КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Библейская критика
интерпретация и оценка мифологического, религиозного, философского, этического и художественного материала, составляющего Библию, а также осмысление отраженных в ней явлений материальной и духовной жизни. Б. к. принято делить на рационалистическую и историческую. Первая восходит ко 2 в. н. э. и связана с памфлетом «Правдивое слово» римского писателя Цельса. Рационалистическая Б. к. занимается установлением противоречий и разночтений, анализом мифических сказаний и библейской картины мира, смысла предписаний и поучений Библии. Выдающимися представителями рационалистической Б. к. были французские материалисты и просветители 18 в.: Ж. Мелье, Вольтер, П. Гольбах, К. Вольней, С. Марешаль. Историческая Б. к. восходит к 16 в., но всестороннее развитие связано с «Богословско-политическим трактатом» выдающегося голландского философа Б. Спинозы. Историческая Б. к. исследует историю происхождения библейских книг и их содержание, прибегая к помощи лингвистики и археологии. Наиболее известными представителями ее были французский врач Ж. Астрюк, немецкие библиоведы В. де Ветте, К. Граф и Ю. Велльгаузен, представители т. н. тюбингенской школы Ф. Бауэр, Д. Штраус и Б. Бауэр, а также мифологической школы Дж. Робертсон, А. Древе и С. Люблинский. Ученые-марксисты П. Лафарг, И. И. Скворцов-Степанов, Н. М. Никольский, Ем. Ярославский, И. Г. Франц-Каменецкий, А. Б. Ранович и др., опираясь на принципы марксистско-ленинской методологии, наметили новые пути в Б. к. Исследуя библейские тексты, они связывают их с социально-экономической, политической и духовной историей древних народов.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА
науч. анализ и исследование библ. книг по их содержанию и форме. Существуют 2 осн. направления Б. к.: историч. и рационалистич. Историч. Б. к. ставит своей задачей исследование и освещение происхождения библ. текста, отд. библ. книг и их .комплексов; выяснение историч. условий, в к-рых они появились, установление аналогий со св. книгами др. религий. Она использует все имеющиеся в распоряжении науки археологич., общеисторич. и филологич. материалы. Важным условием плодотворности этой работы является ее независимость от предвзятых схем церк. и синагог. «историографии». Историч. Б. к. зародилась в 16 в. Первым печатным трудом, в к-ром были поставлены осн. проблемы историч. критики Ветхого завета и намечены верные направления их решения, был «Богословско-политический трактат» Спинозы (1670). В дальнейшем Б. к. нашла свое плодотворное развитие в трудах Ж. Астрюка, В. Де Ветте, Ю. Вель-хауэена, Г. Графа, Э. Рейса, Г. Гун-келя. Из марксистских ученых, занимавшихся проблемами в.-з. историч. критики, следует назвать П. Лафарга, Н. М. Никольского, И. Г. Франк-Каменецкого, А. Б. Ра-новича, И. Тренчени-Вальдапфеля. Их исследованиями установлено, что записывать текст Ветхого завета, отд. элементы к-рого ранее хранились в устной традиции, начали в 9 в. до н. э. Процесс этот продолжался до 2 в. до н. э. Б. к. установила относит., а в ряде случаев абсолют, хронологию книг Ветхого завета и отд. частей их. Развитие н.-з. историч. критики относится к 19 в. Много сделали для него протест, теологи тюбингенской школы, особенно Ф. К. Баур, а также младогегельянцы Д. Ф. Штраус и Б. Бауэр, к-рым принадлежит гл. заслуга в формировании и обосновании науч. концепции происхождения книг Нового завета. Опираясь на их исследования, в особенности на работы Б. Бауэра, Ф. Энгельс создал ряд работ по истории раннего христианства. В кон. 19 в. выступил ряд исследователей, объединяемых общей идеей отрицания историчности Христа, - представители т. н. мифологич. школы: А. Ломан, А. Пирсон, Д. М. Ро-бертсон, А. Древе, А. Немоевский. В 20 в. их традиции продолжали П. Л. Кушу, П. Альфарик, Г. Бран-дес и др. Из сов. ученых следует указать в этой связи А. Б. Рановича, С. И. Ковалева, Я. А. Ленцмана. Рационалистич. Б. к. направлена на установление несостоятельности почитания Библии как объекта религ. веры, как богодухн. произведения. Истоки рационалистич. Б. к. ведут к древности, к фигурам Целъса и Юлиана Отступника. В Новое время интересные образцы рационалистич. Б. к. мы находим во фрагментах из Г. С. Рейма-руса, изданных Лессингом. Клас-сич. образцы рационалистич. Б. к. содержатся у франц. просветителей: Ж. Мелье, ?. ?. А. Вольтера, П. Гольбаха, П. Марешаля и др. В сов. лит-ре много сделали в этой области ?. ?. Ярославский и И. И. Скворцов-Степанов. Сов. науч.-аге-истич. пропаганда, не ограничиваясь к.-л. одним направлением Б. к., опирается на все достижения совр. науки.

Источник: Атеистический словарь

БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА
анализ и исследование Библии. Б. к. можно подразделить на два осн. раздела: рационалистич. Б. к. и истор. Б. к. Первая вскрывает реальный смысл библ. мифологии во всей его противоречивости и несоответствии данным науки и обществ, практики, в его логич. несостоятельности и несовместимости с требованиями здравого смысла; она анализирует также смысл морально-этич. поучений Библии. Истор. Б. к. ставит своей задачей установление реальной картины происхождения библ. канона, отдельных книг Библии и разл. элементов библ. текста. Рационалистич. Б. к. ведет начало с древних времен. Еще римский писатель Цельс в конце II в. н. э. в своем памфлете «Правдивое слово» подверг острой рационалистич. критике Ветхий завет и евангелия. В VIII в. сформулировал ряд критич. замечаний в адрес ветхозав. книг иранский еврей Хиви Габалки. Целую эпоху в истории рационалистич. критики Библии составила деятельность франц. просветителей и материалистов - Ж. Мелье, Вольтера, Ц. Ш. Дюмарсо, П. Гольбаха» К. Ф. Вольнея, С. Маре шаля. В нашей атеистич. пропаганде мы также пользуемся приемами рационалистич. критики Библии, раскрывая примитивность и фантастичность ее мифологии, несостоятельность библ. картины мира, противореч. и реакц. характер библ. морали. В практике марксистско-ленинской атеистич. пропаганды рационалистич. Б. к. связывается с анализом социально-экономич. и истор. проблем, с установлением реакц. обществ, роли библ. легенд и поучений.
Истор. Б. к. ведет начало с XVI в., когда И. Рейхлин, Карлштадт и др. впервые попытались применить истор. подход и лингвистич. анализ к ветхозав. текстам. Отцом истор. критики Ветхого завета обычно считается Б. Спиноза, а годом ее рождения - время выхода «Богосл.-полит. трактата» Спинозы - 1670. Вехами на пути развития ветхозав. Б. к. были работы Ж. Астрюка (1684—1766), В. Де-Ветте (1780—1849), К. Графа (1815—1869), Ю. Веллъгаузена (1844—1918). Много дали также работы Э. Рейсса (1804—1891), Г.Эвальда (1803—1875), А. Кюэнена (1828 - 1891), Г. Гункеля (1862—1932), К. Будде (1850—1935). Хронологич. схему возникновения отдельных элементов ветхозав. текста можно считать в наст.вр. установленной, а в отношении Шестикнижия (см. Ветхий завет) она была с достаточной убедительностью раскрыта и обоснована еще Велльгаузеном. Исследования по ветхозав. истор. критике ученых-марксистов - П. Лафарга, И. И. Скворцова-Степанова, Е. М. Ярославского, Н. М. Никольского, И. Г. Франк-Каменецкого, А. Б, Рановича, И. Тренчени-Вальдапфеля - связывают ее с анализом социально-экономич. истории Др. Израиля, с ходом классовой борьбы в нем. Началом повозаветпой истор. критики считается выход в 1774—1778 «Вольфенбюттельских фрагментов» («Фрагментов Неизвестного») Г. С. Реймаруса (1694—1768), изданных Г. Э. Лессингом. В дальнейшем основополагающие работы по этой научной дисциплине были созданы Д. Ф. Штраусом (1808—1874), Ф. X. Бауром (1792—1860) и др. деятелями тюбингенской школы, Б. Бауэром (1809-1882), а в конце XIX в. - представителями мифологии, школы: А. Пирсоном (1831—1896), А. Д. Ломаном (1823—1897), Д. М. Робертсоном (1856—1933), А. Древсом (1865—1935), С. Люблинским (1868 - 1910). Из марксистов в этой области создали работы А. Б. Рапович, С. И. Ковалев, англ. ученый Л. Робертсон (1886—1962).
До сер. XIX в. истор. Б. к. оперировала исключительно методами филологич. и лит.-критич. анализа, прибегая в отдельных случаях к историко-этногр. параллелям. Археол: открытия на Б л. Востоке положили начало новой дисциплине - библ. археологии, давшей Б. к. возможность опереться на объективный, исторически достоверный материал открытых культурно-истор. памятников и документов иероглифики и клинописи. На основе марксистской методологии это создало условия для принципиально новых путей развития Б. к.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.90 мб

Библейская критика в Голландии

Ф. Пэйпер
Читать PDF
98.58 кб

Ришар Симон (1638-1712) и библейская критика

Райзер Мариус
Статья посвящена рассмотрению жизненного пути и научного наследия французского библеиста Ришара Симона (1638-1712). Непонятый в свое время, Симон в своих трудах предложил такой подход к изучению Св.
Читать PDF
1.19 мб

Отрицательная критика и 14 глава книги Бытия: речь перед защитой магистерской диссертации «Библейски

В. И. Зыков
Читать PDF
396.50 кб

Библейская экзегетика в средневековой культуре и деконструктивная критика Ж. Деррида: опыт сравнител

Рязанов Иван Владимирович
В статье анализируется совокупность духовных практик, связанных с пониманием и интерпретацией Библейского корпуса текстов в эпоху средневековья.