от позднелат. corporatio— объединение) — групповая замкнутость, обособленность в рамках корпорации. В праве корпорация — разновидность (наряду с учреждением) юридического лица, возникающая вследствие объединения людей и образования на этой основе нового субъекта прав; в социологии и политологии корпорация — социальная группа, складывающаяся на основе профессиональной или иной общности интересе» и функций; в социальной психологии — замкнутая организованная группа с жестким централизованным управлением, резко противопоставляющая себя внешнему социальному окружению, часто асоциальная. Внутри корпорации вырабатываются собственные этические нормы и стандарты поведения, характеризующиеся большей или меньшей согласованностью с принятыми в обществе установлениями или обособленностью от них.
Г. В. Ф. Гегель понимал корпорацию как сообщество, в котором труд, распадающийся в гражданском обществе соответственно своей природе на различные отрасли, обретает осуществление как общее. Именно по своему особому умению индивид является членом корпорации, цель которой вполне конкретна и не выходит за пределы того, что заключено в данном промысле, в собственном деле и интересе. Корпоративизм и полиция составляют наряду с системой потребностей и отправлением правосудия один из трех основных моментов гражданского общества.
M. Ориу выделил две основные разновидности институтов: лишенные автономии институты-вещи и институты-корпорации, которые располагают внутренней свободой, позволяющей им самим преследовать свои цели и самим выполнять свои функции и делающей из них живые индивидуальности. Внутренняя автономия, начала самоуправления, возможность самостоятельно формулировать нормы и принципы своего функционирования уподобляют корпорацию живому существу. Ориу считал социальную организацию, основанную на началах корпоративности, высшим типом человеческого единения. В кон. 19 — нач. 20 в. в юридической науке получили распространение концепции государства как юридического лица или корпорации. Г. Еллинек определял государство как обладающую первичной верховной властью корпорацию народа, который населяет определенную территорию (территориальную корпорацию) Согласно И. А. Ильину, государство сочегает черты корпорации, которая строится снизу вверх равноправными членами и есть, т. о., осуществленное самоуправление, и учреждения.
От теорий государства-корпорации следует отличать доктрину корпоративного государства.
В. M. Быченков
КОРПОРАТИВИЗМ
КОРПОРАТИВИЗМ
Источник: Новая философская энциклопедия
КОРПОРАТИВИЗМ
( лат. corporatio - объединение, сообщество) — система норм и ценностей, соответствующих им механизмов управления и организации, а также нравы, действующие в корпорации как добровольном и социально закрытом объединении, созданном для ведения специализированной деятельности и имеющем, как правило, в этом качестве юридический статус. К. органичен человеческому сообществу и во многом отвечает внутренней потребности человека в групповой идентичности. Человек социализируется при опоре на других, в единении с другими. Усвоение и воспроизведение в себе группового, общественного опыта составляет основное содержание процесса социализации. Сообщества, с к-рыми ассоциирует себя человек, реально существуют в обществе как обособленные общности, носители более или менее частных, или партикулярных, интересов. Для их компенсации в обществе вырабатываются социальные, политические, культурные механизмы. К. является одним из таких механизмов. Это достигается благодаря тому, что корпорация, говоря словами М.Вебера, при «автокефальности», т.е. самостоятельности внутреннего обустройства и управления, является «гетерономной», т.е. ориентирующейся на общественные установления и регуляторы. При этом К. характеризует объединение, покоящееся на частных интересах и утверждающее (легитимно допустимыми путями) частные корпоративные интересы в качестве приоритетных как по отношению к общественным, так и по отношению к индивидуальным и любым другим групповым интересам. Понятие «К.» нередко трактуется как синоним группового эгоизма, выражение ограниченности групповых (элитных, клановых, ведомственных, местнических) интересов. К. как групповой эгоизм — это единение в замкнутости, в обособленности. Он может ограничивать эгоизм, но, как правило, — лишь в его индивидуальной форме и то лишь для его воспроизведения на новом уровне, в другой форме — коллективного, группового эгоизма.
В этом отношении особенность корпорации состоит в ее закрытости, выражающейся не в способах ее персонального сохранения и воспроизводства (внутренний индивидуальный состав корпорации может быть достаточно подвижным), а в условиях и характере корпоративного членства.
В идеале корпорация формируется на принципах тесного внутреннего единства и сплоченности. Жестко инкорпорируя своих членов, корпорация в то же время берет на себя определенные обязательства перед ними. Она призвана проявлять отеческую заботу о них — с тем чтобы они могли наиболее совершенным образом вносить свой вклад в дело корпорации.
В тенденции корпорация стремится стать второй семьей для своих членов и ждет от них соответствующего к себе отношения. Оказывая патерналистское попечение о своих членах, корпорация одновременно формирует их как людей корпорации, людей, обладающих корпоративным сознанием, чувствующих себя личностями лишь в своей причастности корпоративному объединению. Заслужившему свое место члену корпорации уже не надо как-то иначе, как самим фактом своего членства в корпорации, доказывать свою профессиональную пригодность, а в конечном счете и свою честь. Такая предзаданность жизнеутверждения человека в корпорации воспринимается традиционным либеральным сознанием как ограниченность, как свидетельство личной несвободы, тем более что как принцип социального устройства К. имеет очевидную тенденцию к тоталитаризму.
В популярных публикациях на тему К. нередко на передний план выдвигается его этикетное содержание (так же в советской лит-ре «приближался» к человеку, или «очеловечивался», коллективизм).
В таком понимании К. оказывается исчерпанным принципами эффективного группового взаимодействия и в действительности сориентированным на внутригрупповые характеристики деятельности, ограниченные локальными, независимыми от универсальных целей задачами. Но любые формы групповой деятельности, имеющие в качестве своей основы внутреннюю ориентацию на объединение как таковое, утверждают непотизм — «семейственность», «климат семьи». Сам по себе непотизм непродуктивен. Более того, потенциально он разрушителен, во-первых, для целей вовне ориентированной деятельности, а следовательно для интересов самого объединения как социального агента. Во-вторых, он разрушителен для индивидуальных интересов входящих в объединение и составляющих его членов, если, конечно, само это членство не стимулируется непотистскими, партикуляристскими, в конечном счете эгоистически-групповыми мотивами. Для сознания такого типа стержневой является дихотомия «мы» - «они». Именно как закрытое сообщество корпорация так или иначе предполагает противопоставление объединенных — посторонним или «своих» — «чужим», и чувство «мы» в нем конституируется в активном противопоставлении «они», в доминировании «своих» над «чужими». Такие черты в относительно завуалированной форме содержатся во всех формах лояльно-группового сознания, как бы оно ни проявлялось — как политическое, профессиональное, конфессиональное, этническое и т.п. - хотя, во-первых, не всякое групповое сознание является эгоистически-групповым и, во-вторых, с т.з. соотнесенности частных и общих интересов, группы могут выполнять прямо противоположные функции: с одной стороны, отстаивать общие интересы, подавляя личные, а с другой, наоборот, отстаивать личные интересы и воздействовать на высшие этажи групповой иерархии. Объединения корпоративистского типа могут характеризоваться как одной, так и другой тенденцией. Лит.: Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 518—519; Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 2-3. М.; Тюмень: Центр прикладной этики, 1994; French PA. The Corporation as a Moral Agent // Business Ethics in Canada. 2nd ed. Scarborough, On: Prentice-Hall, Canada Inc., 1991. P. 85-91. P. Г.Апресян
В этом отношении особенность корпорации состоит в ее закрытости, выражающейся не в способах ее персонального сохранения и воспроизводства (внутренний индивидуальный состав корпорации может быть достаточно подвижным), а в условиях и характере корпоративного членства.
В идеале корпорация формируется на принципах тесного внутреннего единства и сплоченности. Жестко инкорпорируя своих членов, корпорация в то же время берет на себя определенные обязательства перед ними. Она призвана проявлять отеческую заботу о них — с тем чтобы они могли наиболее совершенным образом вносить свой вклад в дело корпорации.
В тенденции корпорация стремится стать второй семьей для своих членов и ждет от них соответствующего к себе отношения. Оказывая патерналистское попечение о своих членах, корпорация одновременно формирует их как людей корпорации, людей, обладающих корпоративным сознанием, чувствующих себя личностями лишь в своей причастности корпоративному объединению. Заслужившему свое место члену корпорации уже не надо как-то иначе, как самим фактом своего членства в корпорации, доказывать свою профессиональную пригодность, а в конечном счете и свою честь. Такая предзаданность жизнеутверждения человека в корпорации воспринимается традиционным либеральным сознанием как ограниченность, как свидетельство личной несвободы, тем более что как принцип социального устройства К. имеет очевидную тенденцию к тоталитаризму.
В популярных публикациях на тему К. нередко на передний план выдвигается его этикетное содержание (так же в советской лит-ре «приближался» к человеку, или «очеловечивался», коллективизм).
В таком понимании К. оказывается исчерпанным принципами эффективного группового взаимодействия и в действительности сориентированным на внутригрупповые характеристики деятельности, ограниченные локальными, независимыми от универсальных целей задачами. Но любые формы групповой деятельности, имеющие в качестве своей основы внутреннюю ориентацию на объединение как таковое, утверждают непотизм — «семейственность», «климат семьи». Сам по себе непотизм непродуктивен. Более того, потенциально он разрушителен, во-первых, для целей вовне ориентированной деятельности, а следовательно для интересов самого объединения как социального агента. Во-вторых, он разрушителен для индивидуальных интересов входящих в объединение и составляющих его членов, если, конечно, само это членство не стимулируется непотистскими, партикуляристскими, в конечном счете эгоистически-групповыми мотивами. Для сознания такого типа стержневой является дихотомия «мы» - «они». Именно как закрытое сообщество корпорация так или иначе предполагает противопоставление объединенных — посторонним или «своих» — «чужим», и чувство «мы» в нем конституируется в активном противопоставлении «они», в доминировании «своих» над «чужими». Такие черты в относительно завуалированной форме содержатся во всех формах лояльно-группового сознания, как бы оно ни проявлялось — как политическое, профессиональное, конфессиональное, этническое и т.п. - хотя, во-первых, не всякое групповое сознание является эгоистически-групповым и, во-вторых, с т.з. соотнесенности частных и общих интересов, группы могут выполнять прямо противоположные функции: с одной стороны, отстаивать общие интересы, подавляя личные, а с другой, наоборот, отстаивать личные интересы и воздействовать на высшие этажи групповой иерархии. Объединения корпоративистского типа могут характеризоваться как одной, так и другой тенденцией. Лит.: Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 518—519; Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 2-3. М.; Тюмень: Центр прикладной этики, 1994; French PA. The Corporation as a Moral Agent // Business Ethics in Canada. 2nd ed. Scarborough, On: Prentice-Hall, Canada Inc., 1991. P. 85-91. P. Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001