КОСМИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Космизм
совокупность философских направлений, для которых характерна идея единства человека и Космоса. К представителям философии русского К. относятся Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Космизм
система философско-религиозных и естественно-научных воззрений, основанных на целостном восприятии мира и связывающих моральную мотивацию и смысл жизни человека, а также общую перспективу эволюции живого с идеей преображения космоса в результате овладения человеком космического пространства. В ряде концепций присутствует также идея обогащения человеческой душевной жизни силой космического разума.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КОСМИЗМ
специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное – со Вселенной, «преобладание вселенского над индивидуальным» (Е. Н. Трубецкой); русский К. – одно из самобытных направлений в отечественной философии, тяготеющее к тому, чтобы стать теоретическим фундаментом мировоззрения современной эпохи.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

КОСМИЗМ
религиознофилософское и естественнонаучное учение. Как самостоятельное течение утвердился в России усилиями ученых (Н.Э. Умов, К.Г. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский), философов (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), поэтов (А. Белый), писателей (А.П. Платонов, А.В. СуховоКобылин), композиторов (А.Н. Скрябин). Для К. характерно целостное восприятие мира, обеспокоенность судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного развертывания истории, переосмысление соотношения души и космоса. Органическая тенденция К. воплощена в теории биосферы и ноосферы, где сформулирована идея пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КОСМИЗМ
от греч.-мир, Вселенная): специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное – со Вселенной, преобладание вселенского над индивидуальным. Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. Космизм изначально присущ культурному самосознанию человечества – с самых первых шагов зарождающейся цивилизации выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека, интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в которых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т. п., – за ними стоял живой, сверхсущий Космос. В евразийской философии высказывается утверждение о существовании Космической мудрости, принципам и законам которой человек вынужден следовать, чтобы не натворить глупостей и сделать свою жизнь достойной – здесь, на земле

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Космизм
Неразличение исторически сложившихся смыслов этого термина делает его неопределенным и мешает адекватному пониманию того, о чем идет речь. 1. К. в древне греческой философии – понимание мира как единого природного целого, в котором все связано и человек является его органической частью: все во всем. Такой космизм проникнут принятием мира, но это принятие носит космоцентристский характер. Ему противостоит акосмизм гностицизма и христианства. Природный космос здесь, напротив, объявляется обителью зла и греха, и ему противопоставляется в качесвте подлинного духовный мир. 2. К. ХХ столетия, получивший наиболее яркое прявление в России, отсюда и термин «русский космизм». Он получил распространение в естествознании (связь жизни на нашей планете с космическими процессами), искусстве и философии (возвращение к идее единства человека с космосом, но уже с более выраженным духовным началом). Природа не столько противопоставляется надмирному духовному началу, сколько подчеркивается наличие в ней самой одухотворенности, в том числе в человеческом творчестве. В широком движении К. переплелись материалистические, религиозно-идеалистические и откровенно мистические тенденции. К. нового времени, освобождленный от мистических наслоений, становится компонентом антропокосмизма.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Космизм
Неразличение исторически сложившихся смыслов этого термина делает его неопределенным и мешает адекватному пониманию того, о чем идет речь. 1. К. в древне греческой философии – понимание мира как единого природного целого, в котором все связано и человек является его органической частью: все во всем. Такой космизм проникнут принятием мира, но это принятие носит космоцентристский характер. Ему противостоит акосмизм гнстицизма и христианства. Природный космос здесь, напротив, объявляется обителью зла и греха, и ему противопоставляется в качесвте подлинного духовный мир. 2. К. ХХ столетия, получивший наиболее яркое прявление в России, отсюда и термин «русский космизм». Он получил распространение в естествознании (связь жизни на нашей планете с космическими процессами), искусстве и философии (возвращение к идее единства человека с космосом, но уже с более выраженным духовным началом). Природа не столько протвопоставляется надмирному духовному началу, сколько подчеркивается наличие в ней самой одухотворенности, в том числе в человеческом творчестве. В широком двыижении К. переплелисьматериалистические, религиозно-идеалитсические и откровенно мистические тенденции. К нового времени, освобождленный от мистических наслоений, становится компонентом антропокосмизма.

Источник: Философские категории авторский словарь

КОСМИЗМ
греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как "гражданине Мира" (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как "Мирострое". У Платона Космос - упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу. Гностицизм, возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга, природу как "ущербную", а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах К. является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений (каббала, теософия) К. связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о К. основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

КОСМИЗМ
религиозно-философское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распрстранения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце 19 — начале 20 в. Д. Фиском (США), но как самостоятельное течение космизм утвердился в России. В естественнонаучной форме идеи космизма развивались Н. А. Умовым,Д. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, Н. Г. Холодным, А. Л. Чижевским. Религиозно-философское направление русского космизма представлено Н. Ф. Федоровым, Вл. С. Соловьевым и др.; поэтически-художественное направление — В. Ф. Одоевским, А, В. Сухово-Кобылиным, Н. Заболоцким, А. Платоновым и др.
Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Если условием бесконечного прогресса истории является смерть, то, по словам Федорова, необходимо победить смерть, т. е. воскресить все, когда-либо жившее. Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.
В русском космизме выделяются две тенденции: органическая и проективистская. Органическая — представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская — Федоровым и Циолковским. В терминах проективистското сознания русский космизм сформулировал ответ на вызов человечеству со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить землю и переселиться в космос. В терминах органического сознания русский космизм сформулировал идею пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.
Философской особенностью русского космизма является попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта, стремление увидеть сущее со стороны их изначального онтологического тождества. В этом смысле можно говорить о связи русского космизма с философией всеединства Вл. Соловьева, а также с софиологическими концепциями П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Лит.: Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Русский космизм. М., 1996.
И. Гиренок

Источник: Новая философская энциклопедия

КОСМИЗМ
от греч. kosmos - мир, Вселенная) - специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной, "преобладание вселенского над индивидуальным" (Е. Н. Трубецкой). Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. К. изначально присущ культурному самосознанию человечества - с самых первых шагов зарождающейся цивилизации. В нем выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека, интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в к-рых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т. п., -  за ними стоял живой, сверхсущий Космос. Содержание, вкладываемое в понятие "космос" в разные эпохи и в различных культурах, существенно отличается. Рус. К., сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового К., обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. Изначальной посылкой рус. космического мировоззрения, восходящего к истокам древнерус. христианской образованности, является учение отцов церкви об отношении Творца и творения, представление о космосе как живом организме, находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии. Это учение, предполагающее "внемирность Бога", не исключает и "живое присутствие Бога в мире", в его основе Богочеловечество Христа, соединяющее в себе две природы -  Божественную и человеческую. Философскими основаниями рус. К. являются: в онтологии - концепции всеединства и иерархической структуры бытия, получившие развитие в трудах В. С. Соловьева, Булгакова, Карсавина, Флоренского, Зеньковского и др.; в гносеологии - живознание Киреевского и Хомякова, "цельное знание" Соловьева, "цельное мировоззрение" Флоренского. Мир в этих концепциях рассматривается не только в его наличной данности, но и с т. зр. долженствующего быть, с т. зр. его развития через человека и отношения к Творцу как цели. Заслуга в разработке теоретических оснований К. в значительной мере принадлежит Федорову с его проектом "Общего дела", Булгакову с его учением о Богочеловечестве к И. А. Ильину с его принципом "воли к духовности". В соответствии с традицией "эзотерического (мистического) христианства" В. А. Шмакова, выраженной в учении о синархии как всеединстве иерархического строения, через к-рое мироздание становится космосом, в рус. К. выделяют различные уровни постижения целокупной (духовной и чувственной) реальности: "теокосмизм", "софиокосмизм", "иерархокосмизм", "астрокосмизм", "антропокосмизм", "социокосмизм", "биокосмизм", "энергокосмизм". Для каждого из этих "космизмов" характерна ориентация на свои собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал, к-рые лишь в совокупности образуют цельное бытие, цельное знание и цельное творчество, реализуемое через древо целей. Религиозно-философское течение рус. К. исходит из представления о Боге как абсолютном начале и софийной основы бытия (софиология), к-рая не только понимается как "Душа мира", или "Премудрость Божия" о мире, но и целеполагается как "идеальное человечество", или Богочеловечество, в софийном завершении космического процесса. Центральным принципом на уровне софиокосмизма является архетип всеединства, одним из первичных идеальных образов к-рого является отношение Лиц Троицы, чему в тварном мире соответствуют три субъекта бытия: чистый дух как субъект воли и носитель блага (вдохновлявший Ильина), ум как субъект представления и носитель истины (Федоров, Шмаков) и душа как субъект чувства и носительница красоты (Булгаков, Соловьев и др.). Фундаментальная триада "Бог-Человек-Космос" при последовательной перестановке ее составляющих, в соответствии с эзотерической традицией иерархокосмизма развертывается в систему семи принципов "психологии культуры": соборность (или синархическое единство), магичность (духовная цельность, в противоположность механической разделенности), космичность (единство множественности миров), открытость (способность взаимодействия), символичность (обращение к архетипу), религиозность (православная духовность), проективность (ориентация на "общее дело"). На совр. этапе религиозно-философского К. эти составляющие реализуются как динамические принципы нового мышления, служащие соборной (синархической) трансформации об-ва эпохи ноосферы на пути к вечной жизни. Сам термин "К." получил распространение в отечественной литературе в 80-х гг. XX в. Этому способствовали успехи в освоении космоса и рост интереса к общеметодологическим трудам "отца космонавтики" Циолковского, к работам его последователей и сторонников, а также к идеям Чижевского и В. И. Вернадского. В трактовке понятия "К." естествознанием сразу наметились две тенденции: 1) понимание К. как научного мироотношения, как мировоззрения (а вслед за этим - и как принципа культуры в широком плане); 2) трактовка его в общеметодологическом плане с теоретико-научных позиций. В последнем случае К. выступает как принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. С этой т. зр. Земля не только представляет собой космическое тело, подчиняющееся в своем движении в мировом пространстве законам космоса, но и обязана своей наполненной жизнью оболочкой благоприятному сочетанию общеприродных (земных и космических) факторов. Сама человеческая деятельность в этом свете приобретает новые измерения: общепланетарное и внеземное. Такая логика устремляет мысль за пределы планеты. "Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса", - говорил Циолковский (см.: Чижевский А. Л. Теория космических эр//Грезы о Земле). Понимание космоса как "живого" мироздания дало повод ряду сторонников рус. К. существенно расширить рамки этого понятия, вплоть до отождествления его предметного поля с теми аспектами отечественной культуры, в к-рых наряду с проблематикой "человек - космос" (антропокосмизма) отражается и религиозное теоантропокосмическое видение мира. В связи с этим в К. стали различать особые направления (или течения), как "христианский", "религиозно-философский", "поэтически-художественный", "эстетический", "музыкально-мистический", "мистический", "экзистенциально-эсхатологический", "проективный", "активно-эволюционный" и, наконец, "естественно-научный" К. Объединению различных подходов к выработке единого понимания К. была посвящена конференция на тему "Русский космизм и ноосфера" (М., 1988), на ней была сделана попытка толковать рус. К. как фундаментальное мировоззрение совр. эпохи, имеющее свои истоки не только в мировой, но и в отечественной культуре.

Источник: Русская философия: словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
149.40 кб

В.И. Вернадский, русский космизм, автотрофность, перспективы

Московченко А. Д.
Раскрывается выдающийся вклад В.И. Вернадского в философию и методологию науки, его прогностические идеи в области автотрофного будущего человечества
Читать PDF
99.62 кб

Русский космизм: формирование нового экологического сознания

Ханаху Руслан Асхадович, Ашхамаф Айтэч Русланович
На основе анализа отечественной литературы, посвященной проблемам формирования нового экологического сознания, автор делает вывод, что большой вклад в его развитие было сделано русскими космистами.
Читать PDF
75.02 кб

Космизм философии Н. А. Бердяева и мировоззрения Рерихов

Фролов Виктор Васильевич
Сравнительный анализ философских воззрений Н.А. Бердяева и Рерихов. Живая Этика о Космосе как одухотворенной энергетической системе.
Читать PDF
91.64 кб

Космизм в творчестве Н. К. Рериха и В. И. Вернадского

Сергеева Татьяна Павловна
Мировоззренческие параллели между творчеством Н.К. Рериха и научной деятельностью В.И. Вернадского; теория ноосферы и концепция культуры; аспекты взаимодействия интуитивного и рационального путей познания.
Читать PDF
178.79 кб

Русский космизм и философская мысль в духовных академиях

Мозговая Н. Г.
Читать PDF
369.46 кб

О. Д. Куракина русский космизм как социокультурный феномен. - М. : МФТИ, 1993, - 184 с

Андреева И. С.
Читать PDF
570.96 кб

95. 01. 020. Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен- - М. : МФТИ, 1993. - 184 с

Андреева И. С.
Читать PDF
294.80 кб

Русский космизм, В. И. Вернадский, биология и Медицина

Чурилов Л. П., Строев Ю. И., Тюкин В. П.
Читать PDF
309.65 кб

Русский космизм как явление культуры

Горлачев Валерий Павлович, Бернюкевич Татьяна Владимировна
Статья посвящена рассмотрению русского космизма в контексте определения мировоззренческих интенций XX-XXIвв.
Читать PDF
1.05 мб

Русский космизм между культурно-идеологическим конструированием и философско-теоретической реконстру

Римский В. П., Трошихин В. В., Филенко Л. П.
В статье эксплицируется проблема: является ли «русский космизм», выделенный современными исследователями в качестве отдельного направления в истории отечественной философии и науки в 70/90-е годы прошлого века, философско-теоретич
Читать PDF
974.87 кб

К проблеме экспликации и рационализации концепта «Русский космизм»

Филенко Л. П.
В статье ставится проблема рационализации концепта «русский космизм», который сложился в отечественном культурно-мировоззренческом, научном и философском дискурсах конца ХХ века, и его рационализация не совсем отвечает культурно-и
Читать PDF
386.49 кб

Космизм Даниила Андреева и русский космогонический миф

Ращевская Елена Петровна
В сравнительном анализе определяется место космизма Д. Андреева в поле русской культуры и философии. В традициях русской религиозной философии космизм Д.
Читать PDF
0.00 байт

Космизм рефлексии лефевра. Беседа с В. А. Лефевром

Петровский В. А.
Читать PDF
155.13 кб

Русский космизм в логике становления Ноосферизма в XXI веке

Субетто Александр Иванович
В статье раскрывается авторская концепция ноосферизма.
Читать PDF
379.03 кб

Космизм Даниила Андреева и русский космогонический миф

Ращевская Елена Петровна
В сравнительном культурологическом анализе определяется место космизма Д. Андреева в поле русской культуры и философии. В традициях русской религиозной философии космизм Д.

Похожие термины:

  • КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    - его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны в патристике и в русской религиозной философии. В нем достигнуто равновесие между призванием личности и смыслом бытия. Основные идеи: 1) Не чер
  • КОСМИЗМ русский

    направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Сол
  • РУССКИЙ КОСМИЗМ В НАУКЕ

    Одно из направлений русского космизма, наряду с религиозно-философским (В. С . Соловьев, Н. Ф . Федоров, С. Н . Булгаков), эзотерическим (Е. П . Блаватская, Н. К . Рерих), поэтическим (Ф. И. Тютчев, А. И. Одоевс