(1626, Париж – 1684, там же) – представитель картезианства, теоретик окказионализма. Парижский адвокат, с 1673 – один из учителей наследника престола. В 1675 стал членом Французской академии, которую возглавил в 1683. В сочинении «Различение тела и души» (1666) К. стремился сочетать учение Декарта с атомистической теорией. По его мнению, субстанциальным бытием обладают неделимые, непроницаемые, неизменные, протяженные, не воспринимаемые чувствами тела, причем количество их «практически бесконечно». Существование атомов, по его мнению, подтверждается свидетельством «естественного света» разума, который говорит о том, что одна и та же субстанция не может быть делима на части. Материя, согласно К., – не субстанция, а совокупность мельчайших тел. Помимо атомов, в мире имеется и другой род субстанций – души. Знание о существовании души – непосредственное, наиболее достоверное для человеческого ума. Согласно К., никакое тело не обладает способностью к самодвижению (если бы тела могли двигать сами себя, то эта способность была бы от них неотделима и они не могли бы прекращать движение); человеческий дух также не может быть причиной движения тел: если бы человеческие души производили подобное движение, то они могли бы его непрерывно сохранять, что явно не в нашей власти. Следовательно, «никакое тело, никакой сотворенный дух, сколь бы совершенным он ни был, не является истинной причиной какого-либо движения и может быть только поводом к нему» (Oeuvres philosophiques. P., 1968. P. 92). Значит, должен существовать особый, «первый Дух» (т.е. Бог), который один только в состоянии непрерывно сохранять как свое бытие, так и постоянное количество движений в мире. Действительная причина связи души и тела – Бог, использующий движение тела в качестве повода для того, чтобы сообщить душе определенные представления, а мысли души – в качестве повода для передачи телу определенных движений. В работе «Физическая речь о слове» (1668) К. применяет окказионалистский подход к лингвистическим проблемам. Сущность речи видит в сообщении идей посредством знаков. К. выделяет три вида «внешних знаков», которые пригодны для названной цели: жесты, слова и буквы. Жесты – «самый наивный способ выражения своих мыслей: это также первый из всех языков» (Ibid. P. 211). Буквы первоначально использовались для обозначения каждой единичной вещи. При этом приходилось изобретать слишком много букв и запоминать большое количество значений. Постепенно люди осознали, что гораздо легче связать буквы со звуками, и перешли к другой форме письменной речи. Возникновение языка, как и его изучение, должно проходить сходные этапы. Данное обстоятельство, по К., объясняется конвенциональной природой языка. Создание языка предполагает установление имен различных вещей, а также качеств и действий (существительные, прилагательные, глаголы). К. придал новый импульс развитию картезианской физики, его идеи оказали определенное воздействие на взгляды Н. Мальбранша.
Соч.: Oeuvres philosophiques. P., 1968. Лит.: Кротов, А.А. К истории картезианской традиции: окказионализм Кордемуа // История философии. 2010. № 15; Его же. Мальбранш и картезианство. М., 2012; Bouillier, F. Histoire de la philosophie cartésienne. T. 1. P., 1868; Prost, J. Essai sur l’atomisme et l’occasionalisme dans la philosophie cartésienne. P., 1907; Gilson, E. Linguistique et philosophie. P., 1969. А.А.Кротов