КРАСНИКОВ Александр Николаевич

Найдено 1 определение
КРАСНИКОВ Александр Николаевич
(р. 10.12.1949) — спец. по филос. религии и религиоведению; д. филос. н., доц. Р. в Крымской обл. Окончил филос. факультет МГУ (1980), асп. там же (1983). С 1983 работает на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне кафедра философии религии и религиоведения) филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — «Критика методологии современного неотомизма» (1984). Докт. дисс. — «Методология западного религиоведения второй половины XIX-XX вв.». Читает лекционный курс «Религиозная философия» и спецкурс «Методологические проблемы религиоведения» на филос. ф-те, а также курс «Теория и история мировых религий» в Ин-те стран Азии и Африки. В его работах анализируется программа обновления католической теологии, разработанная виднейшими представителями совр. неотомизма. Гл. внимание уделяется неотомистской трактовке трансцендентального метода и метода в теологии. Рассматриваются также проблемы соотношения теологии и науки, веры и религиоведения. К. является сост. и ред. «Хрестоматии по религиоведению» (2000), одним из ред. и переводчиков «Вестминстерского словаря теологических терминов» (2004), одним из ред. и авторов энцикл. словаря «Религиоведение» (2006), переводчиком фрагментов из работ А. Н. Уайтхеда, Р. Маретта, Э. Лэнга. К. — зам. гл. ред. ж. «Вестник МГУ» (Сер. 7. «Философия»), соред. ж. «Религиоведение», член Европейской ассоциации изучения религии. Данная работа включает в контекст отеч. религиоведения наиболее влиятельные идеи и концепции зап. исследователей религии, классические и совр. подходы к изучению религии, принятое на Западе понимание религиоведения, его структуры, специфики осн. религиоведческих дисциплин и используемых в них методов.
Соч.: Методология современного неотомизма. М., 1993; Антропологические споры о сущности религии // Лекции по религиоведению. М., 1997; Экология религии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1999. № 1; Современная феноменология религии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1999. № 6; Тенденции современного религиоведения // Религиоведение. 2001. № 1; статьи: Анимизм, Тайлор, Тотемизм, Фрэзер // НФЭ: В 4 т. М., 2001; Западное религиоведение первой половины XX в.: от эволюционизма к диффузионизму и теории прамонотеизма// Религиоведение. 2001. № 2; Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа // История религии: В 2 т. Т. 1. М., 2002; Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. 2002. № 1; Методология раннего религиоведения // Там же. 2003. № 1; Методология классической феноменологии религии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2004. № 1; Становление герменевтического подхода к изучению религии // Философскометодологические проблемы изучения религии. М., 2004; Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004; Методологические проблемы истории религий (на материале западного религиоведения второй половины XX в.) // Религиоведение. 2005. № 3; У истоков религиоведения: взаимоотношения науки о религии и теологии // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. М., 2006; Структурализм в религиоведении // Религиоведение. 2006. № 3; 40 словарных статей, среди них: Неофеноменология религии, Происхождения религии теории, Религиоведение, Религия (в соавт.), Теология компаративная, Феноменология религии, Эволюционизм в религиоведении // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006; Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009