Культурфилософия

Найдено 1 определение
Культурфилософия
философия культуры, самостоятельное направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т. д. Это та первоначальная форма, в которой в XVIII-XIX вв. проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и ее сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и т. д. подходами. Так что изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой, культурологизирование становится самостоятельным стилем философствования, выбирающего в качестве эмпирического донора одну из пограничных наук, в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных (теоретических) отношений. Соответственно, на современном уровне приходится различать культурологию и культурфилософию (философию культуры). Надо помнить, что философия культуры, даже выступая самостоятельным направлением, остается в пределах философской дисциплины, соответствуя ее предмету и методам, т. е„„ иначе говоря, философия культуры - это тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философия, которое знаменует эпохальные изменения в философии, ее исторические метаморфозы. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем (об основах бытия и мышления) и пытается дать картину «мира в целом», то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой-либо иной ипостаси (то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии), находит свое место в картине человеческого бытия. Если же философия сосредотачивает свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру, характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и научных методов как в естествознании, так и в науках о культуре, то речь идет уже не о том, чтобы воссоздать мир бытия, включающий мир культуры, а о том, чтобы определить методы наук о культуре, аксиологические (ценностные) ориентации культуры и, соответственно, разделить науки о природе и науки о культуре, что и было предпринято, в частности, в неокантианской философии. И хотя термин «культурфилософия» был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области истории философской и художественной культуры (несколько позже в этих же целях ввел в научный оборот термин «культуристория» Якоб Буркхардт), но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и ее значении в историческом развитии человечества. В философии культуры отчетливо выделяются три таких периода: 1. Античность (когда впервые происходит осознание специфики культуры, вводятся философские категории для ее обозначения, обосновываются первые терии культуры); 2. Новое время (здесь можно выделить три самостоятельные формы, в которых получила развитие философия культуры,- философия Просвещения; Романтизм; Немецкая классическая философия). 3. Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина (философия конца XIX и начала XX века, которая принципиально отличается от классического философствования, в том числе и по вопросам понимания сущности и смысла культуры), Охарактеризуем кратко эти три периода.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
454.84 кб

Культурфилософия : духовное знание или социотерапия

Свистунов В. Н.
Читать PDF
925.41 кб

Конфликт как механизм динамики культуры в культурфилософии г. Зиммеля

Тарасов Алексей Николаевич
В статье проанализировано культурфилософское наследие Георга Зиммеля на предмет анализа процессов динамики культуры.
Читать PDF
481.91 кб

Культурфилософская вселенная М. С. Кагана: основания, территории, границы к 90-летию выдающегося фил

Закс Лев Абрамович
В статье предпринята попытка осмысления творческого наследия выдающегося российского ученого и философа М.С.
Читать PDF
812.24 кб

Культурфилософская вселенная М. С. Кагана: основания, территории, границы : к 90-летию выдающегося ф

Закс Лев Абрамович
В статье предпринята попытка осмысления творческого наследия выдающегося российского ученого и философа М. С.
Читать PDF
67.68 кб

Различия между западной и восточной культурами: культурфилософский подход

Пендюрина Л.П.
Читать PDF
254.96 кб

А. В. Каримов. Онто-гносеологический подход в культурфилософском изучении свободы

Галинская И. Л.
Читать PDF
78.07 кб

Культурфилософские оптики изучения культуры: достигнутое и недостижимое

Оводова Светлана Николаевна
В статье постулируются принципы анализа культуры в культурфилософских исследованиях посредством выявления ключевых моделей конструирования культуры. Выявляются достоинства и ограничения предложенных подходов.
Читать PDF
168.74 кб

Хронометрия: культурфилософский очерк

Яворский Дмитрий Ромуальдович
В статье показано, что практика и теория хронометрии связана не только с наукой и техникой, но и с синхронизацией социальных ритмов. Обосновывается предположение о социальных истоках хронометрической проблематики.
Читать PDF
431.21 кб

Проблема кризиса идентичности: культурфилософский анализ

Бетильмерзаева Марет Мусламовна
Проблема идентичности в современном научном дискурсе представлена весьма многопланово и давно стала междисциплинарной категорией социально-гуманитарного знания.
Читать PDF
1.17 мб

Агональность как универсалий социокультурных систем (культурфилософский анализ)

Хоконов Мурат Анатольевич, Соблирова Зарета Хасанбиевна, Журтова Анжела Ариковна
Исследуется феномен агональности как пространство динамического развертывания социальных отношений, в котором на каждом этапе развития социумов снимаются диалектические противоречия, конфликты через элементы борьбы, соперничества
Читать PDF
587.18 кб

ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Корниенко Михаил Анатольевич
В статье раскрыта особая роль внутренней речи в функционировании языка. Внутренняя речь обозначена как речь, обращенная в себя, речь мышления; свойство внутренней речи и ее потенциал быть местом «мысли мыслящей».
Читать PDF
142.94 кб

Структурализм как перспективный метод культурфилософского изучения повседневности

Смирнов Алексей Викторович
В статье обосновывается возможность применения структуралистского методологического инструментария в качестве оптимального подхода для построения культурфилософской концепции повседневности.
Читать PDF
0.00 байт

Методологические проблемы культурфилософского дискурса о ценностях

Дробышева Елена Эдуардовна
В статье поднимается вопрос о сложностях аксиологического дискурса, его методологических и теоретических противоречиях. Обосновывается роль аксиологической компоненты гуманитарного знания.
Читать PDF
0.00 байт

О ценности культурфилософского дискурса

Дробышева Елена Эдуардовна
Являясь «дочерним проектом» философии, аксиология предлагает видение мира в ценностном измерении. Однако и сама философия может быть рассмотрена в аксиологическом дискурсе.
Читать PDF
971.82 кб

Реинтерпретация феномена отчуждения в дискурсе культурфилософского подхода

Чаплинская Яна Игоревна, Бухарина Жанна Александровна
Актуальность. Отчуждение, отчужденное состояние человека, отчужденное состояние человека и общества, есть субстанциональная характеристика социального бытия.

Похожие термины:

  • Экзистенциальная культурфилософия

    - одно из осн. направлений философии культуры 20 в. Э.к. представлена весьма несхожими мыслителями, к-рых, однако, объединяет опр. общность теор. подхода к реалиям культурно-истор. процесса. Идейные ко