КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кропоткин Петр Алексеевич
1842 - 1921 гг.) - русский философ, теоретик анархизма, ученый, литератор. Социальный идеал Кропоткина - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после социальной революции. Кропоткин не видит какой-либо положительной роли государства в развитии общества, считает всякую власть, даже свободно избранную злом. Общество, по Кропоткину, - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
род. 9 дек. 1842, Москва - ум. 8 февр. 1921, Дмитров, под Москвой) - рус. теоретик анархизма, революционер и писатель. В 70-х годах участвовал в движении народничества. Его моральные и социологические взгляды достигают вершины в понятии взаимопомощи, которое он кладет в основу своей теории анархического (т.е. безгосударственного) коммунизма. Философские взгляды Кропоткина сочетают позитивизм и механистический материализм. Отвергая диалектику, считал единственно научным методом мышления индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды Кропоткина оказали влияние теория Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Осн. произв.: "Хлеб и воля", 1892; "Взаимная помощь как фактор эволюции", 1902; "Современная наука и анархия", 1913; "Этика", 1921, и опубликованные после его смерти "Дневник", 1923; "Записки революционера", 1933.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
князь — русский анархист; р. 9. 12. 1842 (Москва) — ум. 8. 2. 1921 (Дмитров, под Москвой); первоначально офицер и путешественникисследователь, а также революционер и писатель; его моральные и социологические взгляды концентрируются в понятии эгоистически мотивированной взаимопомощи, которое он кладет в основу своей теории анархически-коммунистического общества. Осн. соч.: Записки революционера, 1899, англ, изд., нем. изд. 1972, рус. изд. 1933; Mutual Aid, 1902, нем. изд. 1976, рус. изд.: Взаимная помощь... 1907, 1922; Этика, т. 1—2, 1922, нем. изд. 1975.
М. Nettlau. Der Anarchismus von Proudhon zu К., 1927;
Woodkock, I. Avakumovic. The Anarchist Prince. A. Biographical Study of P. K., London; New York, 1950 (Rep. 1970); J. W. Hulse. Revolutionists in London. Oxford, 1970; M. A. Miller. K., Chicago; London, 1976; H. Hug. K. zur Einf., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
1842-1921) - рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ, сторонник философии позитивизма. Взгляды К. характеризуются механистич. и метафизич. пониманием обществ, явлений, вульгарно-натуралистич. их истолкованием. Важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма» занимают моральные проблемы. Отрицая божеств, происхождение категорий нравственности, К. выводил их из поведения животных. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...» (Этика. М-, 1922, т. 1, с. 19, 38). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представления о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть «зачатки нравственной совести».

Источник: Атеистический словарь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
ученый-географ, путешественник, философ, историк, публицист. Единственно научным методом мышления считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. Сформулировал «биосоциологический закон взаимной помощи, положив его в основание периодизации истории: родовой быт — сельскохозяйственная община — республика военных городов. Будучи принципиальным противником государства, исключил его из прогрессивной эволюции форм организации человеческого общежития. Был убежден в том, что революционное воплощение идеала анархического коммунизма в жизнь откроет дорогу к строю подлинной социальной свободы, при котором человек обретет возможность личной свободы и счастья.
Даты жизни. Родился 9.12.1842 в Москве в княжеской семье. В 1857 поступил в Пажеский корпус, после окончания которого (1861) уезжает в Сибирь, в Амурское казачье войско. В 1867 уходит в отставку. В 1872 поездка за границу и знакомство со взглядами М.А.Бакунина. В 1874 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Побег в 1876 завершается сорокалстним периодом эмиграции. Умер 8.2.1921 в Дмитрове (под Москвой).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Кропоткин Петр Алексеевич
 (1842—1921) — рус. теоретик анархизма; ученый-географ; происходил из княжеской семьи. В результате экспедиций (гл. обр. по Сибири) собрал ценный физико-географический материал; обосновал теорию оледенения материков («Исследование о ледниковом периоде», 1876). В 70-х гг. примкнул к народникам, в 1874 был арестован, а через два года бежал за границу. В 1917 вернулся в Россию. Хотя К. всегда выступал против марксизма и диктатуры пролетариата, он все же признал в конце жизни историческое значение Октябрьской революции. В своих работах («Хлеб и воля», 1892, «Современная наука и анархия», 1913 и др.) К. развивал теорию т. наз. анархического коммунизма. Будущее об-во он представлял как федерацию образовавшихся в результате социальной революции свободных производственных общин. Философские взгляды К. сочетают позитивизм и механистический материализм. Марксистскому пониманию истории он противопоставлял концепцию абстрактной взаимопомощи, рассматривая последнюю как основной фактор общественного развития. Отвергая диалектику, К. единственно научным методом мышления считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды К. большое влияние оказал позитивизм Конта и Спенсера.

Источник: Философский словарь. 1963

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921)
рус. теоретик анархизма, ученый-географ. В 70-х гг. участвовал в движении народничества. Во время 1-й мировой войны был шовинистом-оборонцем. Выступая против марксизма и диктатуры пролетариата, он все же признал в конце жизни историческое значение Октябрьской революции. Развивал теорию т. наз. анархического (безгосударственного) коммунизма, к-рый якобы можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции; последнюю он считал закономерным явлением исторического процесса (Ленин высоко ценил работу К. “Великая французская революция”, 1909). Будущее об-во К. представлял как федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Философские взгляды К. сочетают позитивизм и механистический материализм. Марксистскому пониманию истории он противопоставлял концепцию абстрактной солидарности и взаимопомощи, к-рые выводил из биопсихологических условий существования организмов и рассматривал как осн. фактор социального и нравственного прогресса (от родового быта об-во переходит к сельской общине, затем к республике вольных городов). Отвергая диалектику, К. единственно научным методом мышления считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды К. большое влияние оказали теории Пру-дона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Соч.: “Хлеб и воля” (1892), “Взаимная помощь, как фактор эволюции” (1902), “Современная наука и анархия” (1913), “Этика” (1922) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
, князь (псевдонимы: Бородин, Левашев) [27 ноября (9 декабря) 1842, Москва — 8 февраля 1921,Дмитров] — русский теоретик анархизма, ученый-географ, социолог. Окончил Пажеский корпус (1862), участвовал в экспедициях по Восточной Сибири, Амуру, Маньчжурии, сделал несколько открытий, обосновал теорию оледенения Евразии. В 1867 подал в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1868 член Русского географического общества. В 1872 посетил Швейцарию, сблизился с бакунинским крылом I Интернационала. После возвращения в Россию за участие в движении народничества арестован (1874), бежал за границу (1876), где занимался пропагандой идей анархизма. Через 40 лет (1917) вернулся в Россию. В Октябрьской революции видел закономерный ход истории — ускоренную эволюцию в развитии общества, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, считая любую власть злом. Социальным идеалом Кропоткина был безгосударственный (анархический) коммунизм. Условиями создания нового общества должны стать свобода и равенство людей, ликвидация частной собственности, передача в общее пользование средств производства, введение справедливых принципов распределения, возможность для всестороннего развития личности. Называя прогрессивную эволюцию общества «биологическим законом взаимной помощи», обосновывал свою концепцию фактами из истории и естествознания. Тесно связанный с взаимопомощью общественный инстинкт является источником этических норм и «всего последующего развития нравственности», способствующей укреплению солидарности людей. Анархистское мышление считал высшей ступенью общественной эволюции и неотъемлемой частью общефилософской системы. Соч.: Соч.,т. 1—7. СПб., 1096—07; Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, 1919; Коммунизм и анархия. Пг., 1919; Этика. Избр. труды. М„ 1991.
Лит.: Ударнее С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Маркин В. А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992; Miller M. A. Kropotkin. Chi.-L, 1976.
H. M. Северикова

Источник: Новая философская энциклопедия

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
(1842 - 1921) - один из главных деятелей русского и международного анархизма, социолог, географ и геолог. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867 г учился на физико-математическом факультете Петербургского , университета. В 60-е гг. приобрел известность как ученый-географ. Много путешествовал, исследовал Восточную Сибирь, Маньчжурию. В 1872 г., посетив Бельгию, Швейцарию, примкнул к бакунинскому крылу Интернационала. Вернувшись в Россию, участвовал как анархист в народническом движении. В 1874 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда в 1876 г. бежал и эмигрировал за границу,: где развернул пропаганду идей анархизма. В изгнании провел 30 лет. В 1917 г. возвратился в Россию. Признал Октябрьскую революцию, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, оставался противником государственной власти. Для философских взглядов Кропоткина характерен натурализм. В качестве основы своей социологии и этики он использовал эволюционные идеи Дарвина, сформулировал «биологический закон взаимной помощи», имеющий силу как в природе, так и в человеческом обществе, и на его основе периодизацию истории. Государство, по Кропоткину, создает препятствия для осуществления принципа взаимопомощи, оно - источник насилия, войн, неравенства, разделения общества на классы. Кропоткин стремился к созданию стройной теории анархизма, пытался обосновать его роль в социальной мысли. Он рассматривал анархию в трех аспектах: как способ действия, как социальную теорию и как часть общефилософской системы. Он считал, что анархия - неотъемлемая часть новой науки, защищающей принцип всеобщности научного зрения, а анархистское мышление - одно из направлений философии, взаимосвязанной с будущим цивилизованного мира. Основные работы Кропоткина: «Анархизм. Его философия и его идеал». Перевод с французского (1900); «Государство, его роль в истории». Женева (1904); «Анархия и ее философия» (1906); «Нравственные качала анархизма». М., 1906; «Коммунизм и анархия». Пг., 1919; «Современная наука и анархия». Пг.-М., 1921; «Взаимная помощь среди животных к людей как двигатель прогресса». Пг., 1922 и др.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
27.11(9.12).1842, Москва - 8.2.1921, Дмитров], идеолог рус. и междунар. анархизма, ученый-географ, путешественник. Исследовал малоизученные рны Вост. Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил представление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейцарию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вел революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу арестован и осужден на 5 лет тюрьмы во Франции, вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал Окт.революцию 1917, однако отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата. После смерти Бакунина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархич. коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механич. объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивноэволюционным» естеств.-науч. методом. Из биологии К. перенес на общество сформулированный им «биосоциологич. закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял след, периоды: родовой быт, сел. община, республика вольных городов. Развитие человеч. обществ. по К., не было непрерывным, неск. раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Зап. Европе. Как убежденный антиэтатист, К. исключал гос-во из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все обществ. формы, через к-рые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому революции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества и деморализующие человека: частную собственность и гос. власть. С «законом взаимной помощи» связан его идеал «анархич. коммунизма», основанного на федерации свободных производств.общин (коммун). Анархо-коммунистич. утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В рус. революц. движении его анархич. идеи не сыграли значит.роли. Известное распространение они получили в странах Зап. Европы, в Лат. Америке, Индии, Китае.

Источник: Советский философский словарь

КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

1842 - 1921) - знаменитый русский революционер-анархист. Родился в Москве в старинной княжеской семье. Учился в пажеском корпусе и в 1861 г. был назначен камер-пажем Александра II. По окончании корпуса Кропоткин поступил в полк и отправился вместе с ним в Восточную Сибирь, где пробыл 5 лет. Все это время Кропоткин серьезно занимался научными исследованиями и решил всецело посвятить себя географической науке. С этой целью он в 1867 г. возвращается в Петербург и поступает на физико-математический факультет. Одновременно он работает в географическом обществе. В 1871 г. он получает командировку в Финляндию и Швецию для геологических исследований.
За границей Кропоткин познакомился с социалистическим движением и вступил в секцию Интернационала. Вернувшись в Россию, он в 1872 г. вошел в кружок "чайковцев", где немедленно стал играть руководящую роль. Зимой 1872 г. он организовал несколько рабочих кружков, в которых вел революционную пропаганду. В марте 1873 г. Кропоткин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Просидев в крепости 2 1/2 года, он совершил свой известный побег и эмигрировал в Англию. С этого времени Кропоткин принимает чрезвычайно деятельное участие в международном анархическом движении. В 1881 г., в бытность его в Швейцарии, швейцарское правительство, по предложению русского правительства, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию, где в 1882 г. был арестован французскими властями; в январе 1883 г. лионский суд приговорил его, за принадлежность к Интернационалу, к 5-летнему тюремному заключению. В тюрьме он пробыл, несмотря на протесты левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, до 1886 г. Освобожденный в этом году, он переселился в Англию, где пробыл до революции 1917 г. Ведя революционную работу, Кропоткин в то же время не прерывал и своих научных занятий и опубликовал ряд ценных работ по географии и геологии. Наиболее полно свои анархические воззрения Кропоткин изложил в книге "Хлеб и воля", выпущенной им в 1892 г.
С наступлением мировой войны Кропоткин занял оборонческую позицию, настаивая на необходимости защищать территорию России от "вражеского нападения". После Февральской революции он вернулся в Россию и в марте 1921 г. умер в г. Дмитрове, Московской губ. /Т. 9/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
1842-1921) - рус. революционный деятель, теоретик анархизма, сторонник философии позитивизма. Был арестован за связь с народниками (1874), бежал из заключения и поселился за границей. Взгляды К. характеризуются механистическим и метафизическим пониманием общественных явлений, вульгарно-натуралистическим их истолкованием. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности, К. трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы. «Наше нравственное чувство - природная способность, совершенно так же, как чувство осязания или обоняния». Дочеловеческое происхождение нравственных чувств (справедливости, альтруизма я др.), выступающих как инстинкты самосохранения, доказывается, по К-, фактом взаимной помощи в природе. В об-ве понятия нравственности развиваются в том же направлении, в каком они были заимствованы из природы. Нравственно то, что полезно для сохранения рода, безнравственно то, что вредно для него. Нравственный прогресс в человеческом об-ве есть результат естественного развития. К. стремился разработать принципы общечеловеческой нравственности, к-рые лежали бы в основе любой классовой морали. Такая нравственность, с т. зр. К., призвана не сковывать самодеятельность личности, не делать из человека «идейного автомата», а способствовать развитию личной творческой силы и почина. Достигается это, по К., путем синтеза двух стремлений индивида: подчинить др. людей своим личным целям и объединиться с др. людьми (чувство общечеловеческой солидарности, взаимной зависимости). К. мечтал об об-ве, в к-ром свобода личности не связана никакими рамками государственности. Не владея научным пониманием взаимоотношения об-ва и личности при коммунизме, К. считал, что анархизм и коммунизм не противоречат, а дополняют друг друга. Нравственное начало анархизма X. усматривал в принципе равенства (каждый должен обращаться с др. так же, как он желает, чтобы обращались с ним) и активности (избытке жизненности). Этот -((избыток сил, любви, разума и энергии» К. призывал отдавать на счастье др. людей, в этом он видед высшее личное счастье. Ос», этические соч.: «Этика» (т, 1, 1922), «Нравственные начала анархизма» (1904, рус. перевод 1907), Анархия, ее философия и идеал» (1896, рус. перевод 1900), «Взаимнаа помощь как фактор эволюции» (рус. перевод 1907).

Источник: Словарь по этике

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921)
русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?". Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу арестован и осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселив-
шись в Англии, он активно занимается наукой и публицистикой, а в 90-х 19 в. отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата. Философская концепция К. сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основой социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений". Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование. Этика К. - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня. Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений Кропоткина можно отнести: "Хлеб и воля" (1892), "Поля, фабрики, мастерские" (1898), "Анархизм. Его философия и его идеал" (пер. с фр., 1900), "Государство, его роль в истории" (1904), "Анархия и ее философия" (1905), "Нравственные начала анархизма" (1906), "Великая Французская революция. 1789-1793" (опубл. 1979), "Земледелие, промышленность и ремесла", "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907), "Современная наука и анархия" (1913), "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" (пер. с англ., 1922), "Этика" (1922) и др.
И.Н. Андреева

Источник: Новейший философский словарь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
27.11 (9.12). 1842, Москва - 8.2. 1921, Дмитров) - теоретик анархизма, философ, ученый, литератор. По происхождению князь. В 1862 г. окончил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири, где принял участие в ряде экспедиций по Маньчжурии и Вост. Сибири. Итогом их были ценные наблюдения и открытия (Исследования о ледниковом периоде... Спб., 1876). В 1867 г. подал в отставку, возвратился домой и поступил на физико-математический ф-т Петербургского ун-та. Продолжает заниматься географией и геологией. В 1868 г. избран членом Рус. географического об-ва. Еще в юности под влиянием классической рус. литературы (прежде всего И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова), революционно-демократической идеологии (гл. обр. Герцена и Чернышевского), острых социальных противоречий жизни, порожденных распадом крепостничества, у К. сложились гуманистические и демократические представления. В 1872 г., в Швейцарии, знакомится с деятельностью I Интернационала, изучает новейшую социалистическую литературу, сближается с рабочими Юрской федерации, к-рая находилась под влиянием Бакунина. "Критика государственного социализма" и революционная агитация юрцев, по словам К., "неотразимо действовали" на его ум. "Мой взгляд на социализм уже окончательно установился. Я стал анархистом" (Записки революционера. М., 1966. С. 260-261). Вернувшись в Россию в том же году, вошел в народнический кружок "чайковцев". Вел революционную пропаганду, в 1874 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал из тюрьмы, выехал за границу и прожил там 40 лет -  в Швейцарии, Франции, в Англии (с 1886). Участвовал в анархическом движении Зап. Европы, продолжал заниматься исследовательской, публицистической и издательской деятельностью (в 1893 г. избран членом Британской научной ассоциации). Во время 1-й мировой войны принял сторону Антанты, за что подвергся критике социалистов-интернационалистов. В июне 1917 г. вернулся в Россию, тепло встреченный соотечественниками. Для К. Февральская и Октябрьская революции были закономерными явлениями истории. Позднее он обратился к населению Запада прийти "на помощь рус. революционерам", подчеркивал, что "задачи большевиков всегда были задачами и всех преданных душой делу освобождения" людей труда от социального рабства. Поддерживал отношения с различными политическими партиями (встречался и с Лениным), стремился примирить враждующие социальные движения. Умер, готовя к изданию многолетнее исследование по этике. Социальный идеал К. -   безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после победы социальной революции и гражданской войны, "если правящие классы своим слепым упрямством сделают ее неизбежной" (Там же). Непременным условием построения нового об-ва, достижения подлинной свободы и равенства является экспроприация - изъятие в общее пользование из частных рук средств производства, всего того, что "дает возможность кому бы то ни было... присваивать себе чужой труд" (Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 64), введение справедливых принципов распределения. По К., коммунизм без государства рождается из практики народной жизни, что и подтверждает история: первобытный род, сельская община, средневековые цехи и вольные города были, по К., созданы и управлялись народом с помощью обычного права, без государства и принятого им законодательства. Так же стара и идея анархии, встречающаяся уже в древности у Лао-цзы и Зенона-стоика и развитая в новое время У. Годвином, Ж. П. Прудоном, М. Штирнером, Бакуниным. Признавая их заслуги в обосновании анархизма, К. разрабатывает свою версию анархической теории. В отличие от первых трех мыслителей К. признает законность и закономерность революций, в отличие от Бакунина рассматривает их в контексте развития об-ва, видя в революциях периоды ускоренной эволюции, в отличие от Пру дона отрицает частную собственность и отстаивает коммунистическую идею, он критикует и отвергает штирнеровский индивидуализм. Как и его предшественники, К. не видит к.-л. положительной роли государства в развитии об-ва, считает всякую власть, даже свободно избранную, злом. Об-во, по К., - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун, коопераций), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития. Отношения внутри общин и между ними регулируются "взаимными соглашениями", признанными обычаями и привычками. К. всегда оставался противником "государственного социализма" и диктатуры пролетариата. Обладая широкими познаниями, он стремился обосновать свою, во многом утопическую, концепцию фактами из истории и естествознания. Универсальным, "истинно научным" методом исследования эмпирического материала К. признавал индуктивно-дедуктивный метод конкретных наук, будучи уверенным, что данный метод позволяет выработать общее синтетическое мировоззрение, что пытались сделать в новое время О. Конт и Г. Спенсер. В целом он оставался сторонником позитивизма и механистического материализма. С этих позиций К. отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диалектику средневековой схоластикой. Особенно много К. размышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире. Не отрицая дарвиновской "борьбы за существование" в природе, классов и классовой борьбы в об-ве, главный фактор прогрессивного развития в среде животных и людей он усматривал во взаимопомощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом. Именно последний, по К., является источником этических норм и "всего последующего развития нравственности" (Этика. М., 1991. С. 55). Справедливость, равенство, самопожертвование во имя об-ва толкуются К. как моральные качества, способствующие укреплению солидарности людей. Как историк внес значительный вклад в изучение Великой французской революции, одним из первых обстоятельно исследовав в ней роль "народа деревень и городов".

Источник: Русская философия: словарь

КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

[27 нояб. (9 дек.) 1842 – 8 февр. 1921 ] – рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ. Род. в рус. княжеской семье. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867–68 занимался на математич. отделении физико-математич. фак-та Петерб. ун-та. В 1872 во время поездки за границу установил контакт с народниками-бакунинцами. В ноябре 1873 составил записку: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (см. всб. "Революц. народничество 70-х гг. XIX в.", т. 1, М., 1964, с. 55–118) – важнейший документ народничества 70-х годов. В 1874 был арестован; в 1876 бежал. Поселившись в Швейцарии, развернул пропаганду идей анархизма, основал (1879) газ. "Le R?volt?". В 1881 был вынужден покинуть Швейцарию, в 1883 был осужден франц. судом на 5-летнее тюремное заключение. В 1886 амнистирован и поселился в Лондоне, где написал неск. книг, в т.ч. кн. о франц. революции ("Великая революция" – "La grande R?volution", 1893, рус. пер. 1917), получившую высокую оценку В. И. Ленина (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, 1963, с. 401); выступал с лекциями и докладами о т.н. "коммунистич. анархизме". В 1900 пытался организовать, в противоположность 2-му Интернационалу, "Междунар. революц. рабочий конгресс". В отличие от Бакунина, акцентировавшего внимание на разрушит. стороне анархизма, К. пытался нарисовать картину будущего "коммунистического" общества как огромного множества самостоят. общин (коммун) производителей ("La conqu?te du pain", 1892, рус. пер. 1902 под назв. – "Хлеб и воля", 1906 – "Завоевание хлеба"; "Коммунизм и анархия", 1900, рус. пер. 1902, и др.). Отрицая необходимость гос-ва в период построения бесклассового общества, К. и его сторонники призывали немедленно "...уничтожить государство и создать новые формы объединения, исходя из самых основных единиц каждого общества – из сельской общины, свободного союза рабочих и т.д. ..." ("Гос-во, его роль в истории", Женева, 1904, с. 71). Будучи позитивистом, К. противопоставлял марксистскому диалектич. методу "единственно научный индуктивный метод" и "механическое понимание явлений" (см. "Современная наука и анархия", М., 1920, с. 41–43). Отрицая специфич. закономерности обществ. развития, К. утверждал, что борьбе за существование как в жизни растений и животных, так и в человеч. обществе противостоит взаимная помощь (см. "Взаимная помощь, как фактор эволюции", СПБ, 1907, с. 300). Она является гл. фактором обществ. эволюции и этич. прогресса ("Этика", 1922). Гос-во сковывает действие этого фактора. Уничтожение гос-ва будет означать переход к "коммунистическому анархизму". Все осн. принципы нравственности К. выводил из поведения животных. "Природа, может... быть названа п е р в ы м у ч и т е л е м этики, нравственного начала для ч е л о в е к а" ("Этика", т. 1, с. 38), "понятия о "добродетели" и "пороке" – понятия зоологические..." (там же, с. 19). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представление о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть "зачатки нравственной совести" (там же, с. 14). Во время революции 1905–07 К., находясь за границей, развил бурную публицистич. деятельность. В России выходят его брошюры "Анархия, ее философия и идеал" ("L´anarchie, sa philosophie, son id?al", 1896, рус. пер. 1900), "Революция в России" (1906), "Анархия и ее место в социалистич. эволюции" ("L´anarchie dans l´?volution socialiste", 1887, рус. пер. 1907) и др. В октябре 1906 К. выступил с докладом на съезде "коммунистов-анархистов" в Лондоне (см. сб. "Рус. революция и анархизм", 1907). Помимо России, анархистские идеи К. получают нек-рое распространение и в др. странах (Испании, странах Лат. Америки, Китае и др.). В период 1-й мировой войны К. занимал позиции шовинистич. оборончества. Ленин, большевики вели в эти годы активную борьбу против последователей К. в России как представителей мелкобурж. авантюристич. учения. Ленин клеймит К. как "мещанина от анархизма", как одного из "анархо-траншейников" (см. Соч., т. 21, с. 329; т. 25, с. 442). Летом 1917 К. возвратился в Россию, проповедуя "классовый мир" и войну "до победного конца". Участвовал в Гос. совещании в авг. 1917. После победы Окт. революции 1917 К., оставаясь противником пролетарской диктатуры, признал междунар. значение революции в России. В декабре 1918 он писал: "Надо быть справедливым: коммунисты – истинные социалисты. Они доказали на практике возможность социальной революции и освобождения рабочего класса от власти капитала" (цит. по кн.: Лебедев Н. К., П. А. Кропоткин, 1925, с. 73). В мае 1919 состоялась встреча К. с Лениным (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, с. 401–06). В 1920 К. выступил с призывом к рабочим Зап. Европы объединиться для борьбы против интервенции. Как ученый-географ К. исследовал ряд районов Сев. Маньчжурии и Сибири, изучал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции ("Исследования о ледниковом периоде", 1876). К. сотрудничал с Реклю в написании всемирной географии "Земля и Люди", перевел на русский язык "Основы биологии" Спенсера. Соч.: Идеалы и действительность в рус. лит., СПБ, 1906; Соч., т. 1–7, СПБ, 1906–07; Поля, фабрики и мастерские, М., 1918; Труд ручной и умственный, М., 1919; Собр. соч., т. 1–2, М., 1919; Речи бунтовщика, СПБ – М., 1921; Дневник..., М.–П., 1923 (имеется библ.); Записки революционера, [М.–Л. ], 1933; Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, П.–М., 1922. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 84, 289, 330; его же, там же, т. 22, с. 118; его же, там же, т. 23, с. 119; его же, там же, т. 25, с. 459; ?леханов Г. В., Анархизм и социализм, Собр. соч., т. 4; Лузин И. И., Анархизм и рабочий класс, М., 1906; Белосельский З., П. А. К., СПБ, 1906; Гроссман-Рощин И. С, Характеристика творчества П. ?.?., ?.–М., 1921; ?овомирский Я., П. А. К. как теоретик анархизма, "Коммунистич. Интернационал", 1921, No 16; Памяти П. А. К. [Сб. ст. ], П.–М., 1921 (дана библ.); П. К. Сб. ст., П.–М., 1922; Книжник [Ветров ] И., Воспоминания о П. А. К., "Красная Летопись", 1922, No 4; Лебедев Н. К., П. А. К. как теоретик био-социологич. закона взаимопомощи, "Былое", 1922, кн. 17; Ярославский ?. ?., Анархизм в России, [М. ], 1939; Обручев В. ?., ?. А. К., в кн.: Люди рус. науки, т. 1, М.–Л., 1948; Laurentius, К. Morallehre und deren Beziehungen zu Nietzsche, Dresden, 1896; Robinson V., Comrade ?., ?. ?., 1908; Landauer W., K´s Ideen ?ber die gegenseitige Hilfe und ihre Bedeutung, Lpz., 1920; Nettlau M., Der Anarchismus von Proudhon zu К., В., 1927; S?e H., K., historien, в кн.: S?e H., Science et philosophie de l´histoire, P., 1928. Э. Баллер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
157.26 кб

Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего

Соловьёва Наталья Викторовна
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня.