КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ
концепция, согласно которой существует соответствие (корреспонденция) между предложением и тем, что оно описывает. Различие между корреспондентной и семантической концепциями истины состоит в том, что в первом случае в отличие от второго объектом описания считаются только реальные процессы. В семантике наряду с реальными процессами описываются и придуманные объекты, например натуральные числа. См. истина семантическая.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ концепция истины
(лат. correspondentia – соответствие) основывается на идеи внешнего соответствия человеческого знания объективной реальности в рамках определённого вида деятельности или внутреннее соответствие элементов знания друг другу в пределах некоторой теоретической системы. То или иное положение является истинным, если оно соответствует фактам.
Факт (лат. factum – сделанное, свершившееся) – твёрдо установленное и подтверждённое в опыте событие, явление, знание, достоверность которых доказана; эмпирическая реальность, отображённая информационными средствами. Ф. означает наличие некой объективной действительности, в противоположность ч.‑т. вымышленному, а также истинное высказывание об этой действительности.
Понятие соответствия знания действительности находится в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности, а может быть её соответствие идеальному бытию вечных идей. Однако, какую бы гносеологическую установку не выбрать в качестве основы – материалистическую или идеалистическую, в классическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.
Базовые положения К. к. и. таковы: 1) действительность, состоящая не только из предметов, явлений и процессов, но из сущностей, скрывающихся за ними, понимается как объективная реальность, существующая до и независимо от сознания человека, с одной стороны, и субъективную духовную реальность, с другой стороны; 2) между мыслями субъекта познания и окружающей действительностью можно установить однозначное, логически не противоречивое соответствие, при этом существуют конкретные критерии этого соответствия; 3) познание и его конечный результат – истина, а также сам объект, понимаются как неразрывно связанные с предметно‑чувственной и практической деятельностью человека; 4) истина признаётся не только как статичное, но и как динамичное образование, как развивающийся процесс.
К. к. и. согласуется и с объективным идеализмом, и с диалектическим материализмом в том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, соответствие мысли с предметом. Идеалистическое направление часто характеризуется пониманием истины как свойства субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления или в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов. Согласно этому взгляду, абсолютная истина воспринимается как некий недостижимый для человека предел.
К. к. и. легла в основу классической науки, прежде всего естествознания. Она в наибольшей степени соответствует рационально и интуитивно сформированному убеждению в то, что учёные не творят научные гипотезы и теории по своему собственному усмотрению, а познают нечто в самом бытии и что полученные знания являются не плодом воображения и фантазии, а вскрывают объективные законы мироздания (10; 156; 184, т. 2, с. 313 – 314; 191).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018