КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
Согласно учению буддизма, все существа постоянно перерождаются в соответствии со своей кармой. В будд. космологии отражены уровни, на к-рых возрождаются существа. Эти уровни группируются в трех сферах, или сосудах бытия. Первая сфера (камалока) отождествляется с чувственным, или реальным, миром; вторая (рупалока) — с миром форм, или иллюзорным миром; третья (арупа-лока) — с миром без форм, или сферой чистого сознания. Камалока имеет 11 уровней, рупа-лока — 16, арупалока — 4 уровня, итого 31 уровень существования, к-рые располагаются в виде перевернутой пирамиды, т. к. время жизни на нижнем уровне наиб. короткое, а на самом верхнем уровне, по существу, - бесконечно. В К. б. имеются след. уровни существования:1) нирая — ад, в к-ром находятся существа с очень плохой кармой (каммой); когда плохая карма иссякает, то существа возрождаются на более высоких уровнях; 2) тирачана-йони — царство животных: 3) пета-йони — царство духов, у к-рых нет среды обитания и поэтому они живут в лесах и на свалках; среди них есть такие, судьбы к-рых зависят от живых родственников; последние могут передавать духам свои заслуги и тем самым улучшать их карму для возрождения в мире людей; 4) асура-йони — царство демонов-асуров, к-рые стремятся причинить зло др. существам и поэтому — несчастны; 5) манусса — царство людей, испытывающих и горе, и счастье; будды и бодхисаттвы всегда предпочитают возрождаться в облике людей, т. к. считают, что существа этого царства наиболее восприимчивы к их проповедям: 6) чатумма-хараджика — царство божеств, охраняющих четыре стороны света; 7) таватимса — царство 33 богов, к-рым управляет бог Сакка (Индра); в этом царстве Будда в течение трех месяцев читал проповеди о высшей дхарме; 8) яма — царство богов, не испытывающих страданий (дуккха); 9) тусита (тушита) — царство счастливых небожителей: будды и бодхисаттвы пребывают в этом царстве, прежде чем возродиться среди людей;здесь же находится будда Грядущего мирового периода (Майтрея); 10) нимманарати—царство богов, пребывающих в неге в созданных ими дворцах;11) параниммитавасаватти — царство богов, способных создавать др. существа; их правителем считается демон-искуситель Мара. 4 нижних уровня горестного существования дуггати и 7 уровней счастливого существования сугати составляют камалоку — чувственную сферу существования. Все существа этой сферы смертны, только небожители живут очень долго по сравнению с людьми и существами уровней дуггати. Над камалокой находится сфера рупалока, или 16 царств брахм, избавленных от чувственных желаний. На этих уровнях возрождаются те, кто занимается медитацией. Высшей сферой бытия является арупалока, состоящая из четырех уровней и представляющая собой сферу чистой мысли: 1) сфера безграничного пространства;2) сфера безграничного сознания; 3) сфера пустоты; 4) сфера, не поддающаяся описанию. По существу, вся философия тхеравады базируется на идеях космологич. пирамиды, включающей представления о сансаре, нирване, времени, пространстве, движении и т. д. В. И. Корнев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КОСМОЛОГИЯ БУДДИЗМА
Уже самые ранние палийские тексты представляли мироздание постоянно меняющимся циклическим процессом. В каждом цикле (кальпа) выделяют четыре последовательные временные стадии (юга): созидания мира, его становления, убыли и распада (пралая), длящиеся многие тысячи земных лет, а затем повторяющиеся в очередном цикле. Но этим процессам подвержена не вся вселенная, которая описывается в виде вертикали 32 (в некоторых школах 31) миров или уровней сознания пребывающих на них существ: от тварей ада (нарака) до неких недоступных рассудку нирванических состояний просветлённых умов. Космические катаклизмы претерпевают лишь существа нижних 16 миров. Буддийская космология только внешнему или непросвещённому наблюдателю может показаться собранием учений и мифов о космосе. На самом деле, она является одним из способов описания внутреннего мира, изменяющегося в круговороте рождений и смертей (сансаре) сознания существа. 32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара). Сфера страстей (кама-дхату), разумеется, нижняя, состоит из 10 уровней: адского, животного, претов (ненасытных духов; см. Прета), человеческого, а также шести божественных. В некоторых школах — одиннадцатым уровнем называют полубожественный, или «демонический» (асура), который располагается ниже человеческого. Причём каждый из уровней имеет свои подуровни, например, адский — это, как минимум, восемь холодных и восемь горячих адов. Классификации же человеческого уровня сознания строятся на способностях и возможностях изучать и практиковать Закон Будды (Дхарма). Средняя сфера — сфера форм и цветов (рупа-дхату) представлена 16– 18 небесными мирами, населёнными богами, святыми, бодхисаттвами и даже буддами. Эти небеса суть объекты медитации (дхьяна), в сеансах которой практикующие могут духовно посещать данные миры и получать наставления от их обитателей. Соответственно четырём видам медитации эта сфера тоже имеет четверичную градацию. Высшая сфера — это сфера вне форм и цветов (арупа-дхату), состоящая из четырёх «нирванических пребываний сознания», доступных лишь тем, кто обрел Просветление (бодхи) или близок к нему и способен обитать в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто и в состоянии вне сознания и вне его отсутствия. Эти четыре уровня являются и четырьмя видами наивысшей медитации, которые Будда Шакьямуни освоил в состоянии Просветления. Циклы космических катаклизмов охватывают лишь 16 нижних миров: 10–11 — из сферы страстей и 6 — из рупа-дхату (Васубандху считал, что изменениям подвержены все миры рупа-дхату). Каждый из них в период гибели распадается вплоть до хаоса первостихий (земли, воды, ветра, огня), в то время как обитатели этих миров с присущим им уровнем сознания и кармы в виде «самоблестящих и самодвижущихся» мельчайших частиц переселяются на небо света Абхасвара. Оно является 17-м, считая снизу, и не подвержено вселенскому краху. На нем эти частицы (соединения кармы и неведения, или авидьи), кодирующие уровень, достигнутый особью в прежней кальпе, питаясь светом, пребывают вплоть до восстановления космических и земных условий, годящихся для возвращения на их прежний уровень. В буддийских сутрах и трактатах описывается, что при возвращении они проходят долгую «биологическую» и «социально-историческую» эволюцию, прежде чем станут такими, какими были до переселения на Абхасвару. Движущей причиной этих изменений (как в общем-то и всего космического цикла) является совокупная карма существ. Ни Бог-творец, ни какие бы то ни было другие творительные начала буддистами не признаются. Напротив, в буддизме, особенно в Махаяне, развивалась и продолжается доныне традиция опровержения идеи Бога-творца (нирищвара-вада) логическими средствами. Буддисты суть последовательные антикреационисты, но не атеисты (в современном понимании этого термина), поскольку они соглашаются с существованием Бога-творца (Ищвара) монотеистических и других религий, но считают, что его функции допустимы в качестве объяснений лишь на обыденном уровне сознания человека. Поэтому, во-первых, буддисты приняли и «расселили» на нижних небесах своей вселенной всех богов индуизма и религий стран распространения буддизма. В ХХ в. они проделали то же самое с христианским Богом, а Иисуса Христа назвали великим небесным бодхисаттвой, воплощавшимся на земле. Во-вторых, некоторые национальные школы буддизма отождествляют высших будд поздней Махаяны и Ваджраяны с главными местными богами. Например, в японской школе сингон будда Вайрочана отождествлён с главной богиней-прародительницей синтоизма Аматэрасу. Таким образом сохраняются обе культовые системы и устраняется раздор между религиозными общинами. В этой связи вполне возможно догматическое установление тождества между Богомтворцом христианства и тем же буддой Вайрочаной, поскольку они оба суть свет, любовь и единство всего сущего. Буддийские представления о земном мире (горизонтальная космология шести нижних уровней сферы страстей) являются сугубо мифологическими. В центре земли возвышается огромная четырёхгранная гора Меру (Сумеру), окружённая океанами (поверхность которых — середина высоты горы), горными цепями с четырьмя материками — двипа (по сторонам света) и островами за ними. Южный материк — это Джамбудвипа, или Индостан, с прилегающими землями, известными древним индийцам. Ниже поверхности океанов располагались семь подземно-подводных миров, самый нижний из которых — ад. Выше поверхности, на горе Меру, живут божества. Самая её вершина является местом небесных дворцов 33 ведических богов во главе с Индрой. Однако это всего лишь шестой снизу уровень развития сознания особей. Стоит отметить ещё одну черту К.б. Длительность жизни особей на каждом уровне вертикали вселенной различна. Самая короткая жизнь у людей и животных, а выше и ниже она удлиняется, время как бы замедляет свой бег. К примеру, 50 человеческих лет — это одни сутки богов сферы страстей («Абхидхарма-коша», III, 79), ненасытные же духи (преты) живут 500 земных лет. С теорией относительности физических и космических процессов буддисты познакомились более 2 тыс. лет назад, но излагали они её языком мифа.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.