КРИВЦУН Олег Александрович

Найдено 1 определение
КРИВЦУН Олег Александрович
(р. 18.2.1954) — спец. по эстетике, филос. культуры; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1976) и асп. МГУ (1979). Докт. дисс. — «Искусство в контексте истории культуры. Эстетический анализ» (1992). С 1983 работает в отделе эстетики и общей теории искусства Гос. ин-та искусствознания Мин-ва культуры РФ. Одновременно занимался пед. деятельностью в ГИТИСе (1984-87), МГУ (1989-92). В наст. вр. - проф. Лит. ин-та им. А. М. Горького и зав. отделом эстетики Института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Член Амер. эстетич. об-ва (с 1994). Обл. науч. интересов — теория всеобщего худож.-ист. процесса; социокультурные и психол. факторы худож. творч.; статус художника в разных типах обществ; формы влияния искусства на формирование менталитета европ. культур и др. В иссл. подходах доминирует междисциплинарный анализ искусства на стыке филос, искусствоведения, культурологии, психол. Выдвинул концепцию типологии европ. худож.-ист. процесса; обосновал специ фику и нетождественность понятий «художественно-исторический цикл», «художественная эпоха», «культурная эпоха». Разработал методол. совмещения диахронического и синхронического подходов к анализу худож.-ист. процесса, объединения фактографического и реконструктивного приемов иссл. На основе изучения механизмов «самодвижения» дух. и худож. культур выступил с идеей чередования относительно устойчивых и переходных культурных эпох, обосновал алгоритмы культуротворч. и культурозависимых возможностей искусства в европ. истории.
Соч.: Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992; Психологические корни эротического искусства // Психологический журнал. 1992. № 1; Личность художника как предмет психологического анализа // Там же. 1996. № 2; Эстетика как психология искусства. М., 1997; Биография художника как культурно-историческая проблема // Человек. 1997. № 4, 5; Историческая психология и история искусств. М., 1997; Эстетика. (Учебник для гуманитарных вузов). М., 1998; Психология искусства. М., 2000; Смысл творчества в интерпретации художника XX века // Человек. 2002. № 2, 3; Феномен рефлексии в художественном творчестве // Там же. 2005. № 3, 4; Метаморфозы творческого Я художника. М., 2005; Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений // ВФ. 2005. № 6; Художник и его двойник: самоидентификация в творчестве // Человек. 2006. № 3, 4; Творческое сознание художника: философско-эстетический анализ. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009