КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Духовная культура
1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).  

Источник: Словарь по культурологии

Духовная культура
сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и др. памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство и т.д.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ
совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него. К. д. онтологически едина, возникая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности; в реальной общественной практике реализуется в ряде специализированных (моральных, правовых, художественных, иных) форм. К. д. появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических периодов и крупных социальных групп. Образует национальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, сложно, но постоянно взаимодействуют между собой. К. д. не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их. Т. Г. Шевляков

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
система ценностей, отражающих богатство духовной жизни общества и человека, принцип развития собственно духовной деятельности, а также вся совокупность результатов духовной деятельности человека, имеющая социальное и гуманистическое значение. Д. к. порождается познавательной деятельностью человека и выступает в виде определенного объема знаний о природе, обществе и человеке. Знания в сфере Д. к. становятся важнейшим элементом развития личности и обеспечения динамики общественного развития. Важнейшее значение для Д. к. имеет преобразовательная и созидательная деятельность, которая предшествует материальной практике и предлагает идеальные модели будущего. Д. к. является сферой, обеспечивающей общение между людьми, что способствует ориентации и социализации личности в том или ином типе общества и цивилизации. С этим связана нормативно-ценностная функция Д. к., и степень ее развития зависит от богатства и разнообразия предлагаемых и культивируемых ценностей, обычаев, норм и образцов поведения людей. В Д. к. обеспечивается единство ценностей и идеалов, что определяет жизнедеятельность человека как субъекта культуры. Напр., политические ценности выступают в Д. к. в неразрывной связи с идеалами гражданского равенства, прав человека и свободы. Д. к. находит свое выражение в некоторых своих специализированных формах. Это наука, искусство, художественная культура, религия, философия, этика, эстетика. См. также Духовность.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Культура духовная
одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве К.д. выступают те явления, к-рые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психол. деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание К.д. пришло в отеч. практику из нем. литры в 19 в. Среди англ. и франц. эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено. Так, Тайлор в работе “Первобытная культура” в одних случаях перечисляет “промышленную, умственную, полит., нравств. области культуры”, в других — более отчетливо подразделяет культуру на две части — “материальную” и “умственную”, подразумевая под последней идеи, обычаи, мифы, воззрения и верования. Отеч. философы, социальные аналитики в дореволюц. период, а также в послереволюц. годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию “К.д.”; оно у них тесно соотнесено с духовной основой обществ. бытия. В работах рус. авторов к. 19 — пер. пол. 20 в. (в последнем случае, если они работали вне России) термин “К.д.” переплетается с такими понятиями, как “духовная жизнь”, “сфера духа”, “духовное обновление” и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, к-рая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутр. усилия и мистич. опыт. Это — реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного. Отеч. научно-филос. мысль советского периода демонстрирует несколько этапов освоения понятия К.д. На первых порах развития советской науки и философии акцент делался на преодолении идеалистич. характера явлений К.д., все многообразие к-рой сводилось при этом к таким областям обществ. сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия. В понимании этих феноменов К.д. наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Понятие “К.д.” долгий период оставалось в советской научно-филос. лит-ре под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования. Всякий раз необходимо было признать, что К.д. рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального бытия. Именно материально-трудовая деятельность людей, обусловливающая истор. развитие обществ. человека, признавалась основой всей человеч. культуры. В 60-70-е гг. в рамках советской общественно-научной и филос. мысли акцент переносится на сложность, многообразие проявлений и творч. потенциал К.д. В отеч. обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия, как “сознание”, “идеальное”, “мышление”, “психика”, “культура”; происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных филос. категорий, относящихся к сознанию. Постепенно понятие К.д. получает все права “гражданства” в советской науке. Анализ позволяет раскрыть его сложное внутр. строение, а сам феномен К.д. определить как явление, развивающееся в рамках обществ., группового, а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями К.д. анализируются такие явления, как “духовные процессы”, “духовные блага”, “духовное производство”, “духовная жизнь”. Допускается, что отд. феномены К.д. могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию. В целом К.д. выводится уже не столько непосредственно из материально-производств. деятельности, сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производств. организма, как функция об-ва в целом. Религ. трактовка К.д. продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой. Напротив, понимание К.д. расширяется за счет привнесения в нее элементов политики, идеологии. Происходит сближение трактовки К.д. социалистич. об-ва с пониманием К.д. коммунизма. В качестве общих, сближающих черт выступают такие признаки, как народность, коммунистич. идейность, партийность, коллективизм, гуманизм, интернационализм, патриотизм, обеспечение культурной преемственности и возможности духовного творчества и т.п. Советская социальная и гуманитарно-филос. мысль могла обращаться к рез-там исследований зап. авторов в осн. в критич. ключе. Только через критику отеч. аудитория имела возможность составить опр., далеко не полное представление, в каком направлении шел анализ проблем, обозначенных тематикой К.д. в зап. культурологии, социальной и культурной антропологии. Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках (психологии, социологии, педагогике, теории пропаганды и др.) разрабатывается понимание сложной структуры феноменов К.д., к-рые содержат разл. аспекты умственной и психол. деятельности человека. К этому периоду в рамках зарубежной мысли использование понятия К.д. сводится на нет. Здесь противопоставление понятий “культура материальная” и “К.д.” теряет свою остроту. Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе. Т.о., духовный аспект в зарубежной культурологии, в социальной и культурной антропологии оказался репродуцированным к ценностно-смысловым, информационно-познават. аспектам культуры (в англояз. лит-ре он определяется как идеациональный аспект культуры от idea — идея, мысль, понятие, образ). Этот аспект исследуется в разных направлениях и с разных познават. позиций — признания наличия объективированного знания, научного объяснения, с позиций мифол., религ. или к.-л. иного типа ценностного сознания, как установка на действие и т.п. Тот или иной смысл в культуре изучается в рамках анализа знаков и символов, с позиций семиотич. или герменевтич. анализа. Т.о., понятие “К.д.” или “умственная культура” в зап.-европ. знании 20 в. расчленилось на множество областей, аспектов, элементов умственно-волевой деятельности и эмоционально-психол. активности человека. В наст. время отеч. социальная и филос. аналитика продолжает широко обращаться к понятию “К.д.”. Однако содержание и смысловой объем этого понятия в нек-рых важных аспектах продолжают оставаться такими, какими они формировались в советский период. Хотя совр. авторы уже не связывают его понимание с политико-идеол. элементами, а скорее склоняются к тому, чтобы наделить К.д. нравственным, а порой и религ. содержанием, это понятие остается в отеч. научной практике достаточно размытым, оно заметно отличается от того, что понимали под К.д. Франк, Ильин, Федотов, Степун и др. аналитики рус. культуры дореволюц. и послереволюц. времени. Напр., совр. аналитики включают в К.д. все формы и виды активности, к-рые функционально связаны с развитием обществ. сознания (деятельность СМИ, искусства, образования и др.), тогда как для отеч. аналитиков прошлого было бы невозможно отнести к К.д. многие явления массовой культуры, порнографич. печатную продукцию, атеистич. воспитание молодежи и т.п. Наконец, в отеч. научной практике заметно выступает стремление добиться освоения аналитич. аппарата совр. зарубежной культурологии, отказавшись, в частности, от использования К.д.и сходных с ним понятий как от устаревших или неточных. В наст. время ряд отеч. авторов даже в учебных материалах по культурологии не прибегают к понятию “К.д.”, раскрывая ее тематизм посредством более эксплицитных понятий и аналитич. процедур (образ мышления, ментальность, понимание, идеалы и ценности, установки и др.). Лит.: Франк С.Л. Духовные основы об-ва. М., 1992; Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Г.А. Аванесова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.08 кб

К истокам духовной культуры

Аралова Елена Викторовна
В статье рассматривается генезис духовной культуры общества. Автор акцентирует внимание на основных этапах развития духовной культуры, анализируя такие понятия, как миф, магия, религия.
Читать PDF
472.13 кб

Духовные основания культуры

Василькова Елена Васильевна
В эпоху глобальных мировых кризисов человек находится в критическом положении: бесконечная погоня за материальными ценностями с одной стороны и постоянный страх за свою хрупкую жизнь с другой стороны практически вытеснили проблемы
Читать PDF
91.86 кб

Духовное измерение культуры

Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович
Статья посвящена анализу с философских позиций опыта социального бытия человека, социума.
Читать PDF
288.98 кб

ГЁТЕ И ПРОБЛЕМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Франк Семен Людвигович
Читать PDF
878.66 кб

Всемирный Форум духовной культуры

Читать PDF
433.52 кб

Предметная форма духовной культуры

Чижова Ирина Алексеевна
Рассматривается предметная форма духовной культуры как философская категория.
Читать PDF
130.71 кб

Дизайн в системе духовной культуры

Дергачёва Елена Владимировна, Мильчарек Тадэуш Петрович
Статья посвящена определению сущностных признаков дизайна как вида искусства и той силы, которая делает искусство всеобщим.
Читать PDF
406.42 кб

Духовная культура эпохи Асади Туси

Джураева Дильбар Рахимходжаевна
Автор в данной статье подчеркивает, что каждый человек является сыном своей эпохи и не может быть свободным от идеологических концепций своего времени. Поэт и мыслитель Асади Туси был своеобразным человеком своей эпохи.
Читать PDF
642.28 кб

Духовная культура эпохи Асади Туси

Джураева Дильбар Рахимходжаевна
Автор в данной статье подчеркивает, что каждый человек является сыном своей эпохи и не может быть свободным от идеологических концепций своего времени. Поэт и мыслитель Асади Туси был своеобразным человеком своей эпохи.
Читать PDF
1.20 мб

А. МЕНЬ О ДУХОВНЫХ ИСТОКАХ КУЛЬТУРЫ

Юрикова Светлана Анатольевна
А. Мень известный проповедник и богослов, творческое наследие которого пока не получило должного анализа. Цель данной статьи рассмотрение взглядов А. Меня в области философии культуры.
Читать PDF
136.62 кб

Энциклопедия духовной культуры Китая

Кульпин Эдуард Сальманович
Читать PDF
89.67 кб

О феномене культуры и духовности Тувы

Лукьянов Аркадий Викторович
Рецензия на книгу Ч. К. Ламажаа «Тува между прошлым и будущим» (2-е изд., испр., доп. СПб. : Алетейя. Историческая книга, 2011).
Читать PDF
154.69 кб

О феномене культуры и духовности Тувы

Лукьянов Аркадий Викторович
Рецензия на кн.: Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущим. 2-е изд., испр., доп. СПб. : Алетейя. Историческая книга, 2011.
Читать PDF
360.71 кб

Наука: духовный и культурный контекст

Кузнецова Н.
Читать PDF
409.18 кб

Духовное и интеллектуальное в культуре

Черкашин М. Д.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ

    форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия,