КОСМОЛОГИЯ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Космология
наука, занимающаяся изучением Вселенной как целого.

Источник: Краткая история времени. Глоссарий

Космология
наука, изучающая законы возникновения и развития Вселенной.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Космология
часть метафизики, занимающаяся общими умозрительными понятиями о мире.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Космология
область науки, в которой изучаются Вселенная как целое и космические системы как ее части.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Космология
1) философские и научные учения о Вселенной как едином целом; 2) общие представления о мироздании.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Космология
наука о происхождении, развитии и устройстве Вселенной как единого целого. Термин используется для обозначения области знаний, где сочетаются астрономия, астрофизика, физика элементарных частиц и математика.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КОСМОЛОГИЯ
наука о космосе – раздел астрономии, наука о Вселенной как едином целом, как о системе, охваченной наблюдением с точки зрения ее происхождения, функционирования, влияния на Землю, ее освоения и использования в интересах человечества (вместе с космогонией).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КОСМОЛОГИЯ
раздел астрономии, физ. учение о развитии Вселенной как целом, основанное на общих ее свойствах: однородности, изотропности, расширении наблюдаемой ее части. Наибольшее распространение в наст. время получила теория горячей Вселенной, начало к-рой связано с теорией Большого Взрыва. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Космология
от космос + логия) — физическое учение о Вселенной как едином целом; представление о мироздании у разных народов, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Развитие космологии идет от вавилонских и египетских жрецов через Гиппарха, Аристарха, Аристотеля и Птолемея к Копернику, Тихо Бpaгe, Кеплеру, Галилею, Ньютону. В XX столетии решающие открытия в космологии (и космогонии) сделаны Эйнштейном, Фридманом, Хабблом и Гамовым.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Космология
Наука о происхождении, развитии и устройстве Вселенной как единого целого. Термин используется для обозначения области знаний, где сочетаются астрономия, астрофизика, физика элементарных частиц, и математика. Космология — хороший пример обобщения результатов научных исследований в разных отраслях: например, астрономы здесь объединяют полученные ими данные со знаниями специалистов по классической физике и другим техническим дисциплинам, чтобы лучше понять то, как устроен наш мир, и пути его развития.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

КОСМОЛОГИЯ
греч. - учение о мире) - философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). Дальнейшее развитие космологии идет через Гиппарха и Птолемея к Копернику, Тихо Браге, Кеплеру, Ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Рассматривавшаяся и излагавшаяся раньше как часть метафизики, космология сама стала наукой о природе и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Космология
(греч. – учение о мире) – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). Развитие космологических идей: от древнегреческих философов 6-5 вв. до н.э., через Аристотеля и Птолемея к Копернику, далее к Кеплеру, Ньютону и затем к настоящему времени. Причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Космологию необходимо отличать от космогонии (от греч. – создание мира) – донаучного мифически- религиозного учения о возникновении мира, его развитии, включающее и вопросы происхождения рода человеческого. Как правило, космогонические учения развивают как древние, так и современные религии. Переход от донаучной космогонии к научной космологии совершается уже в ионийской натурфилософии.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Космология
гр. Мир + учение) — физическое учение о Вселенной как целом (см. Вселенная), основанное на наблюдаемых данных и теоретических выводах, относящихся к охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной. Теоретический фундамент космологии составляют основные физические теории (теория тяготения, теория электромагнитного поля, квантовая теория и др.), эмпирические сведения предоставляются ей внегалактической астрономией, а ее выводы и обобщения имеют большое общенаучное и философское значение. Космология развивается в двух направлениях. - Одно из них, исходя из принципов однородности и изотропии, описывает крупномасштабную структуру современной Вселенной, ее эволюцию и физические процессы в ранней Вселенной. - Второе направление учитывает сколь угодно большие отклонения от однородности и изотропии (его называют теорией анизотропной неоднородной Вселенной), оно плодотворно используется при описании развития и образования мелкомасштабной структуры Вселенной (см. Модели Вселенной).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

КОСМОЛОГИЯ
(Kosmologie; от греч. — «учение о мире») — философско-научное рассмотрение космоса, Вселенной, особенно в отношении ее возникновения. Появление космологии (см. Космогония) относится к глубокой древности, к наблюдению и записям вавилонских и египетских жрецов. Дальнейшее развитие космологии идет от них через Гиппарха и Птолемея к Копернику, Тихо Браге, Кеплеру, Ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Рассматривавшаяся и трактовавшаяся раньше как часть метафизики космология сама стала естественной наукой и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.
Troels-Lund. Himmelsbild u. Weltanschauung im Wandel der Zeiten, 1899; E. Becher. Weltgebäude, Weltgesetze, Weltentwicklung, 1915; E. Whittaker. The Beginning and the End of the World. London, 1942, dt. 1955; H. Bondi. Cosmology. Cambridge, 1952; M. Jammer. Concepts of Space. Cambridge, 1954, dt. 1960; H. Wein. Zuganz zur philos. K., 1954; F. Lämmli. Vom Chaos zum Kosmos, I—II, 1962; S. Müller-Markus. Wo die Welt nochmal beginnt. Moderne Physik und die Möglichhkeit des Glaubens, 1970; J. Meurers. Weltallforschung, 1971; B. Lovell. Emerging Cosmology. New York, 1981, dt. 1983; B. Kanitscheider. K. Gesch. u. Systematik in philos. Perspektive, 1984; J. Meurers. K. heute, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Космология
Этимологически слово «космология» должно быть наукой обо всем (от греческого cosmos – мир, вселенная), но на деле это всего лишь область физики, изучающая элементарные частицы, как если бы с точки зрения познания самое большое содержалось в самом малом. Этот своеобразный парадокс служит лишним аргументом в пользу материализма: высшее есть результат низшего. Фактически же до тех пор, пока мы знали вселенную лучше, чем атомы, нам было трудно не видеть в ней порядка (кстати, именно таков был первоначальный смысл греческого слова «космос»), а порядок почти неизбежно предполагает наличие некоего намерения. Вот почему астрономия так часто, особенно у древних мыслителей, выступает в форме звездной теологии, а у мыслителей нового времени – под видом ее астрономического оправдания. Именно такова вселенная‑часы Вольтера, который сравнивал Бога с часовщиком. Изучение структуры мельчайших элементов, из которых состоят вещи, поколебало эту уверенность, и отныне мы склоняемся к тому, чтобы отдать предпочтение хаосу перед космосом, беспорядку перед порядком, физике бесконечно малого перед физикой бесконечно большого (сегодня даже космология называется квантовой космологией). Первоначальный энтузиазм уступает место усталости и разочарованию. Как, и это все, что космос может нам предложить? Трезвая мудрость Сиорана (135) нашла для этого чувства свое выражение: «Услышав, как один астроном рассказывает про миллиарды галактик, я решил перестать умываться. Зачем заниматься такой ерундой?»
Тем не менее мы продолжаем умываться. Но это не позволяет опровергнуть ни современную космологию, ни Сиорана.

Источник: Философский словарь.

Космология
 (греч. — вселенная, а также строй, порядок и слово, учение) — раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого. Совр. К. фактически стала пограничной областью знания на стыке астрономии с физикой и философией. Первые наивные космологические представления зародились в глубокой древности в результате стремления человека осознать свое место в мироздании. Накопление данных наблюдения и подсказанная античной философией уверенность в том, что за видимым запутанным движением планет должны скрываться закономерные истинные движения, привели к созданию геоцентрической системы мира, к-рая в результате ожесточенной борьбы с церковью и схоластикой сменилась гелиоцентрической системой мира. После открытия Ньютоном закона всемирного тяготения космологическую проблему стало возможным ставить как физическую задачу — о поведении бесконечной системы тяготеющих масс. Выяснилось, однако, что при этом возникают серьезные затруднения — космологические парадоксы. Эти затруднения устраняются совр. релятивистской К., т. е. космологическими теориями, основанными на теории относительности. Однако здесь возникли др. трудности, к-рые широко используются идеалистами и фидеистами для «обоснования» выводов о «расширении» вселенной, даже о ее «сотворении» и т. п. Реальное значение совр. космологических моделей состоит в том, что они дают представление об общих закономерностях строения и развития Метагалактики и являются, т. обр., существенной ступенью в бесконечном процессе познания бесконечной в пространстве-времени вселенной.

Источник: Философский словарь. 1963

КОСМОЛОГИЯ
греч. kosmos — вселенная, logos — слово, учение) — раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого. Первые наивные космологические представления зародились в глубокой древности в результате стремления человека осознать свое место в мироздании. Накопление данных наблюдений и подсказанная античной философией уверенность в том, что за видимым запутанным движением планет должны скрываться закономерные истинные движения, привели к созданию геоцентрической системы мира, к-рая в результате ожесточенной борьбы с церковью и схоластикой сменилась гелиоцентрической (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). После открытия Ньютоном закона всемирного тяготения космологическую проблему стало возможным ставить как физическую задачу — о поведении бесконечной системы тяготеющих масс. Выяснилось, однако, что при этом возникают серьезные затруднения — космологические парадоксы, связанные с распространением на вселенную как целое физических закономерностей, установленных для конечных ее частей (напр., с распространением закона всемирного тяготения на бесконечную статическую систему масс с нулевой средней плотностью). Эти затруднения устраняются совр. релятивистской К., т. е. космологической теорией, основанной на относительности теории. В настоящее время почти общепризнанными в науке являются основанные на общей теории относительности модели, построенные советским физиком А. А. Фридманом в 20-х гг. Реальное значение этих совр. космологических моделей состоит в том, что они дают представление об общих закономерностях строения и развития метагалактики и являются, т. обр., существенной ступенью в процессе познания бесконечного материального мира.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОСМОЛОГИЯ
наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию.
Термин «космология» образован из греческих kosmos — мир, гармония и logos — учение, слово. Теоретическим базисом космологии является физическая теория, а ее экспериментальные методы основаны на использовании астрономических наблюдений и специальных космических аппаратов.
Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. з.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впервые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил многочисленные экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира. И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую механику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.
В начале 1922 г. А.А. Фридман нашел нестационарные решения общей теории относительности, а в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект красного смещения в спектрах излучения далеких галактик. Из открытий Фридмана и Хаббла следовало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13,7 миллиардов лет назад в процессе так называемого Большого взрыва, когда Вселенная имела микроскопические размеры.
Современная космология опирается на мощную экспериментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследовании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разработаны космические аппараты для наблюдений с околоземной орбиты, крупнейшим из которых является телескоп «Хаббл».
Открытия в области космологии имеют принципиальное значение для совершенствования современного миропредставления. (См. физика, космос, неклассическая наука).
Л.В. Лесков

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

КОСМОЛОГИЯ
область науки, в к-рой изучаются Вселенная как целое и космич. системы как ее части. Древнейшие космологич. представления нашли отражение в мифах, становление же науч. К. было подготовлено победой гелиоцентризма над геоцентризмом и открытием закона всемирного тяготения. Совр. К. основана на общей теории относительности (теории тяготения) А. Эйнштейна, принципы релятивистской К. (теории расширяющейся Вселенной) сформулированы в 20-х гг. 20 в. сов. математиком А. А. Фридманом и др., важнейшими наблюдат. подтверждениями являются закон красного смещения, открытый амер. астрономом Э. Хабблом в 1929, и реликтовое излучение, открытое в 1965. К нач. 80-х гг. 20 в. происходит все более тесное смыкание К. с физикой элементарных частиц на основе единой теории существующих в природе сил (электромагнитных, сильных, слабых и гравитационных).
К. стремится объяснить совр. состояние Вселенной (Метагалактики) как результат необходимого и закономерного развития, последовавшего за произошедшим 10-20 млрд. лет назад изначальным взрывом. В ходе расширения, продолжающегося и в наст. время, менялись физич. условия (температура, плотность вещества и др.), сформировались элементарные частицы, атомы, звезды, планеты, галактики и их системы. Эти процессы в принципе описываются известными законами физики, за исключением первых малых долей секунды от начала расширения, за к-рые, с т. зр. совр. науки, Вселенная прошла богатую событиями многоэтапную эволюцию. Для ее описания совр. физика, вероятно, должна быть обобщена, в частности в направлении объединения квантовой теории и общей теории относительности. К. нащупывает подходы и к пониманию природы изначального взрыва. Вопрос о том, будет ли расширение продолжаться беспредельно или сменится сжатием, остается пока открытым. Его решение зависит от знания соотношения величин средней плотности вещества и скорости расширения, к-рые пока известны недостаточно точно. Вследствие этого неясно также, является ли безграничное пространство Вселенной замкнутым (конечным) или открытым (метрически бесконечным). Развитие К. оказывает существ. влияние на эволюцию совр. картины мира.

Источник: Советский философский словарь

Космология
(греч. kosmos — Вселенная, мир и logos — учение, понятие) — наука о бесконечной Вселенной как о едином целом. К. как наука ведет свое начало с открытий Н. Коперника, Дж. Бруно, к-рые показали, что наша Земля — это лишь одна из планет солнечной системы, а не центр мироздания и что Вселенная вечна и бесконечна. После открытия И. Ньютоном во второй половине 17 в. механических законов динамики на их основе возникла классическая (ньютоновская) К., согласно к-рой Вселенная представляет собой бесконечную массу материи, отдельные части к-рой связаны силами тяготения. Эта модель Вселенной опровергала религиозные мифы о сотворении Вселенной богом. Однако со временем классическая К. столкнулась с рядом проблем, объяснение к-рых выходило за ее рамки: гравитационный и фотометрический парадоксы, «тепловая смерть» Вселенной. Только создание релятивистской К., опирающейся на общую теорию относительности А. Эйнштейна, разрешило возникшие трудности. Релятивистская К. пересмотрела понятие классической К. о Вселенной как механической системе, безграничной в пространстве, бесконечной во времени и находящейся в неизменном статическом состоянии. Так называемая общая теория относительности, к-рая в сущности своей является современной релятивистской теорией тяготения, дала возможность А. Эйнштейну, сделав нек-рые допущения, создать модель замкнутой статической Вселенной. Несмотря на то, что А. Эйнштейн предлагал и другие модели Вселенной (в соответствии с одной из них Вселенная представлялась бесконечной как в пространстве, так и во времени), модель замкнутой Вселенной была использована фидеизмом для обоснования идеи сотворения мира. В 1922 – 1924 гг. советский ученый А. А. Фридман показал, что, исходя из теории относительности, можно построить модель нестационарной расширяющейся Вселенной. Позднее было обнаружено явление разбегания галактик, к-рое истолковывается в рамках модели Вселенной Фридмана. Однако теория Фридмана, являясь наиболее простой схемой, не выступает в качестве последнего слова в космологии. Суть современного понимания единства и развития мира заключается в том, что каждому этапу развития материального мира необходимо соответствуют свои закономерности. Понятие же бесконечности материи и ее пространственно-временных форм есть не что иное, как переход одних конечных состояний материи в другие состояния. Такое понимание бесконечности материального мира не оставляет места бытию сверхъестественного мира, находящегося за пределами материального. Советские ученые, опровергая спекуляции идеализма и религии, рассматривают релятивистскую К. как важнейший этап в учении о Вселенной, бесконечной во времени и пространстве, единой в своей материальности.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КОСМОЛОГИЯ
от греч. kosmos -космос. Вселенная, мир и logia -учение) — учение о Вселенной как едином целом, основанное на результатах исследований наиболее общих свойств (однородности, изотропности, расширения) той ее части, к-рая доступна астрономич. наблюдениям. Теоретич. фундамент К. составляют осн. физич. теории (общая теория относительности, теория поля и др.), эмпирич. основу - внегалактич. астрономия. Общие выводы К. имеют важное общенауч. и филос. значение. Первые космологич. представления зародились в глубокой древности и были характерной сост. частью различных верований и мифов. Науч. форму космологич. воззрения приобретают в концепциях античных филос. школ Демокрита, Пифагора, Аристотеля (5— 4 вв. до н. э.). Первая математич. модель Вселенной - геоцентрич. система мира (см. Геоцентризм) была предложена во 2 в. н. э. и объясняла все известные тогда астрономич. явления. В 16 в. Я. Коперником была предложена гелиоцентрич. система мира (см. Гелиоцентризм), враждебно встреченная христ. теологией. Возникновение совр. К. связано с созданием релятивист, теории тяготения (А. Эйнштейн, 1916) и возникновением внегалактич. астрономии (20-е гг. 20 в.). Большое внимание было уделено изучению геометрии Вселенной (кривизна пространства — времени, возможная замкнутость пространства). В работах А. Фридмана (1922-24) было показано, что искривленное пространство не может быть стационарным, что оно должно расширяться или сжиматься. В результате в центр исследований встали проблемы механики Вселенной и ее «возраста» (длительности расширения). В наст. вр. выдвинуты модели «горячей» Вселенной (Г. Гамов) и осн. внимание переносится на физику Вселенной, изучаются состояние вещества и физич. процессы, происходящие на различных стадиях расширения Вселенной, в т. ч. и на наиболее ранних, когда ее состояние было очень необычным. Наряду с законом тяготения большое внимание уделяется законам термодинамики, данным ядерной физики и физики элементарных частиц. Как и во всякой развивающейся науке, в К. есть свои нерешенные проблемы. В части., совр. К. не дает достаточно удовлетворительного объяснения количеств, преобладания в Солнечной системе и, вероятно, в пределах Галактики вещества над антивеществом, в то время как, согласно филос.. представлениям, они совершенно равноправны. Недостаточно еще разработаны вопросы топологии пространства — времени, нет еще убедительной теории возникновения звезд и галактик (см. Космогония) . Философы-идеалисты и совр. богословы пытаются спекулировать на этих нерешенных проблемах. Однако исгорич. логика развития космологич. представлений убедительно показывает, что Вселенная развивается на основе естеств. законов и не зависит от к.-л. сверхъестеств. сил.

Источник: Атеистический словарь

КОСМОЛОГИЯ

        в развитых мифологич. системах комплекс религ.-филос. представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и гибели мира в результате вселенской катастрофы (эсхатология). Антропоморфная модель мироздания, акцентирующая внимание на изоморфности микро и макрокосма (человека и вселенной), и зооморфные (териоморфные) образы мира (змей, слон, поддерживающие землю) соуживаются в древности с растительными (мировое дерево, иногда перевернутое) и комбинированными (божество на дереве — Кришна-Нараяна в "Махабхарате"). В древнейшей картине мира существует двоичное противопоставление космич. зон — Неба и Земли (ранний ведизм), к-рое позже сменяется троичным делением мироздания, включающим также и промежуточное, лежащее между этими сферами пространство. С упрочением оппозиции "небесное/хтоническое" ("боги/демоны") троичная схема вселенной варьируется как "небо — земля — подземный мир" (ведизмбрахманизм), составляя основу умножения числа миров на космич. вертикали (индуизм). Усложнение системы горизонтальных пространственных координат (индуистская космография) состоит в появлении в модели мира, наряду с основными, промежуточных сторон света. Космологич. мифы устанавливают пространственно-временные координаты организованной вселенной, противополагаемой неупорядоченному хаосу, космизация, упорядочивание к-рого уже в архаич. мифологии связывается с актом творения, актуализируемым в календарной новогодней обрядности. Место совершения и время этого "перводействия" отождествляются с наделяемыми высочайшей сакральностью центром мира (в др.-инд. космологии — гора Меру) и мифологич. "началом времен". Первоэлементами при творении космоса выступают обычно стихии (огонь, вода, земля, воздух, эфир), тогда как процесс и одновременно результат космизации хаоса предстают в типологически раз л. формах: как создание мирового пространства (разъединение ригведийским Индрой Неба и Земли); установление опоры мироздания (мировое дерево, гора и т. п.); посредничество между космическими сферами (три шага Вишну в "Ригведе"); возникновение сущего из единого источника (Золотой зародыш, Мировое яйцо); вселенная как итог космич. жертвоприношения Пуруши, как единое божество (Кришна в "Бхагавадгите"), как результат деятельности демиурга, бога-творца (Брахма в индуизме) и т. д. Эсхатологич. сюжеты о мировом первопотопе, за к-рым следует возрождение жизни, присутствуют в мифологии древних народов Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии (на Индийском субконтиненте этот сюжет зафиксирован впервые в "Шатапатха-фохлшне").
        В основе же развитых представлений об эволюции мира на протяжении длительных периодов (греч. "века", инд. "юги") лежит циклическая концепция времени, свидетельствующая о зарождении, хотя и в мифологизированной форме, интереса к истории, к-рая открывается "Золотым веком" (инд. Крита-юга). Гибель мироздания, обусловленная моральной деградацией человечества, означает наступление хаоса (в индуизме последовательность стихий такова: семь солнц, засуха, космический пожар, ливень, наводнение; кульминация вселенской катастрофы — всемирный потоп-пралая). Представление о циклич. повторяемости периодов огромной протяженности несколько нивелируется самой их космич. длительностью, что способствует "выпрямлению" временного циклизма и осознанию историчности времени.
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КОСМОЛОГИЯ
(от kosmos и logos - понятие, учение) - наука о свойствах Вселенной в целом. Многие из задач, решаемых К., являются одновременно философскими (напр., проблема бесконечности Вселенной). К. - арена постоянной упорной борьбы между учеными и церковниками. Ср.-век. христ. богословие признавало «единственно соответствующим» Библии несколько подправленное космологич. учение Аристотеля - Птолемея, по к-рому Вселенная пространственно ограничена и имеет в своем центре Землю (см. Гелиоцентризм и геоцентризм). В 1543 этому учению II. Коперником был нанесен удар в его книге «Об обращении небесных сфер», показавшей, что Земля - лишь одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Вскоре Дж. Бруно, сожженный впоследствии на костре инквизиции, сделал на основе концепции Коперника вывод о безграничности и вечности Вселенной. В нач. XVII в. вывод Бруно получил обоснование в работах И. Ньютона. Положения научной К. настолько подорвали авторитет религии, что Ф. Энгельс датировал годом опубликования труда Коперника начало освобождения науки от власти богословия. Религии и фидеизму пришлось приспосабливаться к новой К. Однако ньютонова, или классическая, К. была механистичной. Она столкнулась с рядом затруднений. Одно из них - т. н. фотометрич. парадокс, по к-рому в бесконечной Вселенной, заключающей в себе бесчисл. множество звезд, равномерно распределенных в пустом пространстве, небо должно светиться столь же ярко, как Солнце. Позже был указан также «гравитац. парадокс»: при бесконечном количестве равномерно распределенных звезд силы тяготения, действующие на любое тело, были бы бесконечно большими или неопределенными, чего, как известно, нет. Нек-рые идеалисты считали эти парадоксы доводом в пользу конечности Вселенной. Лишь в нач. XX ib. шведский астроном К. Шарлье выяснил, что оба парадокса устраняются, если учитывать факт структурности Вселенной. К космологич. парадоксам примыкала еще одна трудность классич. К. - вывод о «тепловой смерти» Вселенной, к-рый также пытались использовать фидеисты. Теплота в обычных условиях не переходит от более холодного тела к более нагретому. Англ. физик У. Томсон заключил из этого, что через какоето время теплота во Вселенной равномерно распределится между всеми телами и Вселенная окажется в состоянии теплового равновесия, «тепловой смерти». Критика этой теории была дана Ф. Энгельсом, к-рый указал на недопустимость применения принципа рассеяния тепла к миру в целом. Сов. ученые Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц, К. П. Станюкович и др. показали несостоятельность теории «тепловой смерти» Вселенной с т. зр. физики. XX в. стал для физики, а вместе с ней и для К. временем пересмотра классич. представлений. Величайший физик-теоретик А. Эйнштейн явился основоположником новой, т. н. релятивистской, К. Теория относительности, к-рую разработал Эйнштейн и к-рая составила одну из основ релятивистской К., вскрыла взаимообусловленность и единство пространства и времени (пространства-времени) как формы существования материи и их общую зависимость от распределения и движения материи. Однако в космологич. построениях Эйнштейна были упрощения. Свойство пространства, с к-рым имеет дело т. н. общая теория относительности, состоит в том, что оно «искривлено» и при определ. условиях может быть «замкнутым», т. е, конечным, хотя и не ограниченным. Сделав ряд упрощающих допущений, Эйнштейн пришел к выводу, что и Вселенная может быть пространственно конечной (замкнутой). Он сделал даже попытку определить «радиус Вселенной». Вывод Эйнштейна создавал новую возможность для оживления фидеизма в К. Однако в 1922 сов. математик А. А. Фридман показал, что, исходя из теории относительности, можно построить модели бесконечной Вселенной и что «замкнутая» Вселенная, вопреки взглядам Эйнштейна, не могла бы быть устойчивой: свойства пространства изменяются с течением времени.
Существенным обстоятельством для истории К. явилось открытие «красного смещения» в спектрах далеких галактик, что было истолковано как свидетельство «расширения Вселенной». Были сделаны подсчеты, по к-рым несколько миллиардов лет назад все галактики были собраны как бы в одном месте. Отсюда философы-идеалисты и фидеистически настроенные ученые вновь сделали вывод о моменте «творения мира» и божеств, силе, ответственной за это «творение». Так, бельг. аббат Ж. Лемэтр в 1927 выступил с теорией образования Вселенной из почти точечного «атома-отца» посредством внезапного взрыва. Эта теория Лемэтра была поддержана в 1951 папой римским Пием XII. На самом деле «теория расширяющейся Вселенной» не имеет под собой научных оснований, что было убедительно показано сов. учеными В. А. Амбарцумяном, А. Л. Зельмановым, Г. И. Нааном, М. С. Эйгенсоном и др. Лемэтр и иные сторонники этой теории переносили частные данные, касающиеся лишь конкр. района Вселенной, на мир в целом. Но такой перенос совершенно не обоснован. Критикуя произвольные спекуляции бурж. ученых на теории относительности, обусловленные влиянием идеализма и фидеизма, сов. ученые вместе с тем видят в релятивистской К. много рациональных моментов (отсутствие фотометрич. и гравитац. парадоксов, исключение «тепловой смерти», объяснение эффекта «красного смещения» и др.) и прилагают силы к их научно-материалистич. разработке, не допускающей протаскивания религии в науку. Сов. ученый А. Л. Зельманов опубликовал ряд работ, в к-рых сделана попытка дальнейшего развития релятивистской К. при учете неоднородности Вселенной и неодинаковости ее свойств в разных направлениях (т. н. теория анизотропной неоднородной Вселенной).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КОСМОЛОГИЯ
от греч. ?????? – мир, Вселенная, а также строй, порядок, в противоположность хаосу, и ????? – слово, учение) – учение о Вселенной как целом и о всей охваченной астрономич. наблюдениями области Вселенной как части этого целого. К. развивалась как раздел астрономии. Нередко ее рассматривают также как раздел физики или философии. Фактически совр. К. является пограничной наукой на стыке астрономии, физики и философии. Наиболее общие положения К. имеют непосредственно филос. характер, поэтому К. являлась и является ареной борьбы мировоззрений. Первые наивные космологич. представления зародились в глубокой древности в результате попыток человека осознать свое место в мироздании. Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропоцентризм. Процесс становления К. происходил в порядке взаимосвязанного развития, с одной стороны, абстрактного мышления, с другой – средств и методов наблюдения. Мн. общие вопросы К. были поставлены филос. мыслью задолго до того, как стало возможным подходить к решению этих вопросов средствами астрономии и физики. Таковы, напр., вопрос о том, является ли Вселенная единым целым или множеством отд. миров, вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, поставленные др.-греч. философами. Идея Вселенной как единого, вечного и закономерного процесса имеется уже у Гераклита (см. А5, 10; В 30, 65, 76, 90, Diels9). Первая попытка представить строение Вселенной в целом на основе наблюдат. данных – геоцентрич. система мира (см. Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). Важнейшие космологич. идеи этой системы: неподвижность и центральное положение Земли во Вселенной, пространств. ограниченность последней, коренное различие физич. природы "земного" и "небесного". Эти космологич. идеи были преодолены только гелиоцентрич. системой мира. Уже Дж. Бруно сделал из нее вывод о безграничности Вселенной; этот вывод получил физич. обоснование в теории тяготения Ньютона: статическая ограниченная Вселенная несовместима с законом всемирного тяготения. Что касается представлений о противоположности "земного" и "небесного", то оно было подорвано уже самим выводом о том, что Земля – лишь одна из планет, т.е. часть "небесного"; телескопич. открытия Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона и спектральный анализ показали полное единство физич. законов и химич. состава "земного" и "небесного". По мере развития средств и методов астрономии расширялась охваченная наблюдениями часть Вселенной, и космич. роль Земли представлялась все более и более скромной. Системы Птолемея и Коперника (в первонач. виде) были по существу К. солнечной системы. Только постепенно выяснилось, какую исчезающе малую долю объема "звездной вселенной" – Галактики охватывает солнечная система: Солнце – лишь одна из примерно 100 млрд. звезд этой системы. Выяснение протяженности Галактики заняло ок. 150 лет. Хотя еще Райт, Ламберт и Кант в 50–60-х гг. 18 в. высказывали догадку не только о том, что все видимые звезды образуют огранич. дискообразную систему, но и о том, что существует множество таких систем, даже в нач. 20 в. среди астрономов были широко распространены представления, будто наша Галактика и есть вся материальная Вселенная (неограниченность самого пространства при этом обычно не подвергалась сомнению). Когда же было окончательно доказано, что существует огромное количество звездных систем, в общем сходных с нашей, вновь появилась тенденция лишь отодвинуть границы Вселенной, без отказа от самого понятия границы. Теперь за Вселенную принималась уже система галактик – Метагалактика. Науч. К. в своем развитии прошла два крупных этапа – ньютонианский и релятивистский. Предпосылками возникновения науч. К. был отказ от геоцентризма, создание классич. механики и открытие закона всемирного тяготения. Со времен Ньютона космологич. проблема могла ставиться уже не умозрительно, а как физич. задача. Первоначально, в связи с господством механистич. мировоззрения, она сводилась к задаче о поведении бесконечной системы масс, управляемой силами всемирного тяготения. Конкретным образом системы масс, к-рой оперировала ньютонова К., была звездная система. Начало нового, совр. этапа в развитии К. связано, с одной стороны, с созданием общей теории относительности и первых релятивистских моделей мира (1917–22), с др. стороны, с установлением звездной природы и внегалактич. положения спиральных "туманностей" (1917–24). Сопоставление теоретич. и наблюдат. выводов стало возможно после открытия Хабблом в 1929 закона красного смещения, а конкретным образом космологич. системы масс стала система галактик. Начался этот новый этап с попыток преодоления на основе новой теории тяготения тех космологич. затруднений, к-рые были унаследованы от классич. (дорелятивистской) физики (см. Космологические парадоксы). Казалось, что бесконечная Вселенная с равномерным (в среднем) распределением тяготеющих и излучающих масс (звезд) при отличной от нуля пространств. плотности масс существовать не может. Выход формально можно было искать в одном из трех направлений: либо отказаться от предположения о равномерном (хаотич.) распределении космич. масс, либо от предположения о бесконечном объеме пространства Вселенной, либо, наконец, предположить, что ньютонов закон тяготения выполняется лишь приближенно. Возможность решения проблемы в первом из этих направлений рассмотрел в 1908–22 Шарлье (в общем виде идея была выдвинута еще в 18 в. Ламбертом). Это т.н. иерархич. схема строения Вселенной, исходящая из представления о строгой закономерности строения и пространств. распределения космич. систем: определ. число звезд образует систему (галактику) первого порядка, определ. число к-рых, в свою очередь, образует систему (галактику) второго порядка, и т.д. до бесконечности. Вселенная есть система бесконечно высокого порядка сложности. Если величины, характеризующие каждую из систем (линейные размеры, массы, плотности), связаны опред. соотношениями, то такая бесконечная система свободна от космологич. парадоксов. При стремлении размеров системы к бесконечности ее плотность стремится к нулю. Однако такая схема казалась слишком искусственной. Поиски решения во втором направлении в рамках ньютоновой физики также представлялись мало обнадеживающими. Со времен Римана было известно, что безграничное пространство может быть как конечным, так и бесконечным. Однако первая из этих возможностей представлялась лишь математич. абстракцией. Идея Маха и др. о возможности пространственно конечной Вселенной не получила поэтому признания. Третью возможность рассмотрел в 1895 Нейман; он показал, что гравитац. парадокс устраняется, если предположить, что на больших расстояниях сила тяготения убывает быстрее, чем по закону обратных квадратов (или, что эквивалентно, что на больших расстояниях наряду с силами притяжения действуют еще неизвестные силы отталкивания, ослабляющие гравитац. эффекты). Однако не существовало никаких данных для обоснования таких предположений. В 1917 Эйнштейн сделал попытку применить к решению космологич. проблемы созданную им релятивистскую теорию тяготения – общую теорию относительности. Оказалось, что если исходить из предположения о статичности Вселенной, то в рамках новой теории тяготения возникают затруднения, аналогичные тем, к-рые имеют место в классич. (ньютоновой) теории. Поэтому Эйнштейн видоизменил ур-ния тяготения общей теории относительности путем введения в них т.н. космологич. члена. Это видоизменение означало предположение о существовании неизвестных сил отталкивания, сказывающихся на больших расстояниях. Решение ур-ний тяготения с космологич. членом в предположении о статистически однородном и изотропном распределении вещества дает замкнутое (конечное) пространство. Др. статич. (псевдостатич.) модель была построена де Ситтером. В 1922–24 А. А. Фридман показал, что для такого видоизменения ур-ний тяготения нет достаточных оснований: "космологический член" может соответствовать не только отталкиванию, но и притяжению и, что наиболее существенно, обычные ур-ния Эйнштейна также имеют космологич. решения, свободные от указанных затруднений. Но пространство таких моделей не является статическим, кривизна пространства со временем изменяется, пространство деформируется. После открытия Хаббла оказалось, однако, что это не недостаток, а преимущество новых моделей: Метагалактика не является статич. системой, и модели Фридмана могут рассматриваться как теоретич. объяснение эффекта "разбегания" галактик. Однако простейшие релятивистские модели, если рассматривать их как модели Вселенной в целом, приводят к принципиальным затруднениям, к-рые были использованы фидеизмом и идеализмом для "обоснования" идеи сотворения мира из ничего или первозданного хаоса, притом в очень недалеком, по астрономич. масштабам, прошлом – 2–10 млрд. лет. С т. зр. самой К. и астрономии, предположение, лежащее в основе изотропных однородных моделей, и распространенное представление, что галактика или скопление галактик является высшим, наиболее сложным структурным образованием, за к-рым следует уже непосредственно Вселенная, сильно задержало изучение строения Метагалактики. Вплоть до 40-х гг. преобладал взгляд о беспорядочном распределении галактик, а обнаружившиеся неоднородности рассматривались как неоднородности местного характера (см. Космологический постулат). Для преодоления затруднений, связанных с простейшими моделями, были сделаны попытки отказаться от основного упрощающего предположения о равномерном распределении вещества и построить более сложные – неоднородные анизотропные модели. Это задача исключит. математич. сложности. Однако уже полученные результаты показывают, что на этом пути можно, по-видимому, преодолеть все осн. затруднения совр. К. без какой-то кардинально новой физич. теории. Однако при переходе к существенно б?льшим масштабам (системе метагалактик) совр. теоретич. база К. может оказаться недостаточной, как ньютонова физика оказалась недостаточной для объяснения явлений метагалактич. масштабов. Известны также попытки найти решение космологич. проблемы вне рамок общей теории относительности. К их числу относится К. "кинематической относительности" англ. астрофизика Милна, созданная в 30-х гг. Схема Милна крайне искусственна и распространения не получила. Др. космологич. теории, напр. Иордана, также не имеют особого влияния. Значительно большей популярностью пользуется среди ученых Запада модель "стационарной Вселенной" Бонди, Голда и Хойла (1948). В наст. время она обычно рассматривается как альтернативная к релятивистским моделям "динамической Вселенной". Идея этой модели такова. Вселенная существовала и будет существовать вечно без к.-л. этапов катастрофальной эволюции. Она всегда расширялась, расширяется и будет расширяться, однако плотность вещества при этом остается неизменной за счет постоянного возникновения вещества. В первонач. варианте теории вещество возникает из ничего; в варианте, развитом Хойлом, источником вещества является физич. "творящее" поле не известной пока природы, причем тензор этого поля вводится в уравнения поля общей теории относительности. Здесь теория может рассматриваться как особый случай релятивистской космологич. теории. К. занимается также "термодинамикой Вселенной" (см. Энтропия, Тепловая смерть Вселенной). Пограничной проблемой К., космогонии, астрофизики и ядерной физики является проблема нуклеогенеза, т.е. происхождения химич. элементов. В связи с открытием античастиц в К. стала обсуждаться проблема "антимиров" – гипотетич. космич. объектов, построенных из антивещества (античастиц). Это, однако, только небольшая часть более общей проблемы симметрии Вселенной. К проблемам К. можно отнести также проблему распространенности органич. жизни во Вселенной (в наст. время это пограничная проблема К., космогонии, астрофизики и биохимии). Совр. т. зр. состоит в том, что жизнь во Вселенной хотя и не всеобщее, но далеко не исключит. явление. Ряд существующих космологич. концепций складывался под влиянием позитивизма. Это сказалось прежде всего в стремлении развивать К. независимо от философии, далее, в неосноват. претензии получить сразу и окончательно исчерпывающее решение вопроса о строении Вселенной в целом. Отсюда стремление рассматривать космологич. модели не как очередные ступеньки бесконечного процесса познания бесконечной Вселенной, а как окончат. результат, не как схематич. модели Метагалактики, а как адекватную модель всей Вселенной. Это сказалось, наконец, в игнорировании диалектич. противоречивости Вселенной. Объект К. – Вселенная – одновременно является предельно всеобщим (ибо не существует ничего, что не входило бы во Вселенную) и в то же время предельно единичным (ибо, помимо нее, вообще ничего не существует). Поэтому, напр., в общем виде вопрос о том, какие черты Вселенной являются единичными, какие особенными и какие всеобщими, без дальнейшего уточнения лишен смысла: наиболее общие свойства Вселенной – это и ее индивидуальные свойства, не присущие какому бы то ни было другому объекту. Но поскольку мы всегда наблюдаем не непосредственно к.-л. "свойства Вселенной в целом" (напр., ее протяженность или кривизну ее пространственно-временного континуума), а лишь свойства определ. космич. системы как ее части, то вопрос о разделении индивидуальных, особых и общих свойств приобретает в познании Вселенной решающее значение. Так, если Вселенная однородна, как утверждает космологич. постулат, то в зависимости от отбора данных можно получить, напр., вывод о ее конечности в пространстве или времени, о том, что возраст Вселенной в целом меньше возраста ее составных частей и т.п. Если же она неоднородна (в широком смысле), т.е. можно допустить, напр., что в каких-то др. метагалактиках действует иной закон тяготения, то это означало бы, что мы наблюдаем лишь единичные и особенные свойства космич. систем, не отражающие общих черт строения Вселенной; тогда доля познанного во Вселенной не превышает ее познанной доли и даже при сколь угодно быстром прогрессе познания мы всегда будем знать лишь бесконечно малую часть Вселенной и никогда не сможем ничего сказать о Вселенной в целом. Др. словами, мы должны были бы сделать вывод, что Вселенная как объект непознаваема, и предмета К. не существует. Диалектика состоит здесь в том, что бесконечная (в пространстве – времени и по неисчерпаемости свойств) всеохватывающая Вселенная является единством и взаимопроникновением взаимоисключающих противоположностей: однородности и неоднородности, прерывного и непрерывного, единого и многообразного, конечного и бесконечного, симметричного и несимметричного, обратимого и необратимого. Познавая конечное, мы всегда познаем и какие-то черты бесконечного, по части можем делать нек-рые выводы о целом, но не можем просто переносить свойства одного на другое. Проблемы совр. К. должны решаться общими усилиями астрономии, физики и философии. Сов. наука имеет в этом отношении определ. успехи. До недавнего времени К. уделялось у нас несравненно меньше внимания, чем др. разделам астрономии, что объясняется, во-первых, тем, что до недавнего времени в СССР отсутствовали сверхмощные инструменты, необходимые для работ в области внегалактич. астрономии. Во-вторых, в условиях догматизма, порожденного культом личности Сталина, теоретич. основа совр. К. – теория относительности – подвергалась со стороны ряда философов и отд. физиков нигилистич. критике, а релятивистская К. рассматривалась ими как всецело идеалистическая. Сейчас, когда оба эти препятствия преодолены, Сов. Союз, занимающий ведущее положение в освоении космоса, имеет также все предпосылки для того, чтобы сделать крупный шаг вперед в теоретич. осмысливании его общих закономерностей. См. такжестатьи Бесконечность, Пространство и время, Вселенная, Тяготение всемирное. Лит.: Шкловский И. С., Фотометрич. парадокс для радиоизлучения метагалактики, "Астрономич. журнал", 1953, т. 30, вып. 5, с. 495–508; Внегалактич. астрономия и К. Тр. шестого совещания по вопросам космогонии 5–7 июня 1957 г., М., 1959; Зельманов А. Л., К., БСЭ, 2 изд., т. 23; его же, К., в сб.: Астрономия в СССР за тридцать лет (1917–1947), М.–Л., 1948 (имеется библ.); его же, К постановке космологич. проблемы, в кн.: Тр. второго съезда Всесоюзного астрономо-геодезич. об-ва 25–31 янв. 1955 г., М., 1960; Hаан Г. И., О совр. состоянии космологич. науки, в кн.: Вопр. космогонии, т. 6, М., 1958; его же, О бесконечности Вселенной, "Вопр. философии", 1961, No 6; Mак-Витти Г. К., Общая теория относительности и К., М., 1961; Ландау Л. Д. и Лифшиц Е. М., Теория поля, 4 изд., М., 1962; Амбарцумян В. ?., Проблемы внегалактич. исследований, в сб.: Вопр. космогонии, т. 8, М., 1962, с. 3–26; Robertson H. P., Relativistic cosmology, "Rev. of Modern Physics", 1933, v. 5, No 1; ?olman R. С., Relativity, thermodynamics and cosmology, Oxf., 1934; Heckmann O. H. L., Sch?cking ?., Newtonsche und Einsteinsche Kosmologie,, Handbuch der Physik, hrsg. von S. Fl?gge, Bd 53, В.–G?tt.–Hdlb., 1959; ?ondi ?., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960. Г. Haaн. Таллин.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
353.70 кб

Что такое космология?

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Во Вселенной для человека есть два самых важных объекта: сама Вселенная и сам человек. Вселенную нельзя изучать вне такого контекста, как человек, а человека нельзя изучать вне контекста под именем «Вселенная».
Читать PDF
361.07 кб

О термине «Космология» и её основаниях

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
В определении понятия «космология» и его понимании много трудностей. Учение о космосе предполагает рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под космосом.
Читать PDF
72.89 кб

Платоническая космология и сотериология в поздней философии В. С. Соловьева

Тихеев Юрий Борисович
В статье рассмотрены некоторые аспекты отношения В.С. Соловьева к философии Платона. Важную роль в формировании этого отношения сыграла критика космологии греческого философа.
Читать PDF
132.28 кб

Космология Платона в восприятии В. С. Соловьева

Тихеев Ю. Б.
В статье рассматривается ряд историко-философских аспектов, связанных с восприятием В.С. Соловьевым космологии Платона. По мнению автора, на представления Соловьева в этом вопросе оказали влияние не только господствующие в XIX в.
Читать PDF
231.44 кб

Космология и проблема объективности законов

Капитон Владимир Павлович
The problem of objectivity of laws of the Universe from the point of view of categories of existence and non-existence, in particular, from the point of view of I. Kant’s apriorism is analyzed.
Читать PDF
448.87 кб

Христианская космология Василия Зеньковского

Аляев Г. Е.
The metaphysics of the orthodox philosopher V. Zenkovsky, based on idea creationism, however directed on judgement of advanced achievements of a science is analyzed.
Читать PDF
369.27 кб

Древнерусская космология и теоретическое мышление

Герасимова И. А.
Читать PDF
179.47 кб

Космология как «Мерцающий объект »

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Обозначены некоторые проблемы космологии, над которыми автор работает в течение ряда лет. Освещение этих проблем и их крайнее резюмирование составляли главную заботу указанного автора
Читать PDF
388.80 кб

Теория суперструн и космология

Владленова Илиана Викторовна
Cosmological problems are analyzed in the article. An author explains why the theory of quantum gravitation is needed at explanation of processes an early universe.
Читать PDF
3.02 мб

Квантовая космогония и квантовая космология: физические и математические аспекты теоретической модел

Фёдоров Владимир Кузьмич
В предлагаемой работе проведён анализ фундаментальных пространственно-временных и энергетических соотношений, характеризующих сотворение и эволюцию Вселенной, нацеленный на поиск физических явлений и закономерностей, реализующихся
Читать PDF
204.54 кб

Трудности в определении границ такой дисциплины, как космология

Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич
Целью статьи является необходимость дать некоторый обзор тех трудностей, которые связаны с определением границ космологии как дисциплины, с одновременным указанием на идеи в части обозначения указанных границ для последующего гнос
Читать PDF
2.48 мб

Нет, космология - наука физическая, а не гуманитарная! ответ В. М. Розину

Казютинский В. В.
Читать PDF
174.20 кб

98. 04. 006. Павленко А. Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота/РАН. Ин-т

Шапиро А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Космология и теология: модель взаимодействия

Максименко Л. А.
Представлена "структуралистская" модель и механизм взаимодействия между теологией и космологией через их рассмотрение как относительно автономных метатекстов, связанных отношением интертекстуальности
Читать PDF
104.42 кб

2002. 02. 019. Цинкернагель Х. Космология, частицы и единство науки. Zinkernagel P. cosmology, parti

Шимановская Е. В., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЙСКАЯ

    Традиционные буддийские представления о мире-психокосме таковы: вселенная по своей природе троична, она состоит из трех уровней, или трех миров (лока; ср. латинское locus— «место») — мира желаний (ка
  • КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА

    Согласно учению буддизма, все существа постоянно перерождаются в соответствии со своей кармой. В будд. космологии отражены уровни, на к-рых возрождаются существа. Эти уровни группируются в трех сф
  • Рациональная Космология

    Часть классической философии, посвященная изучению мира и его происхождения. Кант совершенно справедливо показал иллюзорность рациональной космологии и ее неспособность преодолеть неизбежные
  • КОСМОЛОГИЗМ

    специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
  • ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ

    «ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ» — книга А.Н. Уайтхеда (Whitehead A.N. Process and Reality. An Essay in Cosmology. N.Y., 1929; исправленное издание с индексом и комментариями: Ed. by Griffin D. and Sherburne D. N. Y., L.
  • антропный принцип (в космологии)

    это методология интерпретации космологических наблюдений, основанная на признании существования корреляции между некоторыми параметрами измеряемой вселенной (значениями фундаментальных пост
  • Космологический

    Доказательство бытия Божия, называемое космологическим, обыкновенно употреблялось в метафизике. По смыслу этого доказательства, мы заключаем о бытии верховного существа на том основании, что наб
  • ФИЛОСОФИЯ АСТРОНОМИИ И КОСМОЛОГИИ

    наука об астрономии и космологии. По своим методам тесно примыкает к физике. Основное внимание уделяется происхождению и эволюции космических объектов, осмыслению потока выдающихся открытий, сов
  • Космологическая постоянная

    математическая вспомогательная величина, введенная Эйнштейном для того, чтобы пространство-время приобрело тенденцию к расширению.
  • Космологические модели

    модели Вселенной, точнее наблюдаемой ее части — Метагалактики, которые следуют из уравнений теории тяготения Эйнштейна, так называемой общей теории относительности (ОТО), В наиболее общем вариан
  • КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ

    затруднения (противоречия), возникающие при распространении на всю вселенную физических закономерностей, установленных для конечных ее частей. В рамках ньютоновой физики важнейшими К. п. являютс
  • КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

    все, что существует, имеет причину. Бесконечная серия причин немыслима, поэтому должна быть первопричина. Как раз ею и является Бог. К. а. относится к теологии. С научной точки зрения он несостоятеле
  • КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ

    космологический принцип) – принимаемое без доказательства положение об однородности Вселенной, об отсутствии в ней выделенных по своим физич. свойствам точек или областей. К. п. утверждает, что ос
  • КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА

    своеобразная рационализация основного догмата авраамических религий о Боге как созидателе мирового порядка (космоса), отвечающая Книге Бытия из Ветхого завета. Оно называется "космологическим" (
  • Космологическое расширение

    нестационарность Вселенной, проявляющаяся в ее расширении, в возрастании ее размеров из-за постоянного увеличения расстояния (раз-бегания) между любыми двумя ее галактиками, скоплениями галактик
  • Космологическое Доказательство

    Одно из трех традиционных доказательств бытия Божия: Бог существует (как необходимая сущность), потому что существует мир (как случайная сущность). Это доказательство, которое Лейбниц называл continge