КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ
лат. area — площадь, пространство) — географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сходство в основных чертах. Концепция К. а. или “культурных областей” была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию К. а. разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под К. а. он понимает определенный географический район, к-рый характеризуется сходством значительного числа культурных черт. Внутри К. а. выделяются “культурный центр” — область наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут либо тормозить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют развитие культуры. Исследование К. а. — одна из центральных проблем этнологии и культурологии. С. А. Махош

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Культурные ареалы
зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. К.а. могут охватывать и зоны межэтнич. распространения каких-либо элементов специализированных культур (например, ареал индо-буддийской культуры или ареал политических культур, основанных на традициях римского права). Понятие К.а. во многих отношениях близко к понятию “локальной цивилизации”, хотя и отражает, как правило, зоны распространения более частых культурных черт, а иногда и отдельных форм. Концепция К.а. разработана амер. этнологами для проведения исследований пространственного распространения явлений культуры и определения культурных взаимосвязей. Этот способ рассмотрения, представляющий собой одну из разновидностей Диффузионизма, был введен в 1894 амер. этнологом О. Мэйзоном, к-рый предложил классификацию индейских племен, считавшуюся в течение неск. десятилетий общепринятой. Теор. основа этого метода была разработана при использовании классификаций Мэйзона лишь спустя два десятилетия Э. Сепиром и К. Уисслером и в период между двумя мировыми войнами оказала влияние на ряд научно-исслед. работ амер. этнологов. Теория К.а. открывала перед человеком определенный набор возможностей хозяйственной и культурной деятельности, из чего делался вывод о непосредственной связи между окружающей средой и формой культуры. Представители этой школы интерпретировали конкретные формы культуры в конечном итоге как рез-т случайно принятого решения соответствующих носителей культуры. Теоретики К.а. ставили своей целью установление центров возникновения, путей распространения и временных рамок отд. культур и не принимали во внимание тот факт, что отношение между человеком и окружающей средой изменялось в ходе истории. Лит.: Чеснов Я.В. Теория “культурных областей” в амер. этнографии // Концепции зарубежной этнологии. M., 1976; Sapir E. Time Perspective in Aboriginal American Culture: A Study in Method. Ottawa, 1916; Wissler C. Man and Culture. N.Y., 1923; Kroeber A.L. The Culture-area and Age-area Concept of Clark Wissler // Methods of Social Science: A Case Book. Chi., 1931. А.Я. Флиер, И. Зельнов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.13 мб

ВОЛГО-КАМСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ТРАНСГРАНИЧЬЕ

Шкалина Г.Е., Герасимов О.М.
В статье раскрывается проблема межкультурных коммуникаций в условиях трансграничного Волго-Камского ареала, в котором происходило многовековое взаимодействие финно-угорских, славянских и тюркских народов.
Читать PDF
129.23 кб

Восточный научно-культурный ареал Средневековья и грузинская научная мысль

Абуладзе Тамара
В статье прослеживается путь воссоздания отдельных отраслей грузинской науки, представлена типологическая характеристика грузинских рукописных сборников научного содержания, выделены переводы и переработки персидских источников.
Читать PDF
578.10 кб

Терроризм в странах мусульманского культурно-исторического ареала: общие тренды и идеологические осо

Рязанов Даниил Сергеевич, Охрименко Артем Викторович, Ибрагимов Гадис Ибрагимович
В статье поднимаются вопросы состояния и общих тенденций террористической активности в странах мусульманского культурно-исторического ареала.
Читать PDF
337.41 кб

Христианские апологеты в языческом культурном ареале (заметки о христианской философии эпохи патрист

П.П. Можейко
В статье автор исследует отношение ранних христианских апологетов к античному философскому наследию. Двойственность этого отношения следует из позиции Тертуллиана и Климента Александрийского.