Ксенократ из Халкидона

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ксенократ из Халкидона

греческий философ (Халкедон, ок. 400-314 до Р.Х.). Ученик Платона, возглавлял Академию (339) и пытался примирить платонизм с пифагореизмом.

Источник: Философский словарь

Ксенократ из Халкидона

род. 396 ум. 314 до Р. X.) - древнегреч. философ родом из Халкедона; с 339 до Р. X. - руководитель Академии (Платона). От него идет деление философии на диалектику (логику), физику (натурфилософию) и этику.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ксенократ из Халкидона

396-314 до Р. Хр.), был учеником Платона и после непосредственного преемника Платонова, Сневзиппа, стоял во главе академии (339-314). В учении своем он, если судить по свидетельствам различных авторов (из собственных его сочинений не сохранилось ничего), напирал особенно на пифагорейские элементы в философии Платона, содержащиеся в диалоге "Тимей": единство и двойственность признавал началом всех вещей, душу определял как самодвижущееся число, много занимался демоническими и божественными существами, находя их и в стихиях, числу которых, вместе с Филолаем, присоединял "пятое тело" - эфир.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Ксенократ из Халкидона

396-314 до н. э.), др.-греч. философ... Ученик Платона, схоларх Академии, сменивший Спевсиппа. По списку его соч., состоящему из 75 названий (Диоген Лаэртий IV И-14), можно судить об его разносторонности. К. первый разделил философию на физику, этику и логику. Во главе всего К. помещает монаду, к-рую отождествляет с интеллектом и называет отцом и Зевсом. Ей подяинена диада, отождествляемая, по-видимому, с материейпространством «Тимея» и называемая матерью богов, к к-рым относятся, в частности, планеты. В подлунной сфере К. помещает разряды демонов, к-рые суть человеч. души, не прошедшие полностью пути очищения и поэтому не могущие вернуться в свое солнечное отечество. К. выделяет три формы бытия: чувственное, умопостигаемое и смешанное из того и другого - представляемое; к чувственному относится все, находящееся внутри космосанеба, за его пределами - умопостигаемое (идеи-числа), к представляемому относится само небо, к-рое и зримо, и доступно науч. изучению посредством астрономии. С этими тремя сферами связаны три Мойры - Клото, Атропос и Лахесис. Нравств. цель человека - жизнь в согласии с природой, под каковой понималась добродетельная жизнь. По-видимому, К. признавал существование этически нейтральных предметов, усвоенное стоицизмом. Необычайная увлеченность К. пифагореизмом и личностью самого Пифагора, а также стремление построить систему платоновской философии обусловили его исключит. влияние на неопифагореизм и средний платонизм.

Источник: Советский философский словарь

Ксенократ из Халкидона

(395–314 до н.э.) – др.-греч. философ-идеалист, ученик Платона, второй после Спевсиппа руководитель Академии платоновской (339–314 до н.э.), завершивший начальный период развития Академии (т.н. Древней Академии, для к-рой характерна гипертрофия пифагореизма). Как видно из свидетельств древних авторов (Секста-Эмпирика, Adv. math., VII, XI; Плутарха, De anim. proc., De Isid et osiride; Климента, Strom., II и др. Фрагменты К. собраны в кн.: R. Heinze, Xenokrates. Darstellung der Lehre und Sammlung der Fragmente, 1892), К. провел отчетливое членение философии на диалектику (логику и теорию познания), физику (натурфилософию) и этику. В физике К. развивал пифагорейские идеи позднего Платона, детализировал учение о мировой душе – "самодвижущемся числе" как о посреднике между миром идей и чувств. миром. Обожествляя элементы (эфир, огонь, воду, воздух и землю), К. усложнил этику Платона учением о демонах (занимающих среднее место между богами и людьми), способствующих общению людей друг с другом или затрудняющих его. Соответственно источник зла в мире К. видел в действиях внешних человеку существ – злых демонов. Как и у Платона, цель человеч. жизни по К., – освобождение духа от оков чувственности. Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940 (см. Указатель); Schweitzer В., Xenokrates von Athen. Beitr?ge zur Geschichte der antiken Kunstforschung und Kunstanschauung, Halle, 1932; Cherniss H., The riddle of the early academy, Berk.–Los Ang., 1945.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Ксенократ из Халкидона

396, Халкедон на Боспоре — 314 до н. э., Афины) — греческий философ, ученик Платона. После смерти Платона вместе с Аристотелем покинул Академию; с 339 схоларх Академии, сменивший Спевсиппа. Сочинения Ксенократа (список из 75 названий, свидетельствующий об энциклопедическом характере его интересов, —у Диогена Лаэртия, 1У11—14)былидостояниемшколы и не предназначались для широкой публики; вероятно, они погибли при разрушении Академии в 86 до н. э. Однако «мнения» Ксенократа вошли в доксографические компендии (начиная с Теофраста) и были очень популярны в период среднего платонизма. Ксенократ — первый платоник, отличавшийся литературной продуктивностью: вероятно, им был разработан жанр философских трактатов по отдельным вопросам. Он предпринял первую серьезную попытку догматизации доктрины Платона, впервые использовав для изложения его взглядов разработанное в Академии (ср. Arist. Top. 114,105b) деление философии на физику, этику и логику (fr. l Heinze). философская система Ксенократа создавалась (в противовес другим платоникам — Спевсиппу, Евдоксу, Аристотелю) как учение ортодоксального платонизма. Она поддерживала (и заостряла) пифагорейские тенденции позднего Платона. Ксенократ выделял три типа бытия: умопостигаемое, помещаемое им за пределами небесной сферы (идеи-числа); чувственное, заключенное внутри нее, и смешанное, или представляемое , доступное как зрительному восприятию, так и научному изучению посредством астрономии (fr. 5). В качестве метода изложения философии Ксенократ, по примеру пифагорейцев и Платона, избрал математику (арифметика и геометрия суть «ухваты философии», fr. 2) в сочетании с аллегорическим толкованием мифов. Первый бог — монада, ум, Зевс (мужское начало); второй — диада, душа мира (женское начало, как бы «мать богов»); зримых богов — 8: небо и 7 планет (fr. 15). Между людьми и богами, совмещая черты тех и других, посредничают демоны. Ксенократ не признавал временного начала мира. Начала всего суть единое и неопределенная двоица, из сочетания которых получаются числа, точки, плоскости и тела; от двоицы происходят место, пустота, апейрон; от единого и чисел — душа и др. (fr. 26). Сделав математику универсальным способом описания, Ксенократ не различал между бытием математических объектов и идей (в терминологии познейших платоников — между эйдетическим и математическим числом). Идея (как число) возникает из «большого и малого» и единого (fr. 33) и есть «парадигматическая причина существующего по природе от века» (fr. 30). Идеальные математические предметы (точки, линии, числа от 1 до 10 и т. д.) неделимы, т. е. диада не состоит из двух монад и т. д. (fr. 41—42), из чего вытекало учение о 5 элементах (по числу правильных многогранников) (fr. 53). Понимая душу как среднюю между неподвижными идеями-числами и вечно изменчивыми телами сущность, Ксенократ называл ее «числом, само себя движущим» (fr. 60,64). Душа бестелесна (fr. 66), не имеет возникновения во времени (fr. 68) и бессмертна (fr. 74), обладает двумя потенциями — чувством и разумом (fr. 70).
Судя по названиям многих трактатов, Ксенократ придавал большое значение практической этике, в чем ему следовал сменивший его во главе Академии Полемон. Блаженство состоит в приобретении добродетелей (fr. 77), подлинно блажен — разумный ( fr. 81—82). Наряду с хорошим и дурным есть «безразличные» с этической точки зрения предметы, напр. здоровье, богатство (fr. 76,92).
Осуществленная Ксенократом систематическая разработка платоновского учения обусловила исключительное влияние его на неопифагореизм и средний платонизм, а таюке на стоиков, воспринявших благодаря ему ряд платоновских идей (учение о принципах, о самодостаточности добродетели идр.) и эпикурейцев (учение о неделимых величинах).
Фрагм.: Heime R. Xenokrates. Lpz., 1892; repr. Hildesheim, 1965; Pines S. A New Fragment ofXenocrates and its Implications. — «Transaction of the American Society», 1961, vol. 51, part 2, p. 3—34; Senocrate, Ermodoro, Franunenti, a cura di M. Isnardi Parente. Napoli, 1982.
Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974; Kramer H. ]. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Untersuchungen zur Geschichte des Platonismus zwischen Platon und Plotin. Amst., 2 Aufl., 1967, S. 21-191 u. a.; Idem. Die Altere Akademie, GGP, Antike 3, 1983, S. 151 sq., 161—174; Dorandt T. Senocrate nel giudizio di Demetri del Falero, Beitrage zur antiken Philosophie. Festschrift fur W. Kullmann, hrsg. v. H.-Chr. Gunther, A. Rengakos. Stuttg., 1997, S. 271-278.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия