятским и калмыцким корням.
Читать PDF
227.43 кб

ИМПЕРАТОР ДЗИММУ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ ЯПОНИИ

Жукова Л.В., Земенко В.И.
Читать PDF
660.41 кб

Максим Горький: культурный герой и память культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
В статье рассматриваются особенности мифологизации личности М.
Читать PDF
115.03 кб

О некоторых истоках шаманского мировоззрения (культурный герой шаман)

Нам Елена Вадимовна
Рассматриваются некоторые истоки шаманского мировоззрения, связанные с мифологическим мировосприятием.
Читать PDF
939.09 кб

Культурный герой и трикстер: функциональные и онтологические сходства

Шевякова Алина Вячеславовна
В статье рассматривается вопрос о функциональных особенностях образов культурного героя и трикстера в условиях современного общества и массового сознания.
Читать PDF
677.80 кб

Философия культурного текста: «человек на игровом экране» – герой или актёр

Шатова Елена Николаевна
Автор на основе семиотики кино Ю. М.
Читать PDF
195.89 кб

Культурный и народный герой в современной экранной культуре. Постановка проблемы

Аксенов Ф. О.
Современная экранная культура нуждается в глубоком осмыслении происходящих в массовой культуре процессов.
Читать PDF
152.44 кб

Национальные идеи «Культурного пессимизма» в кайзеровской Германии: герой и героическое у Ю. Лангбен

Гусева Мария Владимировна
Статья посвящена рассмотрению образа немцев как героев у Юлиуса Лангбена, чья работа «Рембрандт как воспитатель», изданная анонимно в 1890 г., вызвала в Германии широкий общественный резонанс.