КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Найдено 1 определение
КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Изучение истории кор. философии началось со 2-й пол. 19 в. Лит-ра этого периода, представленная гл. обр. произведениями отд. миссионеров или изданиями католич. миссий в Корее, дает фрагментарное и тенденциозное изложение фактов. Работы бурж. япон. и европ. корееведов Такахаси Тору, М. Н. Троллопа, Ф. Старра содержат большой фактологич. материал, но имеют объективистский характер. Произведения совр. южнокор. историков носят реакц. характер, проблематика в них освещается в осн. с позиций неотомизма. Действит. характер развития истории кор. философии выясняется в работах марксистских исследователей. История филос. и обществ. мысли Кореи уходит своими корнями в далекое прошлое страны, когда Корея была местом трансформации крупных религ.-этич. учений Востока – буддизма, конфуцианства и даосизма – на их пути из Китая в Японию. На протяжении многих веков история философской мысли Кореи испытала сильное влияние идеологии Китая. В связи с обострением классовой борьбы, развитием произ-ва, ростом науч. знаний и культурным влиянием Китая возникли первые наивно-материалистич. представления, к-рые объясняли мир материальными факторами и естеств. причинами, полярными силами добра (ым) и зла (ян) – света и тьмы; все бесконечно разнообразные явления мира объяснялись взаимодействием этих противостоящих сил, а сам мир воспринимался как разнообразные комбинации из пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля). Подобные наивно-материалистич. представления получали развитие в борьбе с религ.-мистич. идеями. В 1 в. до н.э. на развалинах гос-ва Древний Чосон возник ряд гос. объединений, три из к-рых – Силла, Пэкче и Когуре – стояли на высоком уровне развития. В этот период корейцы впервые познакомились с учением Конфуция. В 372 в королевстве Когуре было создано конфуцианское высшее учебное заведение, но распространение конфуцианства было оттеснено на задний план бурным вторжением махаянистского буддизма, к-рый в большей степени отвечал требованиям правящих кругов. В период 4–6 вв. буддизм становится офиц. идеологией, гос. религией гос-в Силла, Пэкче и Когуре. Начиная с 4 в. буддизм стал проникать из кор. гос-в в Японию. Период объединенного Силланского гос-ва (647–918) ознаменовался значит. расцветом буддизма. Крупнейшими представителями буддистской мысли в этот период являлись Вон Хе (617–686) и Ый Сан (625– 702). В конце 8 в. в результате обострения классовых противоречий корейский буддизм раскололся на ряд сект, представлявших классовые интересы различных социальных группировок кор. общества. Раскол в буддизме совпал с распространением всякого рода мистич. учений. Наивысшего расцвета буддизм достиг в первое двухсотлетие периода Коре (918–1392), когда буддистские монастыри, получившие землю от новой династии, стали представлять крупнейшую политич. и идеологич. силу. Наиболее известными представителями буддистской мысли в этот период являлись Ый Чхон (1095–1142) и По Чо (1157–1210), к-рые стояли на позициях буддистского субъективного идеализма. Параллельно буддизму в период Коре проходило распространение учения Конфуция. Конфуцианцы – Соль Чхон (7 в.), Чхви Чхи Вон (858–951), Чви Чхун (984–1068) и Ким Бусик (1075–1151) придерживались того мнения, что буддизм является "основой нравственного воспитания", а конфуцианство "основой государственного правления". Начиная с 12 в. буддистские монастыри и крупные феодалы приступили к захвату крест. земель, усилили ростовщический гнет. Этот процесс вызвал массовые крест. восстания и открытую конфуцианскую оппозицию. В это время появились многочисл. еретич. учения, представлявшие собой эклектич. смесь конфуцианских, даосских и буддистских положений с примесью мистич. элементов и отражавшие нар. протест против феод. гнета и засилья буддийских монастырей. В конце 13 в. в обстановке падения авторитета буддизма в Корею проникло учение кит. философа Чжу Си. Активными проповедниками нового учения, нашедшего социальную базу в среде мелких и средних землевладельцев и опальной бюрократии, были Ан Хян(1242–1306),У Тхак (1253–1333), Квон Бу (1262– 1346), Ли Че Хен (1287–1367), нанесшие идеологич. господству буддизма в Корее первый чувствит. удар. Начиная с 14 в. последователи Чжу Си разделились на две группировки. Представители первой – Ли Сэк (1328–96), Чон Мон Чжу (1337–92) и др. выступили против экономич. и этич. положений буддизма, предлагая заменить буддизм неоконфуцианским учением. Представители другой – Квон Гын (1352–1409) и Чон До Чон (1337–98), тоже выступая с критикой политич. и теоретич. основ буддизма, предлагали более свободную трактовку неоконфуцианских положений. Именно в этой группировке дворян-реформистов созрели идеи ограничения крупной земельной собственности и нек-рых "уступок" нищенствовавшему крестьянству. Наиболее радик. взглядами отличался мыслитель и обществ. деятель Чон До Чон, критически подошедший к изучению идейного наследия Чжу Си, Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и выдвинувший ряд материалистич. и диалектич. догадок о развитии объективного мира. С приходом к власти династии Ли (1392–1910) был окончательно разгромлен буддизм, лишенный основы своей власти и влияния – земельной собственности. Гос. идеологией на долгое время становится неоконфуцианство. Со временем в неоконфуцианстве обострилась борьба материалистич. и идеалистич. концепций, возникли различные по своему характеру идейные течения и филос. школы, к-рые в основном не выходили за рамки неоконфуцианского учения. В 15–16 вв. в кор. неоконфуцианстве сформировалось новое направление, родоначальниками к-рого были Ким Чон Чик (1431–92) и его ученик Чо Гван Чо (1482–1519), выступавшие против пустых схоластич. дискуссий чжусианцев и отстаивавшие идею сильного гос-ва, осн. на строгих законах. Это направление пользовалось влиянием при дворе лишь на первом этапе становления новой династии. В 16–17 вв. сложилась самая крупная чжусианская идеалистич. филос. школа Кореи, известная под названием соннихак или лихак (школа "ли" или школа естественного порядка). Правое крыло и основатели школы были представлены известными неоконфуцианскими учеными ортодоксального толка, такими, как Ли Хван (1501–70), Ким Рин Ху (1511–60), Ли Он Чок (1491–1553) и Ки Дэ Сын (1527–72). Несколько обособленно от них по времени и убеждениям стоят известные кор. мыслители – материалисты Ким Си Сып (1435–93) и Со Кен Док (1489–1546). Материалистич. и диалектич. концепции последнего оказали сильное влияние на развитие материалистич. традиции в Корее. Компромиссную позицию между этими двумя противоположными группировками занимал философ Ли И (1536–84). Большое влияние на ход идеологич. борьбы в Корее оказала Имдинская отечественная война (1592–98). Определ. влияние приобретает оппозиционная правительству школа последователей учения кит. философа Ван Ян-мина, т.н. янменхакпха. Эта школа на всем протяжении своего существования оставалась непримиримым противником господствовавшего в Корее неоконфуцианства. Наиболее известным представителем этой школы является Чон Че Ду (1649–1736). В 18 в. из среды этой школы вышел известный ученый-материалист Им Сон Чу (1711–88), стоявший на позициях т.н. чугирон (монистич. направление в неоконфуцианстве, отстаивавшее первичность материального начала ки); все его творчество явилось продолжением материалистич. линии Со Кен Дока, он выступал против субъективного идеализма сторонников учения Ван Ян-мина, а также объективного идеализма Чжу Си и его последователей из школы "ли". В 1-й пол. 19 в. теория чугирон получила дальнейшее развитие в учении мыслителя-материалиста Чхве Хан Ги (1803–73). Самой оригинальной школой кор. философии явилась школа сирхак (реальных знаний), возникшая в 17 в., основоположником к-рой является Лю Хен Вон (1622–78). После Лю Хен Бона школу сирхак представляли Ли Ик (1682–1764), Пак Че Га (1750–1805), Пак Чи Вон (1737–1805) и последователь материалистич. учения Со Кен Дока Чон Як Ен (1762–1838) и др. Филос. и социологич. идеи школы явились крупнейшим вкладом в развитие материалистич. традиций в кор. обществ. мысли. Патриотизм мыслителей школы сирхак оказал решающее влияние на последующее развитие филос. и обществ.-политич. мысли в стране. Последователи этой школы пытались отделить религ. домыслы от естественнонауч. знаний, проникших в Корею из Зап. Европы и Америки: выступая против христианства, к-рое начало распространяться в Корее с 18 в., они ратовали в то же время за распространение передовой техники и прогрессивных науч. представлений. Однако, несмотря на то, что эти ученые во многом опередили свое время, они все же не смогли полностью избавиться от определ. ограниченности в своем мировоззрении. В нач. 19 в. вместе с завершением деятельности прогрессивных мыслителей школы сирхак начался период реакции. Социальной основой нового течения, т.н. вичон пексарон (теория сохранения истины и искоренения ереси), являлись ориентировавшиеся на Китай реакц. круги феод. бюрократии. Под истиной понималось ортодокс. неоконфуцианство, к-рое в глазах кор. последователей всегда ассоциировалось с учением Чжу Си, как ересь же воспринимались любые идеи, противоречащие неоконфуцианству, т.е. католичество, идеи школы последователей Ван Ян-мина, идеи и религ. концепции секты тонхак, идеи представителей школы сирхак. Во главе этого похода идеологич. реакции стояли неоконфуцианцы Ки Чон Чин и Ли Чин Сан. Интересы крестьян во 2-й пол. 19 в. были в определ. мере представлены идеями религ. секты тонхак (восточное учение), основанной Чхве Че У (1824–65). Возникшее в 1859 как реакция на распространение католичества в Корее учение Чхве Че У сочетало в себе пантеистич. элементы с элементами материализма. Социальные же требования, выдвигавшиеся сектой, сводились к требованию всеобщего равенства людей и создания идеального гос-ва на земле. С открытием в 1876 Кореи для иностр. гос-в вместе с вторжением зарубежного капитализма в страну начали более интенсивно проникать социальные и политич. теории Запада. Идеи социально-экономич. преобразований Кореи, к-рые вынашивались передовыми слоями, представленными разночинной кор. интеллигенцией, были выражением стремления передовых кругов Кореи поставить страну на капиталистич. путь развития. Идеологом движения за реформы выступил Ким Ок Кюн(1851–95). После поражения крест. войны 1893–94, к-рая была открытым антифеод. и антияпон. выступлением, в идеологич. жизни страны произошли крупнейшие сдвиги. Конец 19 в. и начало 20 в. – это период развития бурж.-просветительской мысли культурно-патриотич. характера. Самыми видными представителями просветительского движения являлись Пак Ын Сик (1850–1926), Син Чхэ Хо (1879–1936) и Чу Си Ген (1876–1914); их творчество было отражением роста капиталистич. отношений и роста нац.-освободит. движения кор. народа. Творчеству этих крупнейших представителей кор. просветительского движения присущи идеи патриотизма и антифеод. направленность. Однако оно отражало противоречия, вызванные самим характером движения, выросшего, с одной стороны, на базе материалистич. идей, к-рые были достоянием культурного наследия кор. народа, а с другой – на базе англ. позитивизма и социально-экономич. взглядов франц. просветителей. Определ. отпечаток на мировоззрение кор. просветителей наложило то, что западноевропейская бурж. философия и социология вторгались в Корею не непосредственно, а через Китай и Японию, где они подвергались определ. трансформации, и уже после этого сочетались с традиц. философ. представлениями. Это особенно ярко проявилось в идеях конфуцианского богоискательства Пак Ын Сика. Аннексия Кореи Японией (1910) положила конец легальному развитию прогрессивной кор. нац. мысли. Колониальная политика удушения нац. самосознания и поддержки самых реакц. филос. доктрин и открытого суеверия привела к оживлению различных религ. сект, проповедовавших уход в мистику и непротивление злу. Просветительское движение было организационно разгромлено и превратилось в умеренное бурж.-националистич. движение, руководство к-рого находилось в эмиграции. Благодаря поощрению со стороны колониальных властей в Корее становится модным позитивизм. Конфуцианство и буддизм тщательно оберегались колониальными властями как идеологич. средство подчинения нар. масс. После Первомартовского антияпон. движения (1919) молодой кор. пролетариат стал вести активную классовую борьбу; в 20-х гг. начал через своих передовых представителей знакомиться с марксистско-ленинской теорией; выдающаяся роль в усвоении марксизма-ленинизма, в применении его на практике в условиях кор. действительности принадлежала корейским коммунистам. Распространение марксизма-ленинизма в стране протекало в острой борьбе с реакц. бурж.-националистич. теориями, содержание к-рых сводилось к проповеди "особой" роли Японии в Азии. Лидеры бурж. национализма внутри страны окончательно скатились в лагерь национал-реформизма, стали на путь соглашательства с колонизаторами. Идеологи бурж. национализма, находившиеся в эмиграции (США, Китай, Гавайские о-ва), сеяли в кор. народе иллюзорную веру в идеалы "цивилизации Запада" и, идейно разоружая его, срывали революц.-освободит. борьбу. После освобождения страны Советской Армией (1945) и образования КНДР (1948) были созданы необходимые условия для изучения истории кор. обществ. мысли. В секторе философии Ин-та истории Академии наук КНДР ведется работа по вопросам теории марксистско-ленинской филос. мысли Кореи, создана первая работа по истории кор. филос. мысли, переводятся и издаются произведения классиков марксизма-ленинизма. Печатными органами филос. и обществ. мысли являются журналы: "Чхорхак енгу" ("Филос. исследования"), "Екса квахак" ("Историч. наука"), "Чосон квахаквон тхонъбо" ("Вестн. АН КНДР"), "Кын-ночжа" ("Трудящийся"). Совершенно иная ситуация сложилась в Юж. Корее, где после 1945 были продолжены традиции реакц. бурж. философии и получили распространение прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм. Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947, с. 190–203; Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с кор., М., 1953; Передовые ученые Кореи XVII–XIX вв., Пхеньян, 1956; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 283–88, 295–306; Тягай Г. Д., Нар. движение в Корее во второй половине XIX в., М., 1958, с. 20, 48–60; Шабшина Ф. И., Нар. восстание 1919 г. в Корее, 2 изд., М., 1958, с. 57–72, 80; ее же, Очерки новейшей истории Кореи, М., 1958; Южная Корея, М., 1959, с. 184–205; Ким Ир Сен, Избр. статьи и речи. [Переводы ], М., 1962; Такахаси Тору, Рите дзютакуси-ни окэру сюриха-сюгиха-но хаттацу (Развитие школ о примате "ки" и о примате "ли" в истории конфуцианства периода династии Ли), Токио, 1929; Ким Бусик, Самгук саги (Истор. записки трех гос-в), т. 1–2, Пхеньян, 1958–59; Rосkhill W. W., China´s intercourse with Korea from the XV century to 1895, L., 1905; Hulbert H. В., The passing of Korea, L., 1906; ?rоllpe M. N., Introduction to the study of buddhism in Korea, "Transactions of the Korea branch of the Royal Asiatic Soc", 1917, [v. ] 8, p. 1–41; Starr F., Korean Buddhism, history–condition–art, Boston, 1918; Clark С h. ?., Religions of old Korea, N. Y., [1932 ]; Nelson M. F., Korea and the old orders in Eastern Asia, Baton Rouge, 1945; The culture of Korea, ed. by Changsoon Kim, [Honolulu, 1945 ]; ?ewksbury D. G. [ed ], Source materials on Korean politics and ideologies, ser. v. 2, [Tokyo ], 1950; Osgood C., The Koreans and their culture, N. Y., 1951; Weems N., The Korean reform and independence movement. 1881–1898, Ann Arbor, [1954 ]; Yang Key P. and Henderson G., An outline of the history of Korean confucianism, [Wash., 1956 ]; Le civllt? dell´oriente, v. 3, Roma, 1958; Reisсhauer ?. ?. and Fairbank J. К., East Asia: the great tradition, [Boston ], 1960. А. Ушков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.