Родился 25 марта 1930 г. на станции Алексиково Юго-Восточной железной дороги (станица Новониколаевская Волгоградской области). Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1955), аспирантуру там же (1962). В 1962 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию «Коммунизм и освобождение человека в сфере труда». В 1971 г. в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС защитил докторскую диссертацию «Социализм и проблемы освобождения труда». В 1962-1964 гг. зав. социологической лабораторией философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1964 г. ст.н.с. Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР. В 1966-1974 гг. в Отделе пропаганды ЦК КПСС: лектор, консультант, руководитель группы консультантов, заместитель заведующего Отделом. В 1974-1976 гг. первый заместитель главного редактора газеты «Правда». С 1976 г. главный редактор журнала «Коммунист». С 1986 г. на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: зав. кафедрой истории и теории мирового рабочего и коммунистического движения, в 1986-1987 гг. и.о. декана, с 1987 г. проф., гл.н.с. кафедры социальной философии. На XXV съезде КПСС (1976) был избран кандидатом в члены ЦК КПСС, на XXVI съезде КПСС (1981) – членом ЦК КПСС. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10-го (1979) и 11-го (1984) созывов. Награждён орденами Ленина (1984), Октябрьской Революции (1980), Трудового Красного Знамени (1971), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «В память 850-летия Москвы» (1997). Исследовал вопрос о стимулах труда. Наряду с традиционными материальными и моральными стимулами считал необходимым учесть также стимулы творческие. Согласно его концепции наличие творческих стимулов обусловлено как психофизиологическими особенностями человека, так и его социальной сущностью. Сделан вывод, что с превращением труда в жизненную потребность на первый план выдвинется конкретно-качественная сторона деятельности, и труд из меры стоимости становится для личности потребительной стоимостью (ценностью), обретает свою самоценность как проявление человеческой индивидуальности. Когда это станет массовым явлением, качественно изменится и вся система производственных отношений, и система межличностных связей. Данное превращение труда при переходе к постиндустриальному развитию становится необходимостью. Рассматривает сокращение рабочего времени и наполнение и рабочего, и свободного времени креативным содержанием как важнейшее условие и средство освобождения человека. Рассмотрел ступени обобществления, соотношение формального и ре ального обобществления и их влияние на создание посткапиталистической экономики. Исследовал роль товарноденежных отношений при социализме в связи с преодолением отчуждения труда. По аналогии с марксовым пониманием азиатского способа производства как эпохи перехода от общинного строя к классовому обществу, высказал гипотезу о «советском способе производства» как переходной эпохе от эксплуататорского строя к коммунизму.
Основные публикации: К вопросу о диалектике товара при социализме. М., 1961; О единстве диалектики, теории познания и логики // Сборник работ аспирантов и студентов философского факультета МГУ. М., 1962; Свобода и её зависимость от характера общественного труда // Актуальные проблемы исторического материализма. М., 1963; Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; На пути к бесклассовому обществу // Вопросы философии. 1971. № 5; Быть или не быть личностью? // Октябрь. 1975. № 10; Только об одной звезде // Там же. 1978. № 11; Социализм: К вопросам теории. М., 1979; О самом главном. М., 1985; Актуальные вопросы концепции развитого социализма // Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М., 1985; «Советский способ производства»: гипотеза или реальность? // Вестник Московского университета. Теория научного коммунизма. 1990. № 1; Андроповский проект перестройки? // Вестник Московского университета. Социально-политические исследования. 1991. № 5; Марксизм-ленинизм как диалектическая логика современности // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999. Т. 1. Ч. 2; Капитал и труд: Популярное извлечение из «Капитала» Маркса, выполненное Иоганном Мостом // Вестник Московского университета. Философия. 2002. № 3.
КОСОЛАПОВ Ричард Иванович
КОСОЛАПОВ Ричард Иванович
Источник: Философы современной России. 2015 г.
КОСОЛАПОВ Ричард Иванович
(р. 25.3.1930) — спец. в обл. соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в станице Новониколаевская Волгоградской обл. Родители — из донских казаков. Окончил филос. ф-т МГУ (1955), спец. по логике. Работал в Брянском обкоме ВЛКСМ (1955-58), в Армавирском пед. ин-те (1958-59). После двухлетнего пребывания в асп. преподавал на филос. ф-те МГУ (1961-64), затем перешел в Ин-т экономики мировой социалистической системы. С 1966 по 1974 — в Отделе пропаганды ЦК КПСС (лектор, консультант, рук. группы консультантов, зам. зав. отделом). В 1974-76 — первый зам. гл. ред. газ. «Правда»; в 1976-86 — гл. ред. ж. «Коммунист». Дважды избирался в ЦК КПСС (1976, 1981), в Верховный Совет СССР (1979, 1984). К. - один из сост. последней Программы КПСС, принятой ее XXVII съездом. Составитель, общий редактор, автор предисловия и примечаний к 14-му т. соч. И. В. Сталина. В январе 1986 направил М. С. Горбачеву письмо, в к-ром предсказал провал «перестройки», после чего вернулся в МГУ на должность проф. Работает на кафедре соц. филос. филос. ф-та. К. — преде. Федерации коммунистов учебных, науч. и творч. организаций. Первые науч. опыты К. — сопоставительный анализ формальной и диалектич. логики, затем — увлечение полит, экономией. Дипломная работа К. опубликована в виде брошюры «К вопросу о диалектике товара при социализме» (М., 1961). Расширение круга науч. интересов привело его к интерпретации ранних работ и «Капитала» К. Маркса, особенно концепции отчуждения труда, применительно к иссл. сов. действительности. Уже в работах начала 1960-х К. конкретизирует формулу «свобода есть познанная необходимость» в смысле снятия отчуждения труда, обеспечения условий деятельного, творч. самоутверждения личности. В 1960-е К. вел иссл. работу в трех осн. направлениях. Первое — преодоление догматических представлений о стимулах труда, обоснование необходимости, помимо материальных и дух. (экон. и моральных) стимулов, также стимулов творч., обусловленных соц. природой и психофизиологич. особенностями человека (Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968). Второе — ступени обобществления труда и производства, обобществление формальное и реальное, их соотношение и влияние на создание посткапиталистической экономики («Ни тени утопии». М., 1971, и др.). Третье — соц.-филос. осмысление международных отношений (статьи в ж. «Мировая экономика и международные отношения», ВФ, глава в кн. «Социализм и международные отношения». М., 1975). Оценивая сегодня результаты своих иссл., К. считает, что наиболее важное значение имеют два из них. В 1960е он пришел к выводу (и обосновал его) о том, что сов. об-во носит пока не собственно социалистический, а переходный к социализму, чреватый противоречиями характер. Под этим углом зрения К. рассматривал официально внедрявшиеся концепции социалистического образа жизни и развитого социалистического об-ва. Он не отождествлял послед нее с брежневской системой и стремился, насколько позволяли условия того времени, провести мысль о возможности «отката» страны вспять. Развитой социализм трактовался в работах К. как комплексный рубеж, на к-рый при науч. политике КПСС и Сов. гос-ва могло бы выйти наше об-во. Важнейшими признаками развитого социализма К. считает преобладание реального обобществления труда и производства в нар. хозяйстве, формирование бесклассовой соц. структуры населения, реальное народовластие. Такие взгляды привели К. к конфликту с Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС и руководством АН СССР, а после появления в «Правде» его статьи «Социализм и противоречия» (июль 1984) — к опале. Второй вывод — о том, что с превращением труда в жизненную потребность труд для личности становится потребительной ценностью. Когда это явление приобретает массовый характер, качественно изменяется вся система производственных обществ, межличностных отношений. Этот вывод, по убеждению К., призван сыграть ключевую роль в становлении постиндустриальных об-в. Среди работ К. выделяются монографии: «Социализм. К вопросам теории» (М., 1975, 1979) и «Социалистическое общество» (в соавт., М., 1975), сб. статей: «О самом главном» (М., 1983, 1985) и «С чего начинается личность» (3 статьи и общая редакция. М., 1983). Свои общефилософские и экон. взгляды К. выразил в статье «Философия и перестройка» (сб. «Материализм воинствующий — значит диалектический». Усть-Каменогорск, 1988), брошюре «Обращение к разуму. Человеческий иммунитет» (в соавт. М., 1993), а также в др. публикациях («Позвольте мечтать». М., 2000; «Был ли XX век железным» // Досье «Гласности». 2000. № 10). Теории обществ.-экон. формаций и ист. эпох, определению места совр. рос. об-ва в ист. процессе, причинам его общего кризиса и путям выхода из последнего посвящены кн. «Полет совы» (М., 1994), сб. «Идеи разума и сердца» (М., 1996). Значительное место в деятельности К. занимают программные разработки, публикация ист. документов и полит, публицистика.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009