1. К. – базовая ценность, на которую ориентируется эстетическая деятельность. 2. К. – характеристика любого сущего, соответствующая содержанию К. как ценности для данного субъекта (общества, группы, личности). В этом смысле Н.Г. Чернышевский был, по сути, прав, хотя и неточен в своем определении: «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Неточность заключается в том, что ценность К. выражается не в понятийной форме, но посредством чувственно-эмоциональных образов-символов. Но это ещё не дает ответа на вопрос о специфическом содержании К., её отличии от истины, добра, пользы.
Специфика К. в обоих указанных выше смыслах заключается в том, что в ней выражается и содержится целостное отношение человека к миру, положительное по содержанию и синтезирующее по форме (без расчленения на положительное, как, допустим, полезное, истинное и т.д.). Прекрасно это лицо, эта архитектура, этот пейзаж, эта музыка, ибо именно они в символической форме соответствуют моему представлению о мироустройстве в целом.
Напротив, в безобразном точно таким же образом выражено то, что в целом предстает как символ отрицательного, неприемлемого с позиций данного образа К. , свидетельствующее об отсутствии соответствия этому образу и, напротив, символизирующее «анти-образ».
Одной из причин наличия в истории эстетики и философии в целом разных взглядов на природу прекрасного и безобразного является то, что мыслители пытались включить в их содержание конкретные общезначимые характеристики. Например, гармонию. И такой ход мысли подменял тему: начинали обсуждать не специфику эстетических ценностей по сравнению с другими базовыми ценностями, но различные представления о К. и Б. А они, естественно, далеко не одинаковы в разных типах культуры и у разных человеческих типов. И, увы, не для всех гармония прекрасна. В результате термин. Б., как противоположность К., приобрел два разных смысла. Во-первых, противоположное по содержанию, по критериям выделения положительного и отрицательного. И, во-вторых, по характеру оформленности: Б. как без-образное, хаотическое, противоположное гармонии. Но это уже противопоставление космоса и хаоса, и оно лежит за пределами эстетики.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармони (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.1.: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 187-191; Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 176-180; его же. О повседневной эстетике / Сагаьтовский В.Н. , Селиванов Ф.А. Бытие и мы. Тюменнь. 2011 (см. также: http://vasagatovskij.narod.ru).