Крест наперсный

Найдено 1 определение
Крест наперсный
Крест наперсный (носимый на персях, т. е. на груди), под одеждой или поверх ее, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его: 1) Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или «тельником»; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто – кипарисный). Тельные кресты – единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга. 2) Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси так называемый енколпий или енколпион (от греческих слов en kolpeiw – за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их – изображение монограммы имени И. Христа, а позже – и К. той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений – списки священных христианских книг. Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV в. свидетельствует Златоуст. Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 г. в развалинах построенной Константином Вел. базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребенного при церкви – вероятно, епископа. Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже – и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее спб. духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и рисунку. 3) В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 г. усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 г., по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми архимандритами с давних пор) – всем архимандритам, в отличие от игуменов, что существует и доселе. 4) В 1797 г. императором Павлом установлен, как знак отличия, выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный К. четырехконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). 5) Такой же К., но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне, с 1820 г. жалуется из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу и оставляется им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее 7 лет. 6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные К. с драгоценными украшениями. 7) Священникам, имеющим ученые степени кандидата, магистра и доктора, выдаются особые кресты, из которых докторский – наперсный, а магистерский и кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и магистерский учреждены в 1808 г., кандидатский – в 1884 г. 8) К. наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812–1814 и 1853–1855 г.

Источник: Православный церковный словарь.