культура и познание

Найдено 1 определение
культура и познание
КУЛЬТУРА И ПОЗНАНИЕ — одна из центральных проблем культурно-исторической эпистемологии (социальной эпистемологии). Знание — один из важнейших компонентов культуры, а познавательная деятельность людей составляет необходимую и существенную сторону культурной жизни общества. Индивидуальное познание, как фактор развития культуры, совершается на основе вхождения человека в определенную культуру и овладения некоторым комплексом имеющихся в ней сведений, средств, традиций, установок, форм познавательной деятельности (включая язык, категориальный строй мышления, ментальность, технический инструментарий, когнитивные практики, социальную востребованность и пр.). Необходимыми условиями для социализации знания являются наличие у членов сообщества потребности в знании, а также когнитивного тезауруса и интерсубъективных знаковых средств. Люди приобретают и добывают знания, решая какие-то конкретные задачи, связанные с обстоятельствами их практического и интеллектуального бытия. Но независимо от того, сознают они это или нет, их когнитивная активность в конечном счете детерминируется социокультурной ситуацией, в которой они находятся, а основные направления и плоды их познавательных усилий определяются, в конечном счете, потребностями и возможностями общества на данном историческом этапе. Процессы познания всегда протекают в каких-то культурных формах, существующих в обществе. Появляясь на свет, индивид застает их уже «готовыми» и приобщается к ним. В результате они наследуются каждым поколением от предшествующих поколений и образуют определенные исторические структуры социальной памяти, в которых накапливается социализированное знание (Коул М. Культура и мышление. М., 1977).         Протекая в русле социально-исторически обусловленных культурных форм, человеческое познание постепенно изменяет и сами эти формы. Они не заданы раз навсегда, вся их система с течением времени эволюционирует и совершенствуется. На заре истории человечества процесс познания был непосредственно «вплетен» в практику целостной, синкретичной, нерасчлененной человеческой жизнедеятельности. С развитием культуры в этой целостности (уже в первобытном обществе) начали различаться относительно самостоятельные ее формы и, соответственно, стали выделяться основные формы «вплетенного» познания: 1) обыденно-практическое познание, включенное в повседневную практику; 2) игровое познание, сопровождающее игровую деятельность (сначала детей, а потом и взрослых); 3) мифологическое познание, связанное с мифотворчеством и магией, которые в сознании первобытных людей выступали как жизненно важные представления и умения (Л.С. Выготский, А.В. Лурия, А.В. Брушлинский.).         Обыденно-практическое познание исторически развивается в двух основных модификациях: познание окружающей среды, «вплетенное» в практику повседневной жизни (труда и отдыха, хозяйственной деятельности, домашнего быта), и познание человека, человеческих отношений, происходящее в непосредственном общении и взаимодействии людей. На стыке обыденно-практического и игрового познания (см. Игра) родилась учеба как особая, уже не «вплетенная», а самостоятельная форма познавательной деятельности. Мифологическое познание в синкретическом виде содержало в себе зародыши, из которых в процессе его эволюции и распада возникли религия, искусство, философия. Эти формы культуры наряду со специфическими для них социальными функциями выполняют и познавательную функцию. Сочетание философии с обыденно-практическими формами познания приводит к формированию науки как самостоятельной формы культуры. Параллельно складывается и еще одна форма познания, которая связана с добычей и фиксацией фактографической и оценочной информации о конкретных явлениях и событиях (летописи, документалистика, путешествия, журналистика, музейное дело и т.п.).         Таким образом, в обществе исторически возникает разветвленная система различных культурных форм познавательной деятельности, среди которых наука заняла особое место, так как в ней получение истинного знания является прямой и ясно поставленной высшей целью. Появление и развитие науки не вытесняет из культуры остальные формы познания, потому что они имеют свою когнитивную специфику, обусловленную их непосредственной включенностью в те области человеческой деятельности, которые они обслуживают. Между наукой и другими формами познания возникают сложные и многоаспектные отношения.         Проблема взаимосвязи познания и культуры стала предметом специального исследования в ряде научных дисциплин — в культурно-исторической психологии, в культурной и психологической антропологии, в эволюционной эпистемологии — и всего формирующегося в настоящее время комплекса когнитивных наук. Основные направления, в которых идет изучение взаимосвязи познания и культуры: развитие психофизиологических механизмов познания в процессе формирования Homo sapiens и дальнейшей истории человечества; биологическая (генетическая) обусловленность познания врожденными структурами и свойствами нервной системы, мозга, психического аппарата интеллектуальной деятельности; культурно-историческая обусловленность познания — как в отношении интеллектуальных и др. когнитивных способностей человека, так и в отношении форм и содержания познавательной деятельности. Получены фундаментальные выводы о наличии в психике людей универсальных когнитивных механизмов, действующих независимо от конкретных особенностей той или иной культуры; о возможном существовании у человека генетически закрепленной языковой способности; о зависимости конкретных навыков пространственной ориентации, счета, классификации, цветовосприятия от особенностей хозяйственно-культурной жизни общества; о влиянии «культурного контекста» на развитие логического мышления и мн. др.         А.С. Кармин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
206.03 кб

Познание в культурологии

Ромах О. В.
В статье рассматриваются специфические формы познания, интегрального порядка, которые свойственные культурологи как целостной интегральной дисциплине.
Читать PDF
222.28 кб

Народная культура и познание Мира

Каршинова Л.В.
Читать PDF
6.36 мб

Культурология как система познания

Флиер Андрей Яковлевич
Обосновывается понимание культурологии не как классической научной дисциплины, выделяемой по объектно-предметному признаку, а как научной парадигмы, в основе которой лежит проблемная интерпретация социальной активности человека, м
Читать PDF
315.59 кб

Культура как предмет научного познания

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается структура культуры, выстраиваемая на основании членения культуры по направлениям изучающих ее наук.
Читать PDF
804.25 кб

Историческое развитие культуры познания

Флиер Андрей Яковлевич
Приводятся рассмотрение трансформации принципов познания и объяснение сложности мира в истории человеческого общества.
Читать PDF
133.64 кб

Культура – основа нового научного познания

М.Н.Чирятьев
Эволюция и взаимодополнение путей познания. Мудрецы Востока и мыслители Запада о путях постижения мира и Вселенной (Шри Рамакришна, Е.И. Рерих, И. Кант и др.). Ограниченность современной науки.
Читать PDF
94.23 кб

Культура познания и догмы естественных наук

Новосадов Борис Константинович
Автор развивает концепцию культуры познания в естественных науках, которой присущи красота, шекспиризм и другие особенности гуманитарной культуры.
Читать PDF
358.60 кб

Научное познание как особая система культуры

Смирнов Денис Владимирович
В данной статье наука представлена в качестве специфического культурного образования.
Читать PDF
173.01 кб

Научное познание и мировоззренческая культура

Суворов Глеб Владимирович
Статья посвящена проблематике взаимодействия мировоззрения и науки. Выявляются положительные факторы взаимопроникновения методологических установок науки и мировоззренческих форм познания.
Читать PDF
182.73 кб

Постмодернистская культура и социальное познание

Зыкова Галина Николаевна
Читать PDF
430.80 кб

Религиозное познание в культуре постижения истины

Билалов Мустафа Исаевич
В статье на примере ислама показаны возможности религиозного познания в общечеловеческой культуре постижения истины.
Читать PDF
135.85 кб

Комплементарность культуроспецифичных типов познания

Александров Юрий Иосифович, Александрова Наталья Львовна
В настоящей работе с позиций системного подхода обсуждается феномен культурной специфичности типов познания - обыденного и научного. В рамках этого обсуждения выделяются особенности российской науки.
Читать PDF
1.40 мб

Культура познания как феномен коллективной психологии

Флиер Андрей Яковлевич
Статья посвящена рассмотрению трансформации принципов познания и объяснения сложности мира в истории человеческого общества.
Читать PDF
182.98 кб

Рациональность в контексте познания, науки и культуры

Мендрул М. Ю.
Осмысление рациональности в качестве существенной человеческой характеристики предполагает учет не только веских социальных и гносеологических основ ее, но также то некоторое инвариантное содержание, которое придает идее рациональ
Читать PDF
1.00 мб

Исследования культуры как инструмент познания общества

Флиер Андрей Яковлевич
Статья исследует области культуры, которые наиболее способствуют процессам социальной интеграции локального сообщества.