Крест наперсный

Найдено 1 определение
Крест наперсный
Крест наперсный (носимый на персях, т. е. на груди), под одеждой или поверх ее, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его: 1) Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или «тельником»; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто – кипарисный). Тельные кресты – единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга. 2) Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси так называемый енколпий или енколпион (от греческих слов en kolpeiw – за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их – изображение монограммы имени И. Христа, а позже – и К. той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений – списки священных христианских книг. Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV в. свидетельствует Златоуст. Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 г. в развалинах построенной Константином Вел. базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребенного при церкви – вероятно, епископа. Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже – и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее спб. духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и рисунку. 3) В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 г. усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 г., по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми архимандритами с давних пор) – всем архимандритам, в отличие от игуменов, что существует и доселе. 4) В 1797 г. императором Павлом установлен, как знак отличия, выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный К. четырехконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). 5) Такой же К., но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне, с 1820 г. жалуется из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу и оставляется им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее 7 лет. 6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные К. с драгоценными украшениями. 7) Священникам, имеющим ученые степени кандидата, магистра и доктора, выдаются особые кресты, из которых докторский – наперсный, а магистерский и кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и магистерский учреждены в 1808 г., кандидатский – в 1884 г. 8) К. наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812–1814 и 1853–1855 г.

Источник: Православный церковный словарь.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Наперсный крест из культурного слоя XVII века города Тобольска

Балюнов Игорь Валерьевич
Рассматривается наперсный двусторонний крест из культурного слоя города Тобольска XVII в. Такого рода находки являются достаточно редкими для археологии Сибири.