свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащую вузу и его возможность объективно влиять на перераспределение этого рынка не в пользу др. субъектов. Указанное определение исходит из постулата, что вуз рассматривается как деловая организация, участвующая в процессах завоевания и удержания/потери потребителей этих услуг (общества, организаций-работодателей) путем высокого/среднего/низкого качества предоставляемых образовательных услуг. Вуз в контексте указанного определения выступает оператором на рынке образовательных услуг и подчиняется тем же правовым и экономическим (хозяйственным) нормам, что и др. участники рынка (др. вузы). В рыночной модели образовательной системы вуз выступает как производитель смешанного блага, поэтому подходы к определению его конкурентоспособности аналогичны тем, которые используются при анализе конкурентного положения организаций, функционирующих в др. сферах материального и нематериального производства.
Исходя из вышесказанного, конкурентоспособность вуза означает способность вуза успешно работать в динамичной, перманентно изменяющейся конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, а неизменном виде, а в идеале – с позитивной динамикой. При этом разделяются содержательная сторона таких понятий как конкурентоспособность образовательной организации и конкурентоспособность образовательной услуги. Важная роль в определении атрибутов конкурентоспособности вуза играют категории адаптивности и инновационности вуза. Свойства адаптивности и инновационности вуза определяют необходимые и достаточные условия формирования свойства конкурентоспособности организации(см. ниже Конкурентоспособность образовательного учреждения).
121.41 кб
Конкурентоспособность выпускника вуза
Решающим фактором, позволяющим подготовить специалистов, отвечающим требованиям современного общества, является система образования, цель которой на сегодняшний день заключается в формировании конкурентоспособной личности, востреб