КРИТИКА ТЕХНИКИ
КРИТИКА ТЕХНИКИ
форма демонизации техники, искажение ее подлинного статуса. X. Ортега-и-Гассет и К. Ясперс много рассуждали об амбивалентности человека техники, но не смогли осмыслить ее с концептуально-ценностных позиций. Феноменолог Э. Гуссерль предостерегал против забвения в технике жизненного мира человека, но он явно преувеличивал кризисность технических наук. Верно, что техническая оснащенность фашистов позволила им натворить много бед, но нельзя забывать о том, что их остановили тоже не голыми руками. Онтолог М. Хайдеггер видел в технике враждебное человеку бытие, его бездумное самоограничение, но при этом он явно демонизировал ее. Все выше рассмотренные интерпретации природы техники страдают двумя общими для них недостатками. Во-первых, отсутствует осмысление техники посредством концептов-ценностей. Во-вторых, философы не без известной доли наивности полагают, что могут охарактеризовать природу техники априорно, без учета проблемных аспектов технических наук. Техника — это разновидность ценностного символического бытия человека. Каковы ценности — такова и техника. Не технические артефакты губят человека, а его не отвечающие запросам эпохи ценности.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.