КОСМОС

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОСМОС
см. Вселенная.

Источник: Атеистический словарь

КОСМОС
в мифологической модели мира - мироздание, миропорядок, противоположный хаосу.

Источник: История и теория культуры

КОСМОС
Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать
наш шар или землю.

Источник: Теософский словарь

КОСМОС
термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

КОСМОС
(от греч. kosmos Вселенная) мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу). Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Космос
(от греч. kosmos) – 1) понятие древнегреческой философии и культуры и ее представление о природном мире как об упорядоченном гармоническом прекрасном целом, в противоположность хаосу; 2) синоним слова “пространство”.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Космос
от греч. kosmos — Вселенная) — мир, мыслимый как упорядоченное единство, целое (в противоположность хаосу — беспорядку); первоначальный смысл слова — порядок, гармония, построение, устроение и применялся по отношению к воинскому строю и государственному устройству. По отношению к миру слово «космос» первым употребил Пифагор.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Космос
(греч. kosmos) – синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, который исследуют при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций и дальний космос – мир звезд и галактик. В древнегреческой философии под космосом понимают мир как структурно организованное и упорядоченное целое, противоположное хаосу.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КОСМОС
то же, что Вселенная, т.е. объект, изучаемый космологией. По современным данным возраст его порядка 13 млрд. лет. Поскольку Вселенная безгранична, то, по определению, ее пространственные размеры не могут быть указаны. В античной космологии К., естественно, представляли себе совсем по-другому. Он считался гармонично устроенным и не лишенным морального и эстетического совершенства. См. космология.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

КОСМОС
понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения единства мира и противоположности хаосу. Главным свойством космоса считалась гармония сфер. В истории философской мысли использование данного понятия вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого космоса в виде пантеизма или космотеизма. С развитием космонавтики понятие космоса стало соизмеряться с освоенной человечеством частью Солнечной системы и Вселенной

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Космос
 (греч. — вселенная) — вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, солнечную систему, нашу и все остальные галактики. Практически, однако, под К. нередко понимают лишь часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Землп (в этом значении «космическое» означает «внеземное»); в этом случае граница между Землей и К., а также между К. как частью вселенной и остальной вселенной остается обыч-т но неопределенной (Космология).

Источник: Философский словарь. 1963

КОСМОС
порядок" – вся Вселенная; вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальное множество Галактик. В античности под космосом (впервые ввел понятие, якобы, Пифагор) понимали гармонически организованный мир, мир как упорядоченное целое – разумное и прекрасное. Законы космоса пронизывают все бытие, считали древние, человек – малый космос ("микрокосм"), он вписан в космический порядок, повторяет и подчиняется ему. Такое мировоззрение носит характер КОСМОЦЕНТРИЗМА.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КОСМОС
греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою "Естественную историю" с восхваления космоса. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом (см. также Федоров). Космический - относящийся к миру, космосу, свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОСМОС
(Kosmos; греч.) — Вселенная, мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально то же самое, что порядок, украшение. Полагают, что впервые мир назвал космосом Пифагор вследствие порядка и гармонии в нем. Плутарх начинает свою «Naturalis historia» («Естественную историю») словами, которые восхваляют космос. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом. Под названием «Космос» А. фон Гумбольдт издал свой 5-томный «Entwurf einer physikalischen Weltbeschreibung» [«Набросок физикалистского мироописания»].
Е. Cassirer. Logos, Dike, К. in der Entwicklung der griech. Philos., Göteborg, 1941; W. Kranz. K., in: Arch. Begriffsgesch., 2/1 (1955) u. 2/2 (1957); J. Kerschensteiner. K. Quellenkrit. Unters, zu den Vorsokratikem, 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОСМОС
модель мира, возникшая в Древней Греции, согласно которой мир является самодостаточной реальностью, структурно упорядоченной, все процессы которой управляются внутренними, естественными законами этой реальности и не требуют для своего объяснения обращения к сверхъестественным силам. В соответствии с этой моделью все в мире происходит закономерно и с необходимостью. Случайным же является либо то, причину чего (лежащий в его основе закон) мы еще не знаем, либо то, что является результатом сложного переплетения (пересечения) множества законов. В любом случае в рамках Космоса как модели мира необходимость — первична, а случайность — вторична и есть лишь одна из форм проявления необходимости. Взгляд на мир как на Космос явился отправной точкой формирования науки как особого способа познания мира и способствовал формированию детерминистской картины мира. В современной науке понятие «космос» используется также как синоним «Вселенной» или «физической Вселенной». (См. космология, хаос, природа).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Космос
понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как упорядоченном, рационально организованном, одушевленном целом. К. противоположен хаосу как неопределенному, бесформенному состоянию мира. Предполагается, что понятие К. введено Пифагором, использовалось Гераклитом, Анаксагором, Эмпедоклом, Парменидом, Демокритом, Платоном, Аристотелем, стоиками. Наиболее ярко античные представления о К. отражены в «Тимее» Платона. Понятие К. достаточно противоречиво. С одной стороны, оно является концентрированным выражением мифологического мироощущения: К. — универсальное живое существо, сохраняющее свою неизменность благодаря постоянным внутренним взаимопревращениям. С другой — понятие К. как рационально организованного целого открывает возможности последующей рационализации представлений о мире, его познания и дальнейшего совершенствования. Упорядочивающая деятельность Демиурга есть первый шаг к рационализации представлений о К.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

КОСМОС

- в древнегреческой философии мир как прекрасное гармоническое целое, живой организм, наделенный Мировой душой и Мировым разумом. В стоицизме космос - "государство богов и людей". В древности "мир поддается восприятию как мир, как Космос, лишь настолько, насколько он открывается как мир священный" (М.Элиаде). Ностальгия по изначально чистому священному Космосу сохраняется в человечестве до сих пор. В современной философии космос беднее - он лишен сакральности благодаря успехам науки и техники и понимается теперь просто как порядок сущего, всеобщая связь всего со всем, Вселенная в целом, рассматриваемая со стороны ее целостности и упорядочения, иногда с попытками выявить глубинные или высшие источники космической организации. Эти попытки стимулируются исканиями в области нетрадиционных для науки и христианской философии форм постижения природы. Космос противопоставляется хаосу - источнику процессов распада, возрастания беспорядка, угасания жизни и света во Вселенной. В русской религиозной философии космос осмысливается как откровение божественной славы - вопреки мироотрицающим тенденциям, где он описывается как темное иррациональное единство жизненных стихий, бездушное и абсурдное, властвующее над людьми. М.Элиаде обратил внимание на то, что символизм древней мифологии свидетельствует о том, что космос невозможно понять, игнорируя вертикальное измерение, которое ведет мысль к признанию высшего Творца: "Сама структура Космоса сохраняет воспоминание о Высшем небесном Существе".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

КОСМОС
в мифологической модели мира — мироздание, противоположное хаосу. Описывается космогоническими мифами о возникновении (творении) Космоса из начального хаоса.
В пространственном отношении противостоит хаосу как внутреннее организованное пространство — внешнему: скандинавский Мидгард («срединная усадьба», мир людей и богов) — Утгарду, миру чудовищ и великанов «за оградой», «божий свет» — «кромешной тьме» и т. п. Структура К., воплощаемая мировым древом, включает по вертикали 3 основных зоны — небо, землю и преисподнюю, по горизонтали — 4 стороны света, воплощаемые часто мифологическими персонажами.
Представления об устройстве Космоса соответствовали формам человеческого общежития и культуры — от города и дома, также воплощавших мифологическую модель мира (мезокосм — ср. представления об Иерусалиме, Риме и т. п., как центре вселенной, о храме — жилище богов и т. д.), до человека (микрокосм — ср. значение греч. «космос» как «украшение»): представлениям о творении К. из тела человека (первочеловека — Пуруши и т. п.) соответствовали мифологические мотивы (в заговорах и т. п.), соотносящие тело человека с частями К. и божествами (ср. в шумеро-аккадском заклинании: «Энлиль — моя голова, лик мой — полдень» и т. д.).
В основе существования Космоса (и человечества) — мировой порядок, закон, правда, справедливость, воплощаемые иранской Аша Вахишта, ведийской puma, египетской Маат. Разрушительные силы хаоса в мифах о космических циклах (см. Юга) ослабляют действие мирового порядка, что приводит к гибели К. (описываемому эсхатологическими мифами) и новому творению.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Космос
Античные мыслители под космосом подразумевали в первую очередь порядок (kosmos) – доступный наблюдению и достойный восхищения, в частности – небесный порядок, неразрывно связанный с красотой (прекрасный порядок, или упорядоченная красота) и окружающий нас со всех сторон. Поэтому довольно скоро слово «космос» стали также использовать для обозначения мира вообще, подразумевая, что это упорядоченный мир – противоположность хаоса (Гесиод) или беспорядка (Книга Бытия). Это скорее мир Аристотеля – конечный, имеющий цель, подчиненный законам иерархии, – чем вселенная Эпикура, и это представление о мире воцарилось в умах на две тысячи лет, тем более что в определенный момент истории его восприняло и христианство. Если мир создан Богом, разве он может быть беспорядочным? Научная революция XVI–XVII веков (Коперник, Галилей, Ньютон и другие ученые) нанесла непоправимый урон этому стройному зданию. Как пишет историк науки Койре, произошло разрушение космоса как «конечной и упорядоченной целостности» и геометризация пространства (предполагающая его «однородное и по необходимости бесконечное расширение»), в результате чего от закрытого мира, по выражению все того же Койре, мы перешли к бесконечной вселенной. Выходит, прав был Эпикур, а высшая мудрость отныне требует от нас поистине героического усилия: не просто знать, что мы занимаем в мире отведенное нам место (в бесконечной вселенной не имеет значения, кто какое место занимает), но кротко принять свою затерянность в необозримой громаде всего сущего и осознать, что у нас нет иного оправдания своего существования, кроме стремления наслаждаться жизнью, любить и действовать. Никакого миропорядка не существует (космоса нет), но это и к лучшему: природа свободна, как говорит Лукреций, и мы в ней. Наша задача – не просто держаться за свое место (это всего лишь вежливость или религия), но научиться жить в бесконечности.

Источник: Философский словарь.

КОСМОС
мир как целое, вселенная, порядок. Идея К. возникла как представление о месте жизнедеятельности людей. Универсум в этом смысле и космичен, и человечен, а макрокосм и микрокосм равновелики. В вост. философии это равенство нарушается. В даосизме дао как единое первоначало всего существующего не имеет борьбы противоположностей: все переходит во все и все присутствует во всем. А общий для даосизма, конфуцианства и легизма принцип «у вэй» (неделания) выражает такой миропорядок, когда К. — это все и человек своим неделанием сохраняет этот космический порядок, растворяясь в нем. В антич. философии наоборот, К. не статичен, а человек как микрокосм в нем активен, он видит в нем то, что хотел бы видеть. Поэтому у греч. философов понимание К. различно. Первоначало в определении природы, в соответствии с к-рым происходит становление К., понимается различно: это вода (Фалес); воздух (Анаксимен); земля, воздух, огонь и вода одновременно (Эмпедокл); число (Пифагор). С Сократа бесповоротно устанавливается причастность человека к К. Платон считает, что Демиург как активное начало превратил хаос в К., организовав его по з-нам гармонии и красоты. Так видит его человек и, след-но, К. существует, поск. существует человек. В Средние века и эпоху Возрождения преобладает антропоцентризм, природа теряет свои мировоззренческие позиции. Бог в космической иерархии занимает главенствующее место, а человек как проводник его замыслов осуществляет порядок в природе. В этом смысле он подобен творцу. Т.о., микрокосм уже не соразмерен макрокосму, хотя потенциально становится средоточием сил и процессов, соразмерных макрокосму. Открытие Коперника, его поддержка Бруно и Галилеем обезлюдили К., поск. развенчали теоцентризм христ. миропонимания, лишили человека сравнимого с божеств. статуса. И только рус. философы-космисты (Федоров, Циолковский, Вернадский) выдвинув идею антропокосмизма, наполнили К. жизнью. Лит.: Бряник Н.В. Космизм как мировоззрение науки нового тысячелетия // Изв. Урал. ун-та. 1999. № 12. С. 55—59; Газенко О.Г., Шестов И.Д., Макаров В.И. Человечество и Космос. М., 1987; Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. Екатеринбург, 1996; Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1993. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОСМОС
лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении значение слова К. варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр. структуры, особенно социальной - политической (гос. строй, «порядок» - Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементоввоинов - начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. рус. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в филос. лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум „космосом", исходя из порядка к-рый в нем наличен», не согласуется с тем, что термин «К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» внутри сферич. миранебосвода]. Впервые К. как «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствован ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 12451, 107 Marcovich), зависимость к-рого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию- «универсум» (т. е. примерно соответствует понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с термином К. конкурирует термин о?????? - «небо», окончательно уступающий место К. начиная с эпохи эллинизма.
Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с одной стороны, телеологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже Анаксагором, полностью - Платоном в «Тимее»), с другой - обожествлением самого К.: пантеизмом или космотеязмом. Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа составляет историч. антитезу иудеохрист. концепции «ущербности» природы как результата грехопадения, равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.

Источник: Советский философский словарь

КОСМОС
греч. kosmos - устройство, упорядоченность, украшение) - философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа "нуса" или "логоса" в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как "прекраснейшей гармонии" у Гераклита, тезис Платона о том, что "К. - прекраснейшая из возможных вещей" и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея "гармонии сфер" у Пифагора, семантическая структура "равного себе самому отовсюду" Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной "меры" (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции "Хаос - К." функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит "безвидному" (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель
богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых ("три шага Вишну"), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов - от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, - до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 - начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие "К." прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие "К." радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из "метанарраций" (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом "корня" (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает "книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня" (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей "заката метанарраций", постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции ("мир потерял свой стержень" - Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие "К." замещается в постмодернизме понятием "Хаосмоса" - понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям "перформанса" (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. "Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня" (Делез и Гваттари).

Источник: История Философии: Энциклопедия

КОСМОС
греч. ?????? – "строй", "порядок", "украшение", "мировой порядок", "вселенная") – 1) в широком смысле слова К. – "мир", или "мироздание" (см. Вселенная) и 2) категория антич. философии, обладающая астрономич., эстетич., этич., социально-политич. и филос. значением. В астрономич. отношении представление о мире отличалось у древних непосредственно целостным характером и потому, с одной стороны, оно не было лишено мифологич. элементов (см. о наполненности демонами и о "созданности" богом у Фалеса А1, Diels9, о космич. пещере у Ферекида В 6, о божественной пронизанности у Пифагора и Эмпедокла 31 В 136, о вмещении в К. ума у Анаксагора А 64, промысла у Экфанта 4, раздора у Эмпедокла В 131), с другой стороны, понимание К. уже у ранних греч. философов освобождается от мифич. представлений, будучи то "смешением элементов" (Эмпедокл А 32), то "идеей ума" (Экфант 1), то системой чисел у пифагорейцев и Платона, то вместилищем гомеомерии у Анаксагора, то вихрем атомов у атомистов. Основываясь на непосредств. созерцании, античность имела тенденцию строить К. как нечто конечное во времени и пространстве, как некое огромное произведение иск-ва. Об единстве К. говорили Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Экфант, о наличии в нем пространств. границы – Мелисс (А 9); об его шаровидности – не только пифагорейцы, напр. Экфант (1), но даже и Левкипп и Демокрит (67 А 22), они же говорят и о "круглости" К. (А 24). В течение всей античности просуществовал пифагорейско-платонич. К.: посредине мира – мировой очаг или Гестия, центр. огонь, кругом него вращались Земля, Луна, Солнце, пять известных тогда планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); далее следовала сфера неподвижных звезд; кроме Земли признавалось еще вращение вокруг центра т.н. Противоземия (общее резюме – у Филолая А 16). Кроме того, все мировое пространство мыслилось натянутым в виде струны так, что каждая из сфер издавала определенный тон, откуда и появлялись т.н. гармония сфер и представление о К. как о некоем гигантском музык. инструменте, к-рый является к тому же универсальным живым существом. Окончат. оформление этой концепции завершается в платоновском "Тимее" и в Древней Академии. Стоики добавили к этому учение о взаимной "симпатии" всех мельчайших частей космоса. Обращает на себя внимание также и вполне определ. учение о неоднородности различно-натянутого повсюду пространства. Поскольку такое представление существовало в течение всей античности, его можно считать наиболее для нее характерным. Но древность далеко не сводилась к одной только пифагорейско-платонич. астрономии. У мн. философов (и, прежде всего, у Гераклита) было популярно учение о периодич. мировых пожарах. Здесь мир представлялся уже бесконечным во времени, а временными считались только те или другие его образования. К. является "нерожденным, негибнущим, вечным" у Ксенофана (А 37), "несозданным" у Гераклита (В 30), но отд. его образования гибнут у Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Архелая, Диогена, Левкиппа (59 А 65). У атомистов же мыслилось бесконечным и мировое пространство, а пластика переносилась у них не на мир в целом, но на отд. атомы, к-рые мыслились бесконечно разнообразными геометрич. телами. Впрочем, о бесконечных мирах говорили уже Анаксимандр (А 10.14.17), Анаксимен, Архелай, Ксенофан и мн. др. Т.о., даже у пифагорейцев еще не было представления о центральном положении Земли, к-рое закрепилось лишь в позднейшей античной астрономии и было научно обработано в системе Птолемея, что, однако, не мешало появлению гелиоцентрич. систем (Аристарх Самосский III в. до н.э., Селевк из Селевкии II в. до н.э.). В любых учениях о К. отсутствует идея личного творца, появившегося только в поздней античности под влиянием Библии. Античный К. всегда возникает из хаоса, из хаотич. смешения физич. элементов, о происхождении к-рых вопроса уже не ставилось. Платонизм, правда, всегда имел ту или иную теорию этих элементов и даже вводил такие понятия, как первообраз и демиург, якобы создававший вселенную согласно этому первообразу. Но ни платонич. демиурги, ни аристотелевские перводвигатели никогда не имели в античности личного характера; и платоники всегда мыслили их в виде безличного начала, т.е. в виде своего рода системы законов природы. Т.о., в астрономич. отношении античный К. отличался непосредств. целостностью, пластикой, конечными размерами и вполне чувств. представлением как центр. точки (в виде Земли), так и периферии (в виде эфирного тела). Пифагорейско-платонич. и птолемеевское понимание К. оставалось и после крушения античного мира, вплоть до эпохи Возрождения. В эстетич. значении термин употребляется у орфиков (В I – "К. песни"), Парменида (В 8, 52 – "К. речей"), Демокрита (В 21 – о стихах Гомера; В 195 – "одеяния и К."), Горгия (В 11 – о вооружении). В применении к этич. области термин К. тоже употреблялся часто (Гераклит А 1,12). Был К. в области воспитания (Демокрит В 180), женского поведения (там же В 274), воздержности в словах (Биант 10,3), политич. устройства (Демокрит В 258; ср. Горгий В 6 и Протагор C l). К., как украшающую функцию красоты (а не саму красоту), рассматривал Платон в своем "Гиппии большем". Здесь он говорил об украшении лавровыми венками, пестрой одеждой, коваными изделиями; слова у него украшают речь, речь украшает человека, добродетель украшает душу и т.д. и т.д. У Аристотеля этот термин находит самое широкое употребление в области быта и бытовых предметов, в области этич., политич., логич., поэтич., риторич. и, наконец, космич. (где он, между прочим, именуется самим богом, фрг. 21.1477 22). Наконец, в своем филос. употреблении термин К. обозначает у греков предельное обобщение всего видимого и мыслимого и в этом смысле под влиянием Платона (R. Р. VI 507 В; Tim. 30 В – 51 D, 52 A; Phaedr. 246 С) уже Филон Александрийский (De mundi opif. 4) прямо говорит об "умопостигаемом К.". В качестве технич. термина этот "умопостигаемый К." фигурирует везде у неоплатоников, как, напр., у Плотина (У 9,9. 13; IV 1 сл.). Здесь он является идеальным первообразом вещей, источником их смысла и жизни, вечно созерцающим себя самого, изливающим из себя формы на все существующее (последние два мотива являются аристотелизмами). Интересно, что даже здесь, на высотах филос. абстракции, для характеристики чистого мышления древние философы все еще пользуются своим старинным термином, искони связанным с эстетикой, пластикой и натурфилософией. Лит.: Лосев А. Ф., Античный К. и совр. наука, М., 1927; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классич. древности, пер. [с нем. ], М.–Л., 1936; Gutberiet К., Der Kosmos, Paderborn, 1908; Reinhardt К., Kosmos und Sympathie, M?nch., 1926; Kranz W., Kosmos und Mensch in der Vorstellung des fr?hen Griechentums, "Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu G?ttingen", neue Folge, 1938, Bd 11, No 7; его же, Kosmos als philosophischer Begriff fr?hgriechischer Zeit, "Philologue" (?. d. klassischen Altert.), 1939, Bd 93; его же, Kosmos, "Archiv f?r Begriffsgeschichte", 1957, Bd 2, Tl 2; Ryffel H., Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des Areopagitikos des Damos, "Museum Helveticum". 4 Jg., 1947, fasc. 1; Diller H., Der vorphilosophische Gebrauch von Cosmos und Cosmein, в кн.: Festschrift Bruno Snell, M?nch., 1956; Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, "Neue Rundschau", 1957, Bd 68, H. 2. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОСМОС
понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т. д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе — космологии.
Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку , который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т. н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл — к комбинации четырех элементов, Демокрит — к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.
В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 е, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника—Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).
Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» — бесформенной материи . Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая при iisana управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» — предела и «иного» — беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во веем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством — калокагатией.
В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли.
Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1,201 а 26—27), а в другом — о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10—12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.
Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит ЗевсЛогос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тягчайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земля.
Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и omatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.
Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16—17 вв. сознательно опирались на пифагорейскоплатоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу — равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.
В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 — нач. 18 в. (И. В, Гете, Ф. В. Шеллинг и др.).
Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.
Лит.: Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927; Рожанс И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988; Diets H. Zum Kosmos des Anaximanders. — Archiv fur Geschichte der Philosophie. 10, 1897; Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. — Acta Univers. Gotoburgensis, 47, 1941; MuglerCh. Deux themes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralite des mondes. P., 1953; Kram. W. Kosmos. — Archiv flir Begriffsgeschichte, Bd II, l, 1955; Kerschensteiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Munch., 1962; Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Munch., 1983.
A. H. Павленко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
304.67 кб

Корреляции ментальных доминант и социоприродный Космос в мифологическом мышлении Индии, Китая и Япон

Иваненков Сергей Петрович, Шкаев Дмитрий Геннадьевич
Рассматриваются взаимосвязи и аналогии космогонических представлений в мифологических системах Древней Индии, Китая, Японии.
Читать PDF
2.77 мб

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF
288.24 кб

Я (из авторского словаря "космос русского самосознания")

Исупов Константин Глебович
Статья "Я" из авторского словаря "Космос Русского самосознания"
Читать PDF
300.95 кб

Г. А. Ткаченко. Хаос и космос в традиционной китайской космологии и антропологии

Гудимова С. А.
Читать PDF
118.80 кб

Символический космос флорентийских гуманистов

По кн.: Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного: Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М., СПб., 2001. 720 с. Автор реферата С.А. Гудимова
Читать PDF
529.11 кб

Диалектический космос в философии Аристотеля

Агеева Е.С., Лысенко И.С.
Рассматриваются диалектические основания в представлениях о космосе на примере философии Аристотеля.
Читать PDF
91.87 кб

Космос традиционной культуры украинцев как этическая Вселенная и мир, сотворенный красотой

Скиба Н. В.
Фундаментальные представления о космосе в научном и мифологическом сознании. Формы передачи космогонических представлений от поколения к поколению.
Читать PDF
639.94 кб

Любовь и космос

Демко Е.Ф., Карабицин М.Ю., Валишина И.И.
В настоящее время активно ведется политика, направленная на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека. Реализуется множество программ, связанных с оздоровлением человека, защитой окружающей среды.
Читать PDF
474.08 кб

Женщины и космос

Крылывец А.А., Петрова А.Д., Сидоров И.Т.
Рассматривается история «женской» космонавтики, пути ее реализации. Также рассматриваются сходства и различия между «русской» и «американской» космонавтикой.
Читать PDF
502.19 кб

Почему человек стремится в космос

Орлова А.С., Черяпина Л.А., Чанышева Н.А., Дуреев С.П.
Рассмотрен вопрос о стремлении человека в космос. Космос всегда притягивал своей таинственностью, неизведанностью, загадочностью и возможностью встретить внеземную жизнь.
Читать PDF
375.76 кб

Логос, космос, этос в философии Гераклита: перечитывая М. К. Петрова

Драч Геннадий Владимирович
Статья продолжает размышления о логосе у Гераклита, начатые М. К. Петровым. Логос Гераклита завершает картину столкновения противоположностей и перехода их друг в друга.
Читать PDF
243.18 кб

Космос, земля, религия в перспективе развития современной техногенной цивилизации

Гогин Александр Владимирович
В статье развиваются идеи выдающегося русского мыслителя – космиста В.И.Вернадского об истории современного человечества как планетарном явлении.
Читать PDF
0.00 байт

Космос и человек в философии Н. К. Рериха

Алагова Ю.О., Назаренко М.А.
Анализируются онтологические проблемы философского учения Н. К. Рериха, а также рассматриваются особенности представлений о человеке как неотъемлемой части космоса.
Читать PDF
170.25 кб

Хаос жизни и космос смысла

Филиппова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается проблема определения смысложизненных ориентиров и перспектив духовно-нравственного совершенствования человека и общества в пространстве современной культуры.
Читать PDF
262.80 кб

Эволюция содержания понятия «космос»

Тафинцев С. И., Туманова Н. Г.
В статье отмечается важное значение представлений о космосе в системе европейской культуры.

Похожие термины:

  • Цель. Благо. Благо и космос в античности

    Античное мышление неизменно задается простым вопросом: для чего Прибегая к более поздним определениям, можно сказать: оно зиждется на принципе телеологизма, т.е. целесообразности. Ведь если что-то
  • Космос и движение. Взгляды античности

    Итак, античный космос представляется как иерархическое конечное живое существо, замысленное и сотворенное демиургом, гармонически расчисленное и обустроенное. В космосе у каждого — у человека, в
  • Космос и хаос

    (греч. kosmos и chaos) – категории, отражающие общую организацию бытия любого сущего. В античной философии сложилось представление о К. и Х. как порядке и беспорядке в мире в целом. В христианской философ
  • ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС

    материальный мир в целом, все неисчерпаемое многообразие видов движущейся материи.
  • КОСМО-АРТ

    cosmic art) - искусство, обладающее всеми теми сенсорными средствами воплощения, что и сама реальность, включая обонятельные и осязательные. Космо-арт развивается по мере освоения все новых технически
  • КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

    мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной (в древне-египетской
  • КОСМОГОНИЯ КИЧЕ

    Называется "Попол Вух"; ее обнаружил аббат Брассер де Бурбур. (См. "Попол Вух".)
  • КОСМОГОНИЯ

    философское учение о происхождении Вселенной.
  • Космография джайнизма

    В космографии джайнизма мы чуть ли не впервые встречаемся не только с четкой и ясной картиной мира. Этот мир не несет в себе ничего мифологического: мы не встречаем здесь традиционных мифологическ
  • КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ

            Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства — акаши, и к-рый недоступен для восприятия и проникновения. Мир отделен от не-мира трехслойной б
  • КОСМОКРАТОРЫ

    Греч.) "Строители Вселенной", "архитекторы мира", или олицетворенные Творящие Силы.
  • КОСМОЛОГИЗМ

    специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
  • ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ

    «ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ» — книга А.Н. Уайтхеда (Whitehead A.N. Process and Reality. An Essay in Cosmology. N.Y., 1929; исправленное издание с индексом и комментариями: Ed. by Griffin D. and Sherburne D. N. Y., L.
  • антропный принцип (в космологии)

    это методология интерпретации космологических наблюдений, основанная на признании существования корреляции между некоторыми параметрами измеряемой вселенной (значениями фундаментальных пост
  • ФИЛОСОФИЯ АСТРОНОМИИ И КОСМОЛОГИИ

    наука об астрономии и космологии. По своим методам тесно примыкает к физике. Основное внимание уделяется происхождению и эволюции космических объектов, осмыслению потока выдающихся открытий, сов
  • Космологический

    Доказательство бытия Божия, называемое космологическим, обыкновенно употреблялось в метафизике. По смыслу этого доказательства, мы заключаем о бытии верховного существа на том основании, что наб
  • КОСМОЛОГИЯ

    наука, занимающаяся изучением Вселенной как целого.
  • Космополит

    человек, считающий весь мир своим отечеством; отвергающий свою принадлежность к какой бы то ни было национальности.
  • Космологическая постоянная

    математическая вспомогательная величина, введенная Эйнштейном для того, чтобы пространство-время приобрело тенденцию к расширению.
  • Космологические модели

    модели Вселенной, точнее наблюдаемой ее части — Метагалактики, которые следуют из уравнений теории тяготения Эйнштейна, так называемой общей теории относительности (ОТО), В наиболее общем вариан