(p. 1952, Париж) – философ и публицист, автор книг по вопросам этики, философии религии, политики. Учился в Высшей нормальной школе у Л. Альтюссера, преподавал в лицее, в Университете Париж-1; в последние годы является свободным писателем и журналистом. Некоторое время относил себя к марксистам и состоял в ФКП, однако своим учителем в философии считает М. Конша, благодаря которому он обратился к античной философии и к теме мудрости. Уже в первом своем произведении («Трактат об отчаянии и блаженстве», т. 1–2, 1984–1988) К.-С. выступает как наследник материалистической этики и атеизма Эпикура. К почитаемым им философам относятся М. Монтень, Лукреций, Б. Спиноза, но также Будда и Кришнамурти; в отличие от большинства философов его поколения, он испытывает неприязнь к Ф. Ницше и М. Хайдеггеру (широкий резонанс приобрело его выступление в 1991 «Почему мы не являемся ницшеанцами»). Мировую известность К.-С. принесла переведенная на три десятка языков работа «Малый трактат о великих добродетелях». В теории познания его позиция близка к критическому рационализму К. Поппера. Политические взгляды К.-С. с конца 1980-х можно охарактеризовать как социал-демократические или леволиберальные.
Соч.: Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени (с Л. Ферри). М., 2009; Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни. М., 2012; Философский словарь. М., 2012; Traité du désespoir et de la béatitude. V. 1–2. P., 1984, 1988; Une éducation philosophique. P., 1989; L’amour la solitude. Paroles d’Aube. P., 1992; Valeur et vé- rité (Etudes cyniques). P., 1994; Petit traité des grandes vertus. P., 1995. Лит.: Мачульская, О.И. Этическая концепция А. Конт-Спонвиля: новое учение о вечных добродетелях // Западная философия конца ХХ – начала ХХI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. A.M. Руткевич