(р. 26.3.1951) спец. по теории познания, филос. онтологии и антропологии, социальной филос; д. филос. н., проф. Р. в Баку. Окончил ист. ф-т Саратовского гос. ун-та (1973) и филос. асп. того же ун-та (1975). В 1975-90 работал на кафедре филос. Саратовского гос. ун-та; с 19912001 проф. Саратовского гос. социально-эконом. ун-та; с 2005 — проф. Саратовской гос. академии права. Докт. дисс. — «Прогресс и статус человека в объективной реальности» (1989). Согласно развиваемой К. концепции, осн. факторы, определяющие особенности эмп. и теор., восходят: а) к онтол. структуре бытия, представленной диалектикой единичное — общее — всеобщее; б) специфике его отражения в знании («элементы сущности» — эмп. и «сущность в чистом виде» — теор.); в) соц.культурной обусловленности знания и познания («масштабность знаний»); г) сущности гносеологических установок в эмп. познании — «в целом», теор. — «как целое». В результате синтеза концепции онтологического негеоцентризма и самозамыкающейся иерархии уровней возникает, как считает К., более адекватная модель бесконечности Универсума — основа решения парадоксов бесконечного прогресса. Прогресс многонаправлен и магистральное является его ведущим направлением, т. к. именно здесь возникают феномены с последовательно нарастающим потенциалом возможностей для продолжения прогресса; вскрываются универсальные тренды магистрального прогресса и на их основе универсальные критерии прогресса, с помощью к-рых определяется статус человека в качестве феномена, воплощающего в себе сущность наивысшую в иерархии сущностей Универсума. Ист. реальность складывается из двух взаимосвязанных частей — формационной и цивилизац. Цивилизац. ист. реальность дискретна и состоит из локальных цивилизаций. Россия — локальная цивилизация с до конца не проявленной локально цивилизац. сущностью. Конкурирующие между собой модели цивилизац. идентичности России (евроцентристская, универсалистская, евразийская, маргинально-дрейфующая), до конца не отражают сущности ее русскости и российскости.
Соч.: Познание и историческая наука. (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). Саратов, 1980; Бесконечность. Прогресс. Человек (Статус человека в объективной реальности). Саратов, 1988; Ценность человека как элемента Универсума // Общественное сознание и мир человеческих ценностей. Саратов, 1993; Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). Саратов, 1996; Есть ли будущее у Запада? // Свободная мысль — XXI. 2005. № 4; Цивилизационные тупики реформ // Там же. № 9; Почему Россия не Европа? // Волга — XXI век. 2006. № 5-6. Саратов; Искушение либерализмом//ВФ. 2006. № 9.
КОЗИН Николай Григорьевич
КОЗИН Николай Григорьевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009