КОРТУНОВ Вадим Вадимович

Найдено 1 определение
КОРТУНОВ Вадим Вадимович
(р. 24.3.1967) — спец. в обл. гносеологии, соц. философии и культурол.; д. филос. н., проф. Р. в Москве, имеет неполное высшее музыкальное образование. Окончил филос. ф-т МГУ (1992), Гос. финансовую академию (1995) и асп. Моск. гос. ун-та сервиса (1995). С 1998 — директор Издат. центра научных и учебных программ, с 1999 — директор программы «Образование России и новые информационно-образовательные технологии» (Фонд Дж. Сороса — «Институт открытого общества»). В наст. вр. — проф. кафедры менеджмента в кино и ТВ Гос. унта управления. Канд. дисс. — «Феномен эстетического в системе иррационального знания» (1995). Докт. дисс. — «Рациональное и иррациональное в культурноисторических типах мировоззрения» (1999). К. — академик РАЕН, Международной акад. наук о природе и обществе, Нью-Йоркской акад. наук, почетный проф. Чикагского ун-та. В своих иссл. К. обосновывает богатство и универсальность категории «иррационального», вскрывая ее конструктивный смысл и способность к отражению реальных процессов в жизни человека на уровне его экзист., соц. и космич. бытия. Анализируя метафиз. смысл иррационального и феномена религиозно-эстетич. переживания, являющегося основой формирования иррациональной модели мира, К. обосновывает вывод о том, что их роль и значение обуславливается не только факторами дух. жизни человека (вне учета иррациональных идей невозможен полноценный анализ ни худож. творч., ни религ. культуры, ни моральноэтич. действия), но и факторами онтол. и гносеол. свойства (иррациональность присуща самому бытию, взятому в его неограниченной целостности; вне иррациональных способностей человека невозможен процесс познания, а тем более, — понимания). Иррационализм заложен и на психофизиологическом уровне в виде специфики строения полушарий головного мозга, одно из к-рых отвечает за логическую, аналитическую (рационалистическую) работу сознания, другое же несет художественно-образную, эвристическую (иррациональную) нагрузку. Человеческая деятельность (на личностном, нац. и общечеловеческих уровнях) находит свое выражение в цивилизационном измерении, в к-ром наиболее выпуклой доминантой становятся утилитарно-прагматические, рациональные мотивы (прикладная наука, хозяйственно-экон. активность, предметно-эмп. обустройство), и в культурно-мировоззренч. измерении, основу к-рого составляют ценности эмоционально-психол., во многом иррационального порядка (религиозное и эстетич. переживание, этич. и аксиол. принципы). Наконец, в контексте культурно-ист. взаимодействия Востока-Запада рационализм и иррационализм составляют субстанциальную основу двух глобальных типов мировоззрения, двух систем ценностей, двух геокультурных традиций. Осн. содержание работ К. посвящено выявлению главных принципов научно-рационального и иррационально-мис тического мироотношения; иссл. социокультурных истоков и мировоззренч. результатов монетаристско-экон. системы ценностей в контексте эволюции рационалистической модели мира; обнаружению аксиол. и гностического смысла эстетич. и религ. переживания в качестве важных элементов иррационального мироотношения; построению идеальной модели органической картины мира на основе религиозно-эст. опыта России.
Соч.: Софийиость современного мира // Социум. 1991. № 5.; Истина в искусстве: Русский мистицизм в системе мировоззрений Востока и Запада. М., 1992; Иллюзии обладания. (В соавт.). М., 1995; Софийное мировосприятие // Мир человека и человек в мире. М., 1996; Философия денег. М., 1997; Учебное пособие по культурологи. (В соавт.). М., 1997; Восхождение к непостижимому: иррационально-мистическое в национальных художественных культурах. (В соавт.). М, 1998; Восприятие либеральных ценностей в России // Запад — Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998; Эстетико-мистические архетипы восточного мировоззрения // Экономика. Политика. Культура. Вып. 1. М., 1998; Диалог интеллигента с хамом // Там же. Вып. 2. М., 1998; Иррациональные основы русского эстетического органицизма // Там же. Вып. 2. М., 1998; Маска для социума: Проблемы рыночно ориентированной личности // Там же. Вып. 3. М., 1998; Пролегомены к методологии верификации иррациональных систем. М., 1999; За пределами рационального. М., 1998; Иррациональный фактор геокультурной безопасности. М., 2001; Имитация здравого смысла. М., 2001; Бегство от реальности (Или оборотная сторона телекоммуникационных технологий). М., 2003; Индустрия развлечений: история, философия, практика. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009