КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
(1869 - 1939) - сов, гос., парт, деятель, жена, друг и соратник В. И. Ленина, теоретик педагогики, один из создателей сов. системы народного образования. Много внимания уделяла содержанию и методике атеистич. воспитания, антирелиг. работе среди разл. слоев населения (детей, женщин). Разоблачала реакц. роль рус. правосл. церкви в дореволюц. России, ее антисов. политику в годы гражданской войны и послевоенного восстановления. Подчеркивала антинаучную сущность религ. идеологии, атеистич. значение естествознания, несовместимость религии с коммунизмом. Атеистич. сочинения Кобъединены в сборники «Вопросы атеистического воспитания» и «Из атеистического наследия».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
1869-1939) - сов. гос. и парт. деятель, жена, друг и соратник В. И. Ленина. Педагог-марксист К. тесно увязывала вопросы воспитания и образования с задачами построения ком-мунистич. общества, рассматривая их в диалектич. единстве, с учетом всего комплекса воспитат. мер. Уделяя огромное внимание формированию науч.-материалистич. мировоззрения масс, К. отводила значит, место атеистич. воспитанию сов. граждан, требуя соблюдать в этом деле последовательность и такт. В работах «Задачи атеистической пропаганды», «Роль искусства в религиозном и атеистическом воспитании», «Об антирелигиозном воспитании в школе» и др. К. раскрыла марксист, понимание сущности религии, показала значение искусства в атеистич. воспитании, призывала использовать все науч. силы и культурн. кадры для популяризации естествознания и его достижений.

Источник: Атеистический словарь

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
1869-1939) - советский партийный и государственный деятель, педагог и теоретик коммунистического воспитания. В своих Педагогических соч. (т.. 1-10, 1957-63) К. раскрывала связь нравственного воспитания с трудовым, эстетическим и атеистическим воспитанием, рассматривала коллектив в качестве необходимой среды для развития у человека чувства ответственности за совершаемые поступки. Одной из заслуг К. явилось обоснование и развитие ленинской идеи политехнического образования как средства формирования всесторонне развитой личности. К. подчеркивала нравственное значение марксистского мировоззрения, овладение к-рым придает высокий смысл н цель человеческой жизни, «знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела». Важное значение для понимания этических взглядов В. И. Ленина и нравственного содержания его личности имеют написанные К. «Воспоминания о Ленине», в к-рых даны живые свидетельства того, Как в процессе революционного гворчества масс «выковывалась пролетарская этика». В статье «Облик Ленина как человека» К. противопоставляла мелкособственническому индивидуализму мораль коллективиста, революционного борца, нашедшую яркое воплощение в личности В. И. Ленина.

Источник: Словарь по этике

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
(1869—1939) - выдающийся представитель старой большевистской гвардии, сов. гос. деятель, один из создателей сов. системы пар. образования, крупнейший теоретик марксистской педагогики; жена и ближайший помощник В. И. Ленина. После победы Окт. революции К. включилась в работу по орг-ции коммунистич. просвещения в стране и занималась ей до конца жизни, работая членом коллегии Наркомпроса, руководителем Главполитпросвета (с 1921), зам. наркома просвещения (с 1929). В практич. деятельности и теоретич. выступлениях К. уделяла большое внимание налаживанию пропаганды научно-атеистической как одной из важнейших сторон коммунистич. просвещения и воспитания масс, а также как существенному элементу школьной работы. Большое число статей К. посвящено методике антирелиг. работы среди разл. слоев населения (см. ее «Пед. соч.». Т. 1. М., 1957). Особенно настоятельно К. доказывала, что при проведении антирелиг. пропаганды необходим строго индивидуальный подход к каждому, нужно учитывать реальную обстановку, выясняя конкр. причины, поддерживающие религиозность отдельных лиц и групп населения. В частности, К. очень много внимания уделяла специфике работы среди женщин. Осн. задача атеистич. пропаганды, указывала она, - воспитание научно-материалистич., марксистско-ленинского мировоззрения. Подчеркивая при этом, что главнейшим средством преодоления религ. мировоззрения служит устранение корней религиозности масс, социалистич. перестройка общества, К. учила пропагандистов атеизма помогать массам осмысливать «антирелиг. значение» успехов социалистич. строительства, увязывать научно-атеистич. пропаганду с разъяснением выдвигаемых партией задач. Важнейшшее место в деятельности К. занимала методич. работа в области нар. образования, в частности - по атеистич. воспитанию детей. К. постоянно напоминала, что вся учебно-воспитат. работа школы должна быть пропитана коммунистич. духом, что антирелиг. воспитание должно быть неразрывно связано с выработкой материалистич. мировоззрения и коммунистич. идеологии. Важное значение придавала К. изучению естествознания, эволюц. теории, способствующих укоренению привычки «добираться до причин явлений». Большое место в атеистич. воспитании масс (а также в воспитании детей) К. отводила искусству, позволяющему воздействовать на чувства людей. Развитие сети культурно-просветит. учреждений, а также радио и кино в нашей стране создало широчайшие возможности для использования искусства как одного из средств атеистич. пропаганды. Работы К., освещающие пути борьбы с религией, имеют прямое практич. значение и в наши дни. Важнейшие выступления К., посвященные борьбе с религией, проблемам атеизма, включены в сборники ее работ «Вопросы атеистич. воспитания» (М., 1961) и «Из атеистич. наследия» (М., 1964).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Крупская, Надежда Константиновна
1869-1939) - Пожизненная супруга и сотрудница Ленина. Родилась в семье интеллигенции в 1869 г. в Петербурге. В доме родителей, проникнутых революционными идеями, Н. К. с самых ранних лет видела революционеров различных направлений. После смерти отца Н. К., которой было только 14 лет, начала с матерью перебиваться случайными заработками: уроками, перепиской, сдачей комнат жильцам и т. д., но, несмотря на трудное материальное положение, окончила гимназию с золотой медалью. С 1891 г. по 1896 г. преподавала в воскресной школе и вечерних классах для рабочих в Петербурге (за Невской заставой). В эти же годы она усвоила себе марксистское мировоззрение, вела революционную пропаганду среди рабочих и участвовала, вместе с В. И. Лениным, в создании "Союза Борьбы за освобождение рабочего класса". Арестованная во время забастовки 1896 г. Н. К. подверглась 6-месячному тюремному заключению, по отбытии которого была выслана на 3 года в Минусинский округ (село Шушенское), где вышла замуж за Вл. Ильича Ленина. Последний год ссылки провела в Уфе в революционной подпольной работе. Получив в 1901 г. заграничный паспорт, приехала весной этого же года в Мюнхен, где начала работать в качестве секретаря "Искры", затем члена "Заграничной Лиги русских социал-демократов", а после III съезда партии - секретарем заграничной части ЦК. В конце 1905 г., вернувшись в Россию, проработала секретарем ЦК до начала 1908 г., когда ей пришлось снова уехать за границу. Н. К. заочно привлекалась по трем делам по 102-й ст. царского уголовного уложения. За границей она продолжала работать в качестве секретаря большевистских организаций, в то же время изучая педагогическую иностранную литературу и постановку дела в заграничных школах. Из-за границы тов. Крупская посылала статьи в "Свободное Воспитание", работала над книгой "Народное образование и рабочая демократия". По приезде в Россию, в 1917 г., сначала работала в Секретариате ЦК, но вскоре была выбрана в Выборгскую районную думу и работала там в управе, заведуя делом народного образования; одновременно вела и партийную работу. После Октябрьского переворота Н. К. работает в Наркомпросе, где она заведует в качестве члена коллегии внешкольным образованием и, кроме того, входит в Главный Ученый Совет, где руководит научно-политической секцией). В настоящее время тов. Крупская заведует Главполитпросветом Наркомпроса и одновременно принимает активное участие в женском и комсомольском движении, много пишет по этим вопросам в различных газетах и журналах. /Т. 21/
Грубое и жестокое отношение Сталина к Крупской толкнуло Ленина порвать с ним личные отношения в марте 1923 г. Политически и лично близкая к Каменеву и Зиновьеву, Крупская короткое время участвовала в Объединенной оппозиции 1926 г., но под тяжким давлением бюрократии, капитулировала. После этого, ее жизнь приняла очень тяжелый характер. После ее смерти Троцкий писал:
"Внешним образом ей оказывались знаки уважения, вернее полупочета. Но внутри аппарата ее систематически компрометировали, чернили, унижалии". ("Бюллетень оппозиции" # 75-76, март-апрель 1939 г., стр. 32). /И-R/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

[14(26) февр. 1869 – 27 февр. 1939 ] – сов. парт. и гос. деятель, педагог и теоретик коммунистич. воспитания в СССР. Почетный член АН (с 1931), д-р педагогич. наук (с 1936). Родилась в Петербурге; семья К. была связана с кругами революц. демократии. В юности К. ознакомилась с марксизмом и стала его убежденным сторонником. "Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь" ("Как я стала марксисткой", в кн.: Пед. соч., т. 1, 1957, с. 34–35). С 1895 К. – деятельный член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1901 – секретарь "Искры", а затем – редакций большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", секретарь заграничной части ЦК партии; в период революции 1905–07 – секретарь ЦК партии в России. После победы Окт. революции К. всецело отдается делу просвещения в гос. масштабе. К. – член ЦК партии ряда съездов, член ЦКК. Соратник и неутомимый помощник, ближайший друг и жена В. И. Ленина. В соч. "Народное образование и демократия" (1915, опубл. 1917; Пед. соч., т. 1, 1957) К. разработала ряд проблем марксистской педагогики, показала возникновение и развитие идеи трудовой школы, ее связь с классовой борьбой. В апреле–мае 1917 К. была поручена разработка проекта изменений программы партии по нар. образованию. К. показала, что воспитание по своим целям, содержанию и методам в каждую данную эпоху исторически обусловлено характером обществ. отношений и является могучим рычагом их преобразования. В работе "К вопросу о социалистич. школе" (1918; Пед. соч., т. 2, 1958) К. определила, что целью воспитания в СССР является формирование преданных делу коммунизма всесторонне развитых людей, имеющих цельное науч. мировоззрение, подготовленных как к физическому, так и к умственному труду. К. развивала и обосновывала ленинскую идею о политехнич. образовании как одном из способов уничтожения противоположности между умств. и физич. трудом, как средстве воспитания всесторонне развитой личности. К. показала, что политехнич. образование должно быть тесно связано с производит. трудом и основываться на глубоком изучении наук. Одним из существенных вкладов К. в теорию коммунистич. воспитания является созданное ею учение о детском коллективе как среде, где воспитывается чувство ответственности каждого за деятельность всех и ответственность коллектива за деятельность каждого. Она была одним из инициаторов создания Союза рабочей молодежи в России и пионерской организации, определила содержание, направление и характер ее деятельности. К. плодотворно занималась культурно-просветительной работой, разрабатывая вопросы о развитии массовой культуры, о роли народа и самодеятельности масс в строительстве социалистич. культуры. В трудах "Задачи антирелигиозной пропаганды" (1922; Пед. соч., т. 7, 1959), "Роль искусства в религиозном и антирелигиозном воспитании" (1929; Избр. пед. произв., 1957) и др. К. раскрыла марксистское понимание сущности религии, указала на иск-во как на одно из средств атеистич. воспитания. К. работала по распространению ленинизма среди широких нар. масс. Ей принадлежат статьи, посвященные филос. сочинениям Ленина: "О Ленине. Воспоминания, связанные со статьей Ленина "О значении воинствующего материализма"" (1934); "К 25-летию выхода в свет книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"" (1934, а также в сб. ст.: "О Ленине", 1960). Соч.: Пед. соч., тт. 1–10, М., 1957–63; О воспитании в семье. Избр. ст. и речи, М., 1962. Лит.: Константинов ?. ?., Зиневич H. A., Н. К. К. об атеистич. воспитании детей, "Сов. педагогика", 1955, No 7; Фрид Л. С., Н. К. Крупская, в сб.: Крупская Н. К., О культурно-просветительной работе, М., 1957; Арсеньев А. М., Роль Н. К. К. в строительстве сов. школы, "Сов. педагогика", 1957, No 9; Дридзо В., Н. К. Крупская, М., 1958; Кравченко А. Г., Н. К. К. – выдающийся деятель культурного строительства в СССР, М., 1958; Руднева Е. И., Н. К. К. и ее роль в строительстве сов. школы, М., 1958; Шарапов Ю. П., Выдающийся деятель культурного фронта, "Вопр. истории КПСС", 1959, No 1; Руднев П. В., К истории разработки программы партии по нар. образованию, "Сов. педагогика", 1959, No 12; Чувашев И. В., Н. К. К. – теоретик трудового и политехнич. обучения, М., 1960; Левидова С. М., Павлоцкая С. ?., ?. К. Крупская, Л., 1962; Андреева Е. П., Н. К. Крупская. Библ. указатель, М., 1959. А. Сабун. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1