ок. 1805, Нижний Новгород - 30. 05 (П. 06). 1854, Минусинск) - один из идеологов движения декабристов, был членом Южного об-ва. За участие в восстании декабристов К. был приговорен к 20 г. каторги. Стоя на позициях республиканизма, К. изучал произв. фр. просветителей XVIII в., а также И. Бентама и Н. Макиавелли, был знаком с трудами Радищева. Он не оставил законченных трудов, но в его "Философских записях" излагаются взгляды на природу, человека, об-во и религию. К. высказывал мысль о необходимости науки о человеке, "коея цель состоит в том, чтобы доставить человечеству всевозможные благополучия", разумея под последним доступные человеческой природе блага и средства их достижения. Задачу философии в целом К. определял как "изыскание истины", в соответствии с к-рой и должна строиться общественная жизнь. Он подчеркивал, что соединение политики с нравственностью есть необходимое основание блаженства народного, религия же вовсе не служит его гарантом. В теории познания К. придерживался позиций сенсуализма и эмпиризма, признавал, что предметы окружающего мира воздействуют на нервы человека, нервы передают ощущения в мозг, а разум обобщает данные опыта. "Душа сама по себе в нас не действует, но действует лишь посредством чувств, и мы действий, собственно душе принадлежащих, не знаем и знать не можем", - писал он. Поэтому и науки должны строиться по предметам, к-рыми они занимаются, а не выводиться из общих идей. Отвергая религиозную обрядность, религиозные предрассудки, а затем и религиозное начало в морали, К. пришел к атеизму, утверждал приоритет человеческого разума в общественной жизни, воспитании. Однако в ссылке он обратился к вере, войдя в группу декабристов - "представителей христианства".
КРЮКОВ Николай Александрович
КРЮКОВ Николай Александрович
Источник: Русская философия: словарь
КРЮКОВ Николай Александрович
1800 – 30 мая (11 июня) 1854 ] – рус. революционер и философ, член Южного об-ва декабристов (с 1820). Сын нижегородского губернатора; офицер. Наблюдения за жизнью крепостных крестьян, влияние товарищей по об-ву (Пестеля и др.), а также изучение работ франц. просветителей 18 в. привели К. к республиканским и материалистич. убеждениям. Сохранившиеся в бумагах К. конспекты и наброски ("Записная книжка", "Филос. записи"), как и его показания во время следствия, свидетельствуют о том, что среди занимавших К. теоретич. вопросов на первом плане стояли: отношение к религии, проблема воспитания, теория познания. Достижение человеч. счастья, полагал К., всецело зависит от воспитания, просвещения и "хорошего" законодательства. Осуществление "хорошего" законодательства К. связывал с революц. переворотом, а воспитание и просвещение, по его мнению, осуществляются путем преодоления всякого рода предрассудков (гл. обр. религиозных), к-рые затемняют сознание народа и способствуют угнетению. Задумываясь над этим, К. отверг сначала религ. обрядность как нелепый обычай, затем религию как таковую и, наконец, – не без колебаний – самого бога, встав т. о. на позиции атеизма. К. считал, что единств. "светильником" в жизни является человеч. разум, что задача философии состоит в искании истины и воспитании высоких моральных качеств. Процесс познания К. трактовал в духе материалистич. сенсуализма. За причастность к об-ву декабристов К. был приговорен к 20 годам каторжных работ. Тюремное заключение и ссылка сломили его волю, привели к тяжелым нравств. потрясениям и духовному надлому, в результате чего он вновь обратился к религ. вере. Соч.: Избр. социально-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, [М. ], 1951, с. 399–431; Восстание декабристов. Документы, т. 11, М., 1954, с. 345–78. Лит.: Павлов-Сильванский Н. П., Материалисты двадцатых годов, в кн.: Очерки по рус. истории XVIII – XIX вв., СПБ, 1910, с. 239–89; Воронинын И. П., История атеизма, [Рязань, 1930 ], с. 812–16; Тарасова В., К вопросу о социально-политич. взглядах Н. А. К., в кн: Тр. Марийск. пед. ин-та, т. 8, Йошкар-Ола, 1950; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, § 7; Галактионов ?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961. П. Никандров. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.