КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ
самобытная наднациональная культура, возникшая в ареале Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. К. х. проходит период становления с I по VI вв., обретает классические формы в средневековой Византии с VI по XIV вв. и Древней Руси с IX по XVI вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с VI по XVI вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институтом К. х. выступает Церковь, деятельность к-рой реализуется в двух сферах — церковной и мирской. Церковная культура осуществляет хранение и трансляцию сакральных содержаний в формах богослужения, богословия и церковного искусства; мирская — вносит христианские смыслы во внецерковные сферы общественной жизни. Характерными признаками К. х. являются: а) христоцентризм — главный принцип организации и функционирования культурных смыслов К. х., согласно к-рому существование личности Богочеловека Иисуса Христа полагается центральным событием истории (введение нового летоисчисления), богослужения (литургия и таинство Евхаристии), ас-кетико-мистического опыта, искусства и др.; б) сло-воцентризм — почитание слова Священного Писания высшим откровением Бога, а слова молитвы — главным культуросозидающим фактором, богословие, книжность и образование — важнейшими элементами культуры; в) аскетизм — высшее искусство преображения собственной человеческой природы упражнением в добродетели; г) эсхатологическое отношение к истории, заключающееся в ожидании конца мира и его последующего преображения, перенесении главных культурных смыслов из земного, материального и преходящего мира в духовный мир вечных ценностей; д) символизм — отношение к видимому материальному миру как символу духовного невидимого мира. А. В. Трухан

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Христианская культура
один из способов организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение и культ. Христианская культура начинает распространяться в 1 в. н.э. сначала на территории Иудеи и средиземноморской диаспоры. Христианство вырастает из иудаизма, одновременно, развивая и отрицая его. Принципиальное отличие иудаизма и христианства заключается в том, что иудаизм был основан на идее исключительности еврейского парода. а христианство — на Вселенском братстве всех верующих перед единым Богом. Основной принцип иудаизма - евреи должны следовать всему, что заповедует Бог евреев; христианства — все люди братья в вере единому Богу, который любит всех и все должны любить его и всех, кто его любит. В IV - VII в. христианство становится официальной государственной религией Римской империи. Территория ее господства простирается от Атлантического океана до Ближнего Востока, от Британских островов до Севера Африки. В VII в. сирийско-палестинские этносы переходят под зеленое знамя Ислама, а в XV в. Византия и малоазийские территории становятся мусульманскими. В сущности христианская религия становится мировой по ряду причин. Так, она переносит акцент с олимпийско-технологического содержания язычества и политического содержания иудейского монотеизма на духовный мир человека. В этом смысле христианство приближается к буддизму. Его назначение (с VI в.)" дать человеку знание и навыки личного духовного спасения. Христианство объединяет с духовным пространством буддизма идея единого, абсолютного, всемогущего Бога-творца. Христианская религия позволяет отдельному человеку, который превращается в бесконечно-малую величину в гигантских политических образованиях античных империй и государств Западной культуры, сохранять свою духовную тождественность с общественной целостностью. Та частичность человека, которой не было s полисных организмах античности, в локальной иудейской цивилизации, превращается в актуальную проблему в Римской, империи. Иудеи не могли стать христианами - это уничтожило бы их как этнос. Но из недр их религии вышла новая, которая стала культурной основой западного человека. В основе христианской религии заключена вера в единого Бога. Этот Бог - носитель абсолютной благости, могущества, знания, причина сам в себе; творец всего, что существует, начало и конец мира. Кроме Бога христиан и того, что сотворил он, нет ничего. Бог -- абсолютное личностное воплощение всеобщего. В отличие от всех остальных религий эта абсолютность выражена в идеях «Триединства» и «Боговоплощения». Моменты этого абсолюта сфокусировались в Иисусе Христе. Христиане но Ветхому навету должны жить по любви к Богу и всему, что он сотворил. Все верующие, живущие по любви - праведники, после смерти они заслуживают вечной райской жизни. Все согрешившие подлежат либо исправлению, либо обречены на существование в аду. Христианство заимствует в иудаизме идею греховности человека. Христос через распятие искупает этот человеческий грех. Он - мессия, освободитель человека, христианина от прежних грехов. Теперь верующие могут, живя по-христиански, не впадать в новый грех. Верующие теперь могут сами выбирать способ жизни: по Евангелию (благая весть) или против него. Но люди все равно грешат! Праведников спасет новый Мессия. Сын божий должен в конце света вступить в смертельную схватку с Антихристом, победить и устроить Страшный суд. В результате этого суда праведники всех христианских времен подучат вечное райское существование, а грешники попадут в ад.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
548.49 кб

Христианский Логос культуры

Щученко Владимир Александрович
Читать PDF
53.59 кб

Шекспир и христианская культура

Гайдин Борис Николаевич
Читать PDF
499.71 кб

Христианская культурная парадигма

Ячин Сергей Евгеньевич
В статье речь идет о христианском культурном наследии в его парадигмальном измерении, т.е.
Читать PDF
157.45 кб

Христианский Логос и логика культуры

Щученко Владимир Александрович
Предмет статьи религиозно-идеалистическая, восходящая к христианской традиции культурология, возможности и идейные перспективы, которые она открывает.
Читать PDF
162.64 кб

Христианская культура и человек постмодерна

Кондаева Эльза Баатыровна
Статья посвящена обзору основных принципов христианства и постмодерна. Сравниваются мировоззренческие ориентации человека в культуре постмодерна с ценностями, характерными для христианского мировоззрения.
Читать PDF
164.28 кб

Эволюция танца в истории христианской культуры

Акиндинова Т.А., Амашукели А.В.
В статье показано, что европейское искусство танца так же, как и архитектура, музыка, живопись, возникли на почве христианства, в недрах его обряда, что танцевальные стили исторически менялись, прежде всего, в зависимости от измен
Читать PDF
189.43 кб

Христианская идея Преображения в русской культуре

Макаров Д. В.
В статье выявляется значение идеи Преображения в христианстве и прослеживается ее влияние на русскую духовную культуру.
Читать PDF
131.43 кб

Идея личности в христианской культуре средневековья

Мышкина М. С.
В статье анализируется понятие личности в аспекте процесса его становления, рассматриваются подходы к данному понятию в античной и средневековой философской традициях.
Читать PDF
131.24 кб

Символизм креста в архаической и христианской культурах

Р. В. Корченков, И. В. Трофимова
Рассмотрены вопросы символизма креста как универсального сакрального символа. Кратко представлены некоторые его разновидности, которые возникли как в дохристианскую эпоху, так и после распространения христианства.
Читать PDF
6.08 мб

Христианский Логос и концептуальное осмысление культуры

Щученко Владимир Александрович
В статье анализируется роль христианского мировоззрения в процессе концептуального осмысления сущности культуры, подчеркивается роль русских христианских мыслителей в развитии философии культуры, устанавливается коррелятивная связ
Читать PDF
75.69 кб

Восточно-христианская ономастика в культуре Древней Руси

Свиридова Любовь Олеговна
Нами будут представлены результаты наблюдений над восточно-христианской ономастикой, запечатленной в памятниках древнерусской письменности гимнографических и агиографических текстах.
Читать PDF
127.38 кб

Преемственность христианской традиции в культуре социума

Кузмина Галина Юрьевна
В статье раскрыты особенности современных ориентаций христианского сознания в социологической практике преемственности духовно-культурных ценностей общества.
Читать PDF
214.94 кб

Сакральный символизм христианской (православной) культуры

Керн Л. А.
В статье рассматривается сакральный символизм русской православной культуры на материале учений П.А.Флоренского, А.С.Уварова.
Читать PDF
185.26 кб

Анализ развития цветовой символики в христианской культуре

Григорьева Э. И.
В статье использованы данные ученых, занимавшихся анализом возникновения символов цвета в различных культурах и традициях.
Читать PDF
871.06 кб

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ ХРИСТИАНСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУР

Кулакова Бэлла Эльбрусовна
В статье рассматривается проблема взаимоотношений между христианами и мусульманами и причины возникающих препятствий межкультурного взаимодействия в межрелигиозном диалоге; представлено философское осмысление ислама в связи с проб