КРУТУС Виктор Петрович

Найдено 1 определение
КРУТУС Виктор Петрович
(р. 4.2.1935) — спец. в обл. эстетики, искусствознания, культурологии; д. филос. н., проф. Р. в г. Янов Винницкой обл. (Украина). Окончил ред.-изд. отделение ф-та журналистики МГУ (1957), асп. по кафедре эстетики филос. ф-та МГУ (1970). В 1957-63 работал в изд-ве, газ. (Грозный), на телевидении (Николаев). С 1963 преподавал филос. и эстетику в Николаевском кораблестроительном ин-те. В 1970-74 — на кафедре филос. Высшей комсомольской школы (Москва), в 1974-75 — и. о. зав. редакцией литературоведения и искусствознания изд-ва «Прогресс». С 1975 работает на кафедре эстетики филос. ф-та МГУ: ст. преп., доц., проф. Докт. дисс. — «Прекрасное и целесообразность (методологические аспекты проблемы)» (1987). Обращаясь к проблеме прекрасного, К. стремится вскрыть его наиболее общую онтол. основу. Согласно взгляду К., целесообразность, пронизывая собой как природную, так и социокультурную сферы бытия, может стать основой единого науч. объяснения (синтеза) разл. аспектов прекрасного, как-то: объективное — субъективное, природное — соц., феноменальное — знаковое и т. п. Целесообразность в понимании К. имеет не только рационально-постижимые формы. Понятия «художественная причинность» и «художественная телеология», применявшиеся в анализе произведений искусства, К. считает двумя аспектами более общего принципа мотивированности элемента формы его смыслом и функцией в составе целого. При такой трактовке указанный принцип становится доступным, по его мнению, для изучения методами семиотики. К. вводит в науч. обиход понятие «мелодраматическое», придавая ему не узконаправленное, а общехудожественное и общеэстетическое значение. Развитие мелодраматизма в искусстве и в жизни он связывает с появлением в XVIII-XX вв. «человека массы», с его особым строем чувств (трогательное, патетика), характерными худож. запросами. К. уделяет пристальное внимание истории отеч. эстетики (филос, искусства, культуры) XIX-XX вв. Исходными методол. посылками считает: принцип единства, нераздельности всех этапов отеч. истории; идею глубокого своеобразия, самобытности культурного «космоса» России, по ряду причин оказавшегося, по его мнению, под угрозой разрушения и поглощения экспансией плоского универсализма, утилитаризма, бездуховности. К. придает важное значение исследуемой им проблеме: «Ф. Ницше и рус. философско-эстетич. мысль Серебряного века». Им издано (в соавт.) первое в нашей стране учебное пособие по психологии искусства для вузов. В постпёрестроечные годы К. уделяет значительное внимание проблемам совр. филос. культуры (культурная самоидентификация человека в условиях глобализации; угроза манипулирования сознанием масс; нетрадиционные верования и феномен неоязычества и т. п.).
Соч.: О художественном детерминизме. М., 1981; О «мелодраматическом» // ВФ. 1981. № 5; Возвышенное как эстетическая категория. М., 1983; Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985; Родословная красоты (прекрасное и целесообразность). М., 1988; Эстетика «Слова о полку Игореве»: феномен и рефлексии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1988. № 6; Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. (В соавт.). М., 1989; «Дионисизм» в культуре и контркультурные тенденции // Маргинальное искусство. М., 1999; Заметки о новоязычестве — многоликом Протее раздвоенной культуры// Вестник МГУ Сер. 7. «Философия». 2000. № 5; Новоязычество в современной культуре // Свободная мысль — XXI. 2000. № 7; Диалог через столетие. Книга о книге. М., 2000; Эвристика трагического на переломе эпох // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000; Культура и идеология // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2002. № 6; Цикличность как аспект развития в философско-эстетической концепции М. М. Бахтина // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004; Эстетика «философии жизни» // Эстетика и теория искусства XX века. Уч. пособие. М., 2005; Д. Н. Овсянико-Куликовский о связи психической нормы и патологии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2005. № 3; Смена поколений и жанр «духовных завещаний» в русской культуре конца XIX — первой трети XX века // Поколение в социокультурном контексте XX века. М., 2005; Неоязычество в контексте культурного кризиса XX — начала XXI века // Традиционная культура. 2005. № 2; Культурная самоидентификация человека в условиях глобализации // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. М., 2005; Возвращение белого парохода // Теория художественной культуры. Вып. 9. М., 2005; Введение к статье Г. Г. Гадамера «Игра искусства». (В соавт.) // ВФ. 2006. № 8; Философская эстетика и психология искусства. Уч. пособие. (В соавт.). М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009