КОСТЮМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОСТЮМ
(от франц. costume — отличительная одежда) — один из элементов эстетической культуры, характеризующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КОСТЮМ
от фр. costume — отличительная одежда) — один из элементов эстетической культуры, характеризующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей. К. отражает господствующие в об-ве представление о прекрасном и безобразном, регламентируется эстетическими идеалами и классовыми различиями, подчиняется осн. закономер
ностям развития худож. стиля и моды. В истории К. было выработано огромное количество вариантов, отличающихся друг от друга по форме, назначению, использованию материала, украшений. Художники-модельеры, создающие т. наз. «направляющую линию» в К., занимают видное место в развитии декоративно-прикладного искусства. В прошлом нередко бывали случаи, когда К., являясь одним из важнейших элементов оформления празднеств (Праздник), привлекал внимание выдающихся живописцев (напр., А. Дюрер и П. П. Рубенс), а нек-рые из них даже непосредственно создавали эскизы различных К. Так, Рафаэль был автором мундиров стрелков швейцарской гвардии в Ватикане, к-рые по традиции сохраняются до сих пор. Большое значение изображению К. живописцы придавали в портретах и жанровых картинах, используя его как худож. прием создания образа (картина П. А. Федотова «Завтрак аристократа»). Эта традиция сохраняется и развивается в совр. живописи (напр., картины В. Е. Попкова «Шинель отца» или эстонского художника Ю. К. Аррака «Люди с предметами») . В театре, хореографии, киноискусстве К. представляет собой самостоятельную область творчества художников. В нем соединяется достоверность функционально оправданнойодежды и условность, необходимая для организации особого типа зрелища, в соответствии с замыслом режиссера, сюжетом, худож. традициями. Кроме того, художники театра и кино учитывают специфику восприятия К. на сцене, при киносъемках, технологию его изготовления. Формирование стиля в К. зависит от сочетания материальных возможностей и духовных потребностей людей. Причем эстетические требования выступают здесь как определяющие и стимулируют прогресс в сфере текстильного производства, различных отраслей легкой промышленности, способствуют расширению товарообмена между народами. Для эстетики К. представляет интерес и фактами заимствования различных его элементов одними народностями у др., появления и распада эстетических норм в формах К. Так, нек-рые его элементы могут быть стабильными в течение долгого времени и у мн. народов, а др. отличаются краткостью моды и непрерывной изменчивостью. Эволюция форм К. демонстрирует вариации взаимодействия ст-иля и моды. В XX в. с ростом демократизации в образе жизни людей в К., особенно мужском и молодежном, на первый план выходят общие тенденции развития, подчеркиваются технологические новшества, варианты и серии. В массовом К. сам факт тиражирования однотипных форм и возможностей их сочетания создает основу для формирования интернационального стиля. Стилевые поиски в К.— это разработка как уникальных коллекций, выражающих в подчас очень сложных, выставочных образцах изменения в эстетическом восприятии людьми окружающего мира (т. паз. высокая мода), так и массовой одежды, формы к-рой могут быть и остромодными (т. наз. «джинсовый», молодежный, спортивные стили).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
165.10 кб

Костюм судьбы или судьба костюма: к проблеме осмысленного потребления

Липская Влада Михайловна
Читать PDF
420.87 кб

Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философско-антропологическом ракурсе

Зиновьева Лилия Евгеньевна
В статье исследуется костюм через его взаимодействие с телом, включение в структуры социально организованного пространства и системы властных отношений и форм репрезентации, выделяются основные виды взаимодействия костюма с телом.
Читать PDF
263.28 кб

Л. В. Зиновьева. Костюм и тело. Габитус, репрезентация и идентичность в философскоантропологическом

Фетисова Т.А.
Читать PDF
54.07 кб

Об интерпретации знаковой природы костюма мордвы

Шигурова Татьяна Алексеевна
Обосновывается необходимость комплексного, интегрированного подхода к национальному костюму мордвы как системе знаков, тесно связанных и взаимодействующих друг с другом.