религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв. против Реформации, возглавленное папством. Оплотом и материальной опорой контрреформации были государства, в которых позиции католицизма оставались наиболее прочными (Испания, а также княжества Юго-Западной и Южной Германии и Австрия). В 1534 г. был основан, в 1540 г. утвержден орден иезуитов, ставший главным орудием контрреформации. В 1542 г. реорганизована папская инквизиция. Реформация была ликвидирована в Испании, Италии; католицизм был восстановлен в Польше, Южной Германии, Австрии; после длительных Религиозных войн протестанты потерпели поражение во Франции.
Контрреформация
Контрреформация
Источник: Философия политики: глоссарий
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
феод.-католич. реакция, возглавляемая папством, направленная против Реформации. Гл. орудия К. -инквизиция, монаш. ордены, курия римск. В 1540 было создано «Общество Иисуса» (орден иезуитов}, задачей к-рого стало искоренение свободомыслия. В основу программы К. легли решения Тридентского собора (1545-1563), к-рый утвердил непререкаемый авторитет папы римск., введение строжайшей цензуры, издание «Индекса запрещенных книг». Всякое отклонение от догматов и канонов, утвержденных собором, считалось ересью. Практиковалось массовое истребление протестантов (см., напр., Варфоломеевская ночь). Католич. реакция продолжалась св. двух столетий. В результате развязанных церковью религ. войн мн. города Германии, Чехии, Дании были превращены в руины.
Источник: Атеистический словарь
Контрреформация
движение реакц. феодальных сил в Зап. Европе во главе с католич. церковью в 16 – 17 вв. против Реформации. К. представляла собой попытку приостановить процесс разложения феодального строя, сохранить влияние католицизма в странах Европы, подорванное в ходе Реформации. С этой целью была проведена реформа папской курии (органов управления католич. церковью), реорганизована инквизиция, для борьбы с ересями создан орден иезуитов, для укрепления папской власти принят ряд постановлений на Тридентском соборе (1545 – 1563): признание безусловного авторитета решений папы в делах веры, введений строгой церк. цензуры, индекса запрещенных книг и т. д. Одновременно с этим папство стремилось распространить католицизм за пределы Зап. Европы (в 1596 г. подписана Брестская уния с православными иерархами Западной Украины, для руководства миссионерством образована Конгрегация по пропаганде веры). К. в известной степени укрепила положение католицизма.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
церк.-иолит. движение в Зап. Европе XVI - XVII вв., организованное папством и направленное против реформации с целью восстановления утраченных католицизмом позиций. К. была религ. формой контрнаступления зап. европ. феодализма, охваченного процессом разложения, идеологич. выражением к-рого явилась победа реформации (протестантизма) в Англии, Нидерландах, части Германии, Польше и др. странах. С особой ненавистью католицизм в ходе К. вел борьбу против нар. «ересей» - анабаптистов, антитринитариев, милленариев и т. д. Против прогрессивных сил были прежде всего использованы инквизиция, монаш. ордена, папская курия. В 1542 инквизиция была реорганизована в одну из конгрегаций «св. престола», ей был придан характер универсального учреждения, действовавшего под непоср. руководством папства. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534—1540 орден иезуитов. С помощью иезуитов и проч. сил католич. реакции (см. Ультрамонтаны) папству, в частности, удалось на Тридентском вселенском соборе (1545—1563) добиться признания безусл. авторитета за папскими решениями в делах веры, введения строгой церк. цензуры, издания «Индекса запрещ. книг» и нек-рых иных решений, укрепляющих позиции папства. В ходе К. подверглась реформам папская курия. В Риме был создан целый ряд уч. заведений (коллегий) для спец. подготовки католич. духовенства, направлявшегося в особенности в те страны, где реформация имела значит. успехи (коллегия «Германикум» существует, напр., с 1552, «Ангеликум» с 1578). В период К. была активизирована также «миссионерская» деятельность католич. церкви во внеевроп. странах. Для руководства миссионерством была образована Конгрегация пропаганды веры. Борьба, предпринятая папством против прогрессивных сил, не ограничивалась областью чисто церк. мер. Под знаменем католич. реакции выступили правительства отд. гос-в, разгорелись «релиз, войны» XVI—XVII вв., охватившие Францию, Испанию, Германию, Чехию, Польшу. Победа К. в нек-рых из этих стран оказала гибельное воздействие на их дальнейшее истор. развитие, на участь нар. масс, угнетение и эксплуатация к-рых усилились. Ожесточ. борьбу католич. реакционеры продолжали против прогресса научной мысли, против антиклерикализма, свободомыслия и атеистич. идей. Одним из проявлений К. явилась охота за «ведьмами», охватившая в XVI - XVII вв. десятки стран и принимавшая временами характер явного психоза. Сплотив силы феод. реакции, К. в изв. мере укрепила положение папства и католич. церкви, помогла на нек-рое время задержать натиск сил нового, бурж. общества, формировавшегося в недрах феодализма. Последующее развитие католицизма, в XVIII—XIX вв., потребовало приспособления церкви к запросам буржуазии, пришедшей к власти, и уже не укладывалось в идейное русло К. Церковь выработала иные формы деятельности, своим острием направленные против социалистич. движения.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
от лат. contra — против и reformatio — преобразование, реформация) — совокупность мер, предпринятых католической церковью в 16—17 вв. в ответ на протестантскую Реформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное воздействие на политическое и культурное развитие континентальной Европы. Центральным событием контрреформации стал Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563. Собор осуществил реформы, к проведению которых в Римско-католической церкви призывали многие еще до выступлений М. Лютера. Контрреформация включает два аспекта: обновление католической церкви, укрепление ее позиций, поколебленных успехами протестантизма, и осуществленные на этой основе меры против протестантизма — контрреформацию в узком смысле слова. Благодаря принятым на Соборе решениям католическая церковь стала более сплоченной, приобрела более современный облик, так что вплоть до 1869 ее Вселенские соборы не созывались. Все же в отличие от протестантизма католицизм больше охранял традицию, чем обновлял ее.
Декретом о традиции Тридентский собор подтвердил, что Священное Писание и Традиция (творения отцов церкви и церковные решения по вопросам вероучения) одинаково являются источниками веры и что только церковь имеет право трактовать Писание. Декретом о таинствах церковных Собор узаконил принятые церковью семь таинств и осудил лютеран, кальвинистов и цвинглианцев за их трактовку таинства евхаристии. Папа был провозглашен высшим и безусловным авторитетом в делах веры. Введена строгая церковная цензура, учрежден «Индекс запрещенных книг» (1559). Вместе с тем началась работа по реорганизации курии, отменена торговля индульгенциями, осуждены отступления от церковной дисциплины среди духовенства и монахов. Были учреждены несколько новых монашеских орденов; орден иезуитов (Общество Иисуса) получил более широкие права в деле католического воспитания и развернул активную проповедническую деятельность. Создавались многочисленные школы и коллегии (Германикум, Григориана и др.). Перестроившись, католицизм начал борьбу за восстановление утраченных позиций в Баварии, Венгрии, Австрии, Польше. Попытки ре-католизации с помощью политических средств с опорой на католических монархов привели к религиозным войнам 16—17 вв. Однако они уже не смогли изменить соотношения сил: заключенный в 1648 Вестфальский мир вернул исходную ситуацию, как она была определена Аугсбургским соглашением (1555). Он означал окончание периода контрреформации. Больше того, в результате религиозных войн усилился процесс секуляризации: просвещенный абсолютизм в политической сфере и просвещение.
Контрреформация способствовала развитию теологии, росту образованности духовенства, усилению миссионерской деятельности. Но протестантизм не был повержен, более того, конфессиональное размежевание в европейском обществе лишь укрепилось. Католические реформы носили половинчатый и противоречивый характер; в них доминировал дух противодействия обновлению жизни европейского общества, они вступали в конфликт с антиавторитарной светской мыслью 17—18 вв. В культурной жизни этого времени перевес оказался на стороне протестантизма. И если верно, что без Лютера не было бы Канта, то без протестантской теологии не было бы ни Шлейермахера, ни Гегеля. В то же время реставрационно-консервативные течения (Ж. де Местр, Л. де Боналъа) 1-й пол. 19 в. в поисках религиозных истоков обращались именно к католицизму. Контрреформация стала предпосылкой католического возрождения 19 в.
Лит.: Jedin H. Katholische Reform oder Gegenreformation? Luzern, 1946; Das Weltkonzil von Trident. Sein Werden und Wirken, 2. Bde. Munch., 1951; ;/. Die Reformation in Deutschland, 2. Bde. Munch., 1962; Tillich P. Die Entwicklung des romischen Katholizismus vom Tridentinum bis zur Gegenwart. — Vorlesungen uber die Geschichte des christlichen Denkens, Tl. l. Stuttg., 1971.
В. И. Гараджа
Декретом о традиции Тридентский собор подтвердил, что Священное Писание и Традиция (творения отцов церкви и церковные решения по вопросам вероучения) одинаково являются источниками веры и что только церковь имеет право трактовать Писание. Декретом о таинствах церковных Собор узаконил принятые церковью семь таинств и осудил лютеран, кальвинистов и цвинглианцев за их трактовку таинства евхаристии. Папа был провозглашен высшим и безусловным авторитетом в делах веры. Введена строгая церковная цензура, учрежден «Индекс запрещенных книг» (1559). Вместе с тем началась работа по реорганизации курии, отменена торговля индульгенциями, осуждены отступления от церковной дисциплины среди духовенства и монахов. Были учреждены несколько новых монашеских орденов; орден иезуитов (Общество Иисуса) получил более широкие права в деле католического воспитания и развернул активную проповедническую деятельность. Создавались многочисленные школы и коллегии (Германикум, Григориана и др.). Перестроившись, католицизм начал борьбу за восстановление утраченных позиций в Баварии, Венгрии, Австрии, Польше. Попытки ре-католизации с помощью политических средств с опорой на католических монархов привели к религиозным войнам 16—17 вв. Однако они уже не смогли изменить соотношения сил: заключенный в 1648 Вестфальский мир вернул исходную ситуацию, как она была определена Аугсбургским соглашением (1555). Он означал окончание периода контрреформации. Больше того, в результате религиозных войн усилился процесс секуляризации: просвещенный абсолютизм в политической сфере и просвещение.
Контрреформация способствовала развитию теологии, росту образованности духовенства, усилению миссионерской деятельности. Но протестантизм не был повержен, более того, конфессиональное размежевание в европейском обществе лишь укрепилось. Католические реформы носили половинчатый и противоречивый характер; в них доминировал дух противодействия обновлению жизни европейского общества, они вступали в конфликт с антиавторитарной светской мыслью 17—18 вв. В культурной жизни этого времени перевес оказался на стороне протестантизма. И если верно, что без Лютера не было бы Канта, то без протестантской теологии не было бы ни Шлейермахера, ни Гегеля. В то же время реставрационно-консервативные течения (Ж. де Местр, Л. де Боналъа) 1-й пол. 19 в. в поисках религиозных истоков обращались именно к католицизму. Контрреформация стала предпосылкой католического возрождения 19 в.
Лит.: Jedin H. Katholische Reform oder Gegenreformation? Luzern, 1946; Das Weltkonzil von Trident. Sein Werden und Wirken, 2. Bde. Munch., 1951; ;/. Die Reformation in Deutschland, 2. Bde. Munch., 1962; Tillich P. Die Entwicklung des romischen Katholizismus vom Tridentinum bis zur Gegenwart. — Vorlesungen uber die Geschichte des christlichen Denkens, Tl. l. Stuttg., 1971.
В. И. Гараджа
Источник: Новая философская энциклопедия