КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека. Культура чувств формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах. Мерилом, критерием культурности и воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому культура чувств представляет собой нечто большее, нежели соблюдение норм этикета. Содержательная сторона культуры чувств — это доброжелательное отношение к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестям и радостям. Частью культуры чувств является культура выражения эмоций как критерий воспитанности человека, нравственной культуры личности, необходимое условие полноценной нравственной жизни.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
степень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Чувства - продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В известном смысле «называться человеком» и «быть культурным» -синонимы, если согласиться с Кантом, что суть культуры «а общественной ценности человека». Человек, вт. ч. и его чувства, есть часть природы, но облагороженная культурой. Даже низшие чувства, с к-рыми человек рождается, есть результат общественно-исторического, культурного развития, в ходе к-рого происходит «очеловечивание» биологических форм. Напр., слух и зрение становятся культурными, общественно развитыми в зависимости от способности органов чувств «к человеческим наслаждениям» (Маркс К., Энгельс ф„ т. 42, с. 122), от умения различать красоту, безобразие, по-человечески любить, страдать и т. д. Тем более это верно по отношению к высшим -социальным, нравственным и эстетическим чувствам. (Напр-, к таким, как патриотизм, коллективизм, интернационализм.). К. ч. достигается воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством. К. ч. позволяет судить об общей культуре, воспитанности человека. Это нечто большее, чем просто соблюдение принятых в об-ве правил поведения -этикета. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами др. человека. Элювии - одно из средств общений и регулятор общественного поведения людей. Напр., уважение достоинства др. людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается преимущественно в форме непосредственного эмоционального контакта или отклика, в чувстве такта, проявляющегося через простейшие средства эмоционального взаимодействия - интонацию, взгляд, жест. Последние способны и соединять, и отталкивать людей друг от друга. Недостаток К. ч., выражаясь в. бестактности, грубости иди демонстративном равнодушии, не только портит настроение окружающим, но и имеет серьезные социальные и нравственные последствия, разобщая людей, к-рые соединены друг с другом общими целями и идеалами. На этой социальной, мировоззренческой стороне К. ч. особенно важно акцентировать внимание в практике воспитания личности. Гл. в К. ч. - ее содержательная сторона, т, е. доброжелательнее отношение к др. людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей. Самые благородные побуждения и искренние чувства рискуют остаться непонятыми^ если они облекаются в грубую, развязную форму. В форме человеческих чувств и переживаний зримо, наглядно проявляется взаимосвязь этического и эстетического моментов поведения и общения. Напр., взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если это взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен. Т. обр., как вообще в поведении и общении, в эмоциональных проявлениях форма а содержание тесно взаимосвязаны друг с другом. По эмоциональной культуре можно судить о воспитанности человека вообще. И это справедливо даже в тех случаях, когда в разряд невоспитанных попадает человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей. Поэтому культура выражения эмоций -необходимое условие полноценной нравственной жизни, признак культуры поведения и нравственной культуры личности в целом.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Питирим Александрович сорокин - о кризисе чувственной культуры западного общества

Петров Владимир Николаевич
Статья тематически ориентирована на изучение богатейшего творческого наследия российско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина.
Читать PDF

Ощущение и чувствование времени в контексте священного Писания: культурофилософский анализ

Здерева О. В.
На основе текстов Ветхого и Нового Заветов автор детально и многопланово анализирует дихотомию телеологического и личностного времени в ее трактовке религиозной христианской философией.
Читать PDF

От «Культуры рациональности» к «Культуре чувства»: особенности методологической реконфигурации

Ходус Е. В.
Читать PDF

Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия

Логашенко Юлия Александровна
Приводится теоретическое обоснование проблемы межкультурной сенситивности, анализируются отечественные и зарубежные подходы к исследованию феномена.
Читать PDF

Культура телевосприятия как средство коррекции чувства страха у дошкольников, возникшего под влияние

Спирина Алёна Вадимовна
В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия, и показателей культуры телевосприятия.
Читать PDF

Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности у дошко

Спирина Алёна Вадимовна
В статье содержатся данные о соотношении у дошкольников уровней культуры телевосприятия и уровней отрицательных эмоциональных состояний и факторов их детерминирующих.
Читать PDF

Кросс-культурный анализ индивидуальных различий в чувстве числа у детей дошкольного возраста России

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Давыдова Ю.А., Мисожникова Е.Б., Ковас Ю.В.
В статье представлены результаты кросс-культурного исследования показателей чувства числа, скорости переработки информации и успешности в выполнении арифметических действий на выборках детей старшего дошкольного возраста Российско
Читать PDF

Межвузовская научная конференция«Экология культуры и чувственности» Санкт-Петербург, 4–5 декабря 201

Ардамацкая Д. А., Радеев А. Е.

Похожие термины:

  • ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

    одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, для "истинная реальность и смысл ее сенсорны" (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,