КУЛЬТУРА И НАУКА

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРА И НАУКА
процесс возникновения научного знания, как и любого знания, не оторван от др. процессов общественной жизни, от общественной практики, от культуры общества в целом. Понятие культуры имеет очень широкое, многостороннее содержание. В определенном отношении оно охватывает все, что создано людьми и составляет «вторую» – искусственную, очеловеченную природу, т.е. все, что является сверхприродным или отличным от природы. В переводе с латинского этот термин означает возделывание, обработку. С этой, этимологической точки зрения, культура – то, что создано, возделано человеком. Как сложное социальное образование культура имеет много сторон, каждой из них соответствует какая-то определенная ее черта, тесно связанная со всеми другими.
Отметим наиболее существенные.
Культура существует и развивается как важнейший способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфически человеческой деятельности, включения людей в их взаимодействие с внешним миром и реализация ими своих потребностей, интересов и целей.
Понятие культуры неотделимо от суждений о качественности всех ее проявлений. Культура – это не все формы, способы и результаты человеческой деятельности, а только те, которые выражают достигнутый в данное время уровень господства людей над природой и своими собственными отношениями. Это современные, передовые условия их деятельности, достигнутая степень «очеловеченное» социальной действительности. Именно со стороны «качества» в сферу культуры входят различные способы и средства человеческой деятельности и воплощенные в продуктах ее результаты – орудия труда, обычаи, стандарты деятельности, стереотипы поведения, представления о добре и зле, прекрасном и уродливом, средства коммуникации, характеристики быта и т.д. Это отражается в таких выражениях, как «культура производства», «культура земледелия», «культурные формы общения», «культура поведения», «культура быта», «культура научного труда».
Культура неразрывно связана с творческой деятельностью людей, с их творческим началом. Как творчество она включает в себя не только научные и технические знания, произведения литературы и искусства, нормы морали и права, но и субъективные человеческие силы, способности и возможности, посредством раскрытия которых и осуществляется творческая деятельность. Т.е. взятая как творчество, культура проявляется не только в результате человеческой деятельности, но и в самом ее процессе. В ходе развития культуры как активной творческой деятельности необходимо осуществляется изменение природы, социальной действительности и человека. Культура по своему существу является активной действенной силой общества, направленной на преобразование человеческого бытия. Она поэтому необходимо имеет социально преобразующий характер.
Как проявление креативного, творческого начала культура, однако, не отрицает, а предполагает ее органическое единство с накоплением традиционных норм и стереотипов, необходимых для жизнедеятельности общества. Функционирование культуры (а также передача от поколения к поколению ее продуктов) невозможно без ее нормативности, т.е. без существования определенных «предписаний», норм, стандартов поведения, форм и стилей общения, ценностных ориентиров, традиций, стереотипов и т.д. Как особый код функционирования или «правила игры», связанные с образом жизни людей, все они входят в культуру в той мере, в какой являются показателями достигнутого уровня общественного развития, средством сохранения и утверждения ценных прогрессивных приобретений общества. Нельзя не отметить и того, что культура общества, людей характеризуется не только многообразием созданных человеком вещей, ценностей (т.е. объективно существующей «искусственной средой»), но и образом поведения и сознания людей, их культурным уровнем, общекультурной подготовкой – теми субъективными факторами, которые необходимы для пользования этими ценностями. Это значит, что культура, культурность всегда характеризуются определенным единством объективной и субъективной сторон. Все эти признаки культуры отражают многогранность ее связей с обществом, раскрывают синтетический характер ее понятия. Каждый из них в отдельности не является достаточным для раскрытия ее особой природы. Только взятые вместе в единстве они обусловливают существование таких системных (интегрированных) качеств предмета, которые и выражают характерную определенность культуры. Исходя из этих признаков, можно дать ее определение как общесоциологической категории. Культура – это такая система материальных и духовных ценностей, форм и результатов освоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества и создается в ходе творческой, социально-преобразующей деятельности людей.
Наука оказывает формирующее воздействие на характер и содержание культурных процессов, на качественные особенности их прогресса. В целом различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (техника, производственный опыт, материальные ценности, станки, оборудование, здания). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в др. областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д. Напр., наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а телевизоры, компьютеры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре.
Наука является одной из форм духовной культуры общества, а ее развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.
Культурные традиции иногда препятствуют развитию науки. Отношения между наукой и обществом, его культурным уровнем, всегда более или менее напряжены и соответствие между ними, как показывает исторический опыт, никогда не бывает полным. Это может выразиться в том, напр., что господствующие в обществе культурные ценности не позволяют развивать некоторые направления исследований, осуществимые с точки зрения имеющихся у ученых возможностей, знаний, средств и методов. Довольно долго, к примеру, в медицине культурные ценности общества препятствовали использованию такого важного средства изучения анатомии человека, как вскрытие трупов.
Не может, конечно, сколько-н. продолжительно сохраняться и такое положение дел, когда ценности и нормы науки открыто и непримиримо противостоят ценностям и нормам общества. Социальный институт науки попросту не сформируется и не сможет существовать в таком обществе, фундаментальные ценности которого несовместимы со специфическими ценностями науки. Бывает и так, что научные открытия не всегда находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.