КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины, инструменты, предметы быта, одежда, украшения, культовые и ритуальные предметы, оружие, музыкальные инструменты и т. п.), а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека (напр., обработанные природные объекты или т. н. техногенные ландшафты). К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т. д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа «психологии народов»).
Наиболее явно различение материальной и духовной культуры проводится в марксистской традиции, где важнейшие элементы материальной культуры — машины, орудия, технологии — составляют главное содержание «производительных сил» общества на каждом историческом этапе его развития. Производительные силы, в свою очередь, вместе с «производственными отношениями» образуют «базис», который определяет «надстройку», т. е. всю совокупность духовной культуры общества, включая политические и правовые системы, а также научные знания. Парадоксальным образом оказывается, что элементы духовной культуры — такие, как научные знания, — включаются в состав производительных сил («наука как производительная сила»). Это противоречие в классическом и советском марксизме осталось непреодоленным. На идее разделения материальной и духовной культуры впоследствии было основано различение культуры и цивилизации, характерное для немецкой философии, в частности для философии жизни и неомарксизма Франкфуртской школы. Если самим духом классического, а затем и советского марксизма предполагался примат материальной культуры над духовной, то в противопоставлении культуры и цивилизации подчеркивалась преимущественная роль духовной культуры. На этом зиждилась т. н. критика культуры — порождение кризисного сознания un de siecle. Под культурой здесь понималась совокупность духовных продуктов человечества, воплощенных в философии, искусстве, науке, под цивилизацией — совокупность овеществленных (и тем самым «омертвленных») продуктов человеческого творчества.
Разделение материальной и духовной культуры, весьма популярное в эпоху господства эволюционистской парадигмы, в социальных науках ныне считается устаревшим. Более распространена трехчленная классификация культуры: материальная, духовная и социальная. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни и т. п., под духовной культурой — субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения, под социальной культурой — отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов (KroeberA., Kluckhohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambr. (Mass.), 1952, p. 98). Преимущественную роль при этом играет духовная культура. Социальное поведение и артефакты (социальная и материальная культура) трактуются как объективированные продукты идеальных нормативных систем и систем знаний самого разного рода, составляющих духовную культуру. Но именно такой подход позволяет соединить материальную и духовную культуры, ввести артефакты в контекст исследований в социальных науках. Материальная культура становится, т. о., систематическим источником информации для социальной и культурной истории и культурологии, причем целью анализа является выявление систем идей, порождающих определенные артефакты и способы поведения в рамках определенной культуры (Hodderl. The Meaning of Things: Material Culture and Symbolic Expression. L., 1989). Другой аспект отношения идей и вещей, интересующий культурантропологов, — это межкультурное «бытование» артефактов. Они могут рассматриваться как «носители» определенных идей, ценностей и норм в межкультурных взаимодействиях. В то же время они могут обретать относительную автономию; их ценность и смысл могут трансформироваться в разных культурных и социальных контекстах (Thomas N. Entangled Objects: Exchange, Material Culture and Colonialism in the Pasific. Cambr. (Mass.), 1991).
В современной философии противопоставление материальной и духовной культур утратило свою прежнюю роль. Работы теоретиков постмодерна (Ж. Бодрийар, Ж. Ф. Лиотар и др.), во-первых, поставили под сомнение характерное для традиционной философии разделение субъекта и объекта и, во-вторых, поставили в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство, как это делал ранний капиталистический модерн. Место потребительной стоимости, отражающей предметность объекта и его связь с материальными потребностями, заняла «знаковая» стоимость. Реальные объекты «утратили доверие», потому что все они моделируются и воспроизводятся искусственно. Коды порождают гиперреальности (голография, виртуальная реальность и т. д.). Это ведет к исчезновению конечностей любого рода; место «идей» и «вещей» занимают тавтологичные в себе «симулякры» (Бодрийар). Вместе с исчезновением этих конечностей исчезает и основа для противопоставления фактов материальной и духовной культур. Сами эти понятия становятся излишними. В то же время в более традиционных философских контекстах, а также и в социальных науках (см., напр.: Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992) они сохраняют свою эвристическую ценность.
Л. Г. Ионин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.29 кб

Лексика материальной и духовной культуры татарского языка

Нурмухаметова Раушания Сагдатзяновна
Каждый язык служит средством формирования, сохранения и передачи национальной культуры. В данной статье дается описание основных лексико-тематических групп лексики материальной и духовной культуры татарского языка.
Читать PDF
511.91 кб

Народный костюм как объект материальной и духовной культуры

Ефремичева Н. В.
В статье определены понятия «материальная» и «духовная» культура, выделены функции народного костюма, подробно рассмотрена традиционная крестьянская одежда Орловской губернии.
Читать PDF
165.18 кб

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей

Агапова Т.В.
В статье рассматривается аксиологический аспект культуры как совокупность материальных и духовных ценностей. Автором представлен ряд универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры.
Читать PDF
424.98 кб

Бинарно-тринитарная символика в русской духовной и материальной культуре

Караваева Елена Вениаминовна, Волкова Лидия Дмитриевна
На основе теории К. Г. Юнга об архетипах и сложившейся в глубокой древности символики авторы пытаются объяснить особенности бинарно-тринитарного мировосприятия.
Читать PDF
362.61 кб

Материальная и духовная культура эвенков в художественной этнографии амурских писателей

Забияко А.А.
В статье исследуется опыт художественного освоения русскими писателями XX века материального быта и религиозных традиций коренного населения Амурской области эвенков.
Читать PDF
272.87 кб

Решение Международного научного семинара «Материальная и духовная культура народов Камчатки»

Читать PDF
557.15 кб

СОБЫТИЙНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Пономарева Валентина Николаевна
В статье рассматриваются этнофестивали Сибири как средство трансляции в современное информационное пространство материальных и духовных ценностей народа, как форма сохранения этнокультурной идентичности в условиях глобализации, а
Читать PDF
5.15 мб

Место и значение горнопромышленного комплекса в формировании материальной и духовной культуры Урала

Дементьев И. В.
Освещено влияние горного дела на формирование уклада жизни, развитие образования и культуры на Урале в течение его трехвековой истории
Читать PDF
1.09 мб

Предметы культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой

Илюшин Андрей Михайлович
Исследуется комплекс предметов культового назначения, который представляет собой яркий образец материальной и духовной культуры средневекового населения Кузнецкой котловины, расположенной на северной периферии Саяно-Алтая.
Читать PDF
124.83 кб

Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа:

Юсупов Р. М., Мигранова Э. В.
Читать PDF
1.15 мб

Отражение «Брани духовной» в материальной культуре личного благочестия (на материале средневекового

Колпакова Юлия Вячеславовна, Костючук Лариса Яковлевна
Статья посвящена проблеме исторической интерпретации нетиповых надписей на нательных крестах, найденных при археологических раскопках в Пскове и Старом Изборске. В позднесредневековом Пскове (XV-XVII вв.
Читать PDF
1.04 мб

Некоторые вопросы изучения материальной и духовной культуры славянского населения Чуйской долины Сем

Сабирова Ырысгуль Будайбековна
В статье на основе сведений, предоставленных потомком первых переселенцев в город Пишпек Чуйской долины Семиреченской области Туркестанского края, заключен интересный этнографический материал о жизни и быте переселенцев.
Читать PDF
48.50 кб

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРМЯН КАРАБАХА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУ

Пономарёв Владимир Алексеевич
Рассматриваются вопросы материальной и духовной культуры армян Карабаха, а также проблемы развития и сохранения их национального культурного наследия в 1920-1990-х гг.
Читать PDF
110.20 кб

Новые подходы и современные методы изучения материальной и духовной культуры народов Северного Кавка

Улаков М. З.
Читать PDF
1.31 мб

ВЫЯВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛ

Очирова Нюдля Четыровна, Шантаев Бемб Александрович
Статья посвящена проблеме выявления уцелевших исторических памятников материальной и духовной буддийской культуры, сохранения и передачи его будущим поколениям.